Откопать счастье

Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects
0
Здесь лежит мое королевство, 
Я сама его зарывала...
Вероника Долина

Мы попросили архитекторов KATARSIS ab прислать развернутое описание проекта их комнанды, занявшего 1 место в конкурсе Открытого города. И они прислали: такую развернутую документацию – ни дать ни взять, настоящие археологи. Так что мы публикуем все же только часть фотографий, но, в то же время, достаточно много, чтобы не утратить документальности.

Тем более что проект красивый, смотреть бы и смотреть. 
  • zooming
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    Открытки выставки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Как всегда у KATARSIS ab, он сопровожден рисованой проектной графикой, напоминающей о мосте, который сожгли в Никола-Ленивце, но в то же время отчасти и графику Пиранези, поскольку совершенно очевидно, что фантастический город, который раскапывали во «Флаконе» на протяжении 10 дней, это, конечно, Рим. И в то же время это фантастический Рим, может быть, Римо-Лондон, поскольку в Риме небоскребов пока не рассеяно в таком количестве. Но феномен города-сети, города-наслоения уловлен, конечно, верно, и чему как не Риму быть его прообразом, первому мегаполису, отцу всех прочих. 
  • zooming
    1 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    2 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    3 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    4 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    5 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    6 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    7 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Цифры, конечно, поражают. Восемь тонн песка, 2000 домиков. Слепили из глины, красной и черной, отлили из гипса. Примечательно, что отливки использовали для зданий современной морфологии: тонких башен и мега-кварталов. Черный цвет – для деревенских домов, со скатными крышами, красную глину, в цвет черепицы и терракоты европейских городов – для плотной «римской» застройки, улочек и узнаваемых памятников.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Соединение «деревни», «Рима» и современных башен напоминает городские мутации из акварелей Сергея Чобана; техника, с другой стороны, напоминает об Александре Бродском. Позволю себе предположить даже, что авторы сделали там этакую анти-кому, если кто помнит проект «Кома» (2000), где глиняный город заливало мазутом. Тут все несколько иначе, в большей степени на позитиве и аттракционе, а между тем, в диалог все же вступает. 
  • zooming
    1 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    2 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    3 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    4 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    5 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    6 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    7 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    8 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    9 / 10
    Дома. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 10
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Некоторые постройки узнаются, к примеру Пантеон, ну куда без него, или базилики, или городская стена, да и дом-«яйцо», похожее на яйцо из московских дворов, тоже как-то сюда затесалось, хотя пристыковано к чему-то с планом в виде греческого креста.

Все это спроектировали, отлили и слепили, расставили по схеме – макет если не города, то внушительного района с разными временными слоями – и засыпали песком. 
  • zooming
    1 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Ну затем, конечно, откопали силами зрителей-участников, причем, по словам архитекторов, которые наблюдали за процессом: «...копают быстро, скоро ничего не останется...». Откопанное выставили на отдельный стол, как, и правда, археологические находки в «камералке». Словом, проделана внушительная работа, так и хочется пригласить команду поработать над новым макетом Москвы на Брестской. Ау! Не хотите, ведомства? Красиво же получается. Да и заявленный подход, микширующий архитектуру, историю, историческую архитектуру с современной, – и пробуждающий в зрителе хтонические навыки откапывания – полезен любому архитектору для развития контекстуальной эмпатии по отношению к городу.

Да и еще – чтобы не спрашивали, как можно совмещать древность и современность... А то некоторые не могут понять, как.
Смотрите, вот же – можно, можно. 
  • zooming
    1 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Далее – авторское описание проекта: 
KATARSIS ab. Архитектура – археология
 
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский. Письма римскому другу
 
Тема АРХИТЕКТУРА – АРХЕОЛОГИЯ показалась нам удивительно глубокой, актуальной и вместе с тем непостижимо загадочной. В первую очередь, это история про время.

Архитектура и Археология, два явления, которые вместе исчерпывающе описывают жизнь, но с разных сторон, как два конца одной цепи – можно дотронуться до одного и почувствовать, как дрогнет другой.
 
Наблюдая действительность в текущем моменте, мы находимся в определённой точке времени и пространства, где будущее существует лишь в теории, а прошлое отмечено порой артефактами, тем более загадочными, чем более древними. Так прошлое растворяется во времени, постепенно стираясь.
  • zooming
    1 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    5 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    6 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Цель проекта – исследование феномена времени и его влияния на восприятие архитектуры. Соединение созидательного и исследовательского подходов, которые на практике всегда существуют отдельно. Обществом, цивилизацией, культурой, социумом формируются смыслы и цели. Архитектор создает, время разрушает, исследователь расшифровывает. Сам предмет изучения изначально скрыт и осознается постепенно, по мере «извлечения», наполняясь смыслом.
Выражением этих размышлений стала закопанная экспозиция.

Посетитель, попадая на выставку, обнаруживает лишь поле песка и не видит никаких экспонатов. Вместе с тем ему предоставляется необходимый инструментарий в виде кисти и совка. Так начинается процесс раскопок.
В процессе обнаруживается, что экспозиция являет собой фрагмент ландшафта, покрытого песком, в толще которого скрывается грандиозная история.
В процессе работы над проектом, мы с участниками воркшопа придумали серию воображаемых цивилизаций, существовавших в разные периоды времени в одном ландшафте. Эти цивилизации были очень разными – и по уровню своего технического и общественного развития, и по господствующим нравам и ценностям, и по сроку своего существования. Эта разность отразилась в архитектуре, как отдельных зданий, так и градостроительства в целом.
  • zooming
    1 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Мы придумали несколько структур различного масштаба, плотности и принципов пространственной организации, целиком занимающих всю область ландшафта. Это небольшие деревни, разбросанные в ландшафте, образовавшиеся вокруг загадочных реликвий; воображаемый город с плотной сеткой улиц, сложной системой площадей, сформированных мегаобъектами; сетка тонких башен, как часть колоссального размера города, инфраструктура которого остается загадкой.
Со временем одна цивилизация исчезала, превращаясь в культурный слой, сквозь который прорастала следующая. Так, сама стихия песка стала метафорой времени. А время, в свою очередь, сформировало пространство.

Посетитель выставки, как исследователь, постигает эту многослойную историю в обратном порядке (что придает ей трагизма), обнаруживая массу закономерностей и делая неожиданные открытия. В процессе экспонаты бережно извлекаются и маркируются. Они заполняют выставочные стенды и, как следствие, образуют экспозицию.

Так и проходит полный цикл – превращение жизни в архитектуру, превращение архитектуры в загадочный предмет изучения, и превращение предмета изучения в музейный экспонат.

В рамках воркшопа, мы с участниками придумали и изготовили около 2000 зданий из глины и гипса, сформировавших воображаемые города. Мы использовали 8 тонн песка и спроектировали полноценную выставку, на протяжении 10 дней открытую для посетителей.

Кроме того, мы обнаружили, что кисть, совок и неизвестность легко превращают взрослого человека в ребенка, что все-таки вселяет надежду.
 
Кураторы:
Петр Советников
Вера Степанская
Борис Гусев
Даниил Наринский
Лиза Ковальчук
 
Участники воркшопа:
Арина Заметельская
Екатерина Волкова
Анна Шмакова
Максим Черепанов
Анна Захарова
Роман Рябинин
Мария Баранова
Екатерина Жук
Валерия Миронова
 
Графическое оформление выставки:
Олеся Воронина
 
Отдельная благодарность
Studio 911
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects

29 Ноября 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Технологии и материалы
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Сейчас на главной
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.