Откопать счастье

Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects
0
Здесь лежит мое королевство, 
Я сама его зарывала...
Вероника Долина

Мы попросили архитекторов KATARSIS ab прислать развернутое описание проекта их комнанды, занявшего 1 место в конкурсе Открытого города. И они прислали: такую развернутую документацию – ни дать ни взять, настоящие археологи. Так что мы публикуем все же только часть фотографий, но, в то же время, достаточно много, чтобы не утратить документальности.

Тем более что проект красивый, смотреть бы и смотреть. 
  • zooming
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    Открытки выставки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Как всегда у KATARSIS ab, он сопровожден рисованой проектной графикой, напоминающей о мосте, который сожгли в Никола-Ленивце, но в то же время отчасти и графику Пиранези, поскольку совершенно очевидно, что фантастический город, который раскапывали во «Флаконе» на протяжении 10 дней, это, конечно, Рим. И в то же время это фантастический Рим, может быть, Римо-Лондон, поскольку в Риме небоскребов пока не рассеяно в таком количестве. Но феномен города-сети, города-наслоения уловлен, конечно, верно, и чему как не Риму быть его прообразом, первому мегаполису, отцу всех прочих. 
  • zooming
    1 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    2 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    3 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    4 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    5 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    6 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    7 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Цифры, конечно, поражают. Восемь тонн песка, 2000 домиков. Слепили из глины, красной и черной, отлили из гипса. Примечательно, что отливки использовали для зданий современной морфологии: тонких башен и мега-кварталов. Черный цвет – для деревенских домов, со скатными крышами, красную глину, в цвет черепицы и терракоты европейских городов – для плотной «римской» застройки, улочек и узнаваемых памятников.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Соединение «деревни», «Рима» и современных башен напоминает городские мутации из акварелей Сергея Чобана; техника, с другой стороны, напоминает об Александре Бродском. Позволю себе предположить даже, что авторы сделали там этакую анти-кому, если кто помнит проект «Кома» (2000), где глиняный город заливало мазутом. Тут все несколько иначе, в большей степени на позитиве и аттракционе, а между тем, в диалог все же вступает. 
  • zooming
    1 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    2 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    3 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    4 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    5 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    6 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    7 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    8 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    9 / 10
    Дома. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 10
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Некоторые постройки узнаются, к примеру Пантеон, ну куда без него, или базилики, или городская стена, да и дом-«яйцо», похожее на яйцо из московских дворов, тоже как-то сюда затесалось, хотя пристыковано к чему-то с планом в виде греческого креста.

Все это спроектировали, отлили и слепили, расставили по схеме – макет если не города, то внушительного района с разными временными слоями – и засыпали песком. 
  • zooming
    1 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Ну затем, конечно, откопали силами зрителей-участников, причем, по словам архитекторов, которые наблюдали за процессом: «...копают быстро, скоро ничего не останется...». Откопанное выставили на отдельный стол, как, и правда, археологические находки в «камералке». Словом, проделана внушительная работа, так и хочется пригласить команду поработать над новым макетом Москвы на Брестской. Ау! Не хотите, ведомства? Красиво же получается. Да и заявленный подход, микширующий архитектуру, историю, историческую архитектуру с современной, – и пробуждающий в зрителе хтонические навыки откапывания – полезен любому архитектору для развития контекстуальной эмпатии по отношению к городу.

Да и еще – чтобы не спрашивали, как можно совмещать древность и современность... А то некоторые не могут понять, как.
Смотрите, вот же – можно, можно. 
  • zooming
    1 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Далее – авторское описание проекта: 
KATARSIS ab. Архитектура – археология
 
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский. Письма римскому другу
 
Тема АРХИТЕКТУРА – АРХЕОЛОГИЯ показалась нам удивительно глубокой, актуальной и вместе с тем непостижимо загадочной. В первую очередь, это история про время.

Архитектура и Археология, два явления, которые вместе исчерпывающе описывают жизнь, но с разных сторон, как два конца одной цепи – можно дотронуться до одного и почувствовать, как дрогнет другой.
 
Наблюдая действительность в текущем моменте, мы находимся в определённой точке времени и пространства, где будущее существует лишь в теории, а прошлое отмечено порой артефактами, тем более загадочными, чем более древними. Так прошлое растворяется во времени, постепенно стираясь.
  • zooming
    1 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    5 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    6 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Цель проекта – исследование феномена времени и его влияния на восприятие архитектуры. Соединение созидательного и исследовательского подходов, которые на практике всегда существуют отдельно. Обществом, цивилизацией, культурой, социумом формируются смыслы и цели. Архитектор создает, время разрушает, исследователь расшифровывает. Сам предмет изучения изначально скрыт и осознается постепенно, по мере «извлечения», наполняясь смыслом.
Выражением этих размышлений стала закопанная экспозиция.

Посетитель, попадая на выставку, обнаруживает лишь поле песка и не видит никаких экспонатов. Вместе с тем ему предоставляется необходимый инструментарий в виде кисти и совка. Так начинается процесс раскопок.
В процессе обнаруживается, что экспозиция являет собой фрагмент ландшафта, покрытого песком, в толще которого скрывается грандиозная история.
В процессе работы над проектом, мы с участниками воркшопа придумали серию воображаемых цивилизаций, существовавших в разные периоды времени в одном ландшафте. Эти цивилизации были очень разными – и по уровню своего технического и общественного развития, и по господствующим нравам и ценностям, и по сроку своего существования. Эта разность отразилась в архитектуре, как отдельных зданий, так и градостроительства в целом.
  • zooming
    1 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Мы придумали несколько структур различного масштаба, плотности и принципов пространственной организации, целиком занимающих всю область ландшафта. Это небольшие деревни, разбросанные в ландшафте, образовавшиеся вокруг загадочных реликвий; воображаемый город с плотной сеткой улиц, сложной системой площадей, сформированных мегаобъектами; сетка тонких башен, как часть колоссального размера города, инфраструктура которого остается загадкой.
Со временем одна цивилизация исчезала, превращаясь в культурный слой, сквозь который прорастала следующая. Так, сама стихия песка стала метафорой времени. А время, в свою очередь, сформировало пространство.

Посетитель выставки, как исследователь, постигает эту многослойную историю в обратном порядке (что придает ей трагизма), обнаруживая массу закономерностей и делая неожиданные открытия. В процессе экспонаты бережно извлекаются и маркируются. Они заполняют выставочные стенды и, как следствие, образуют экспозицию.

Так и проходит полный цикл – превращение жизни в архитектуру, превращение архитектуры в загадочный предмет изучения, и превращение предмета изучения в музейный экспонат.

В рамках воркшопа, мы с участниками придумали и изготовили около 2000 зданий из глины и гипса, сформировавших воображаемые города. Мы использовали 8 тонн песка и спроектировали полноценную выставку, на протяжении 10 дней открытую для посетителей.

Кроме того, мы обнаружили, что кисть, совок и неизвестность легко превращают взрослого человека в ребенка, что все-таки вселяет надежду.
 
Кураторы:
Петр Советников
Вера Степанская
Борис Гусев
Даниил Наринский
Лиза Ковальчук
 
Участники воркшопа:
Арина Заметельская
Екатерина Волкова
Анна Шмакова
Максим Черепанов
Анна Захарова
Роман Рябинин
Мария Баранова
Екатерина Жук
Валерия Миронова
 
Графическое оформление выставки:
Олеся Воронина
 
Отдельная благодарность
Studio 911
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects

29 Ноября 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.