Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Тема образовательного фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» в этом году – очень важная: социалка, или «Ре-формация социального». Название морфологически напоминает известное rethinking – переосмысление, к нему ближе и работы участников.
В нашей стране «социалка» воспринимается очень по-разному: с одной стороны, за ней тянется длинный шлейф советских гарантий и их последующего недостатка, вымывания из жизни, с другой стороны, она ассоциируется с обременением, что достаточно неизбежно – вопрос, воспринимать его с тоской или с энтузиазмом. Третий ракурс – «западный левацкий», в чем созвучный, в чем-то отличный, но тоже не лишенный конъюнктурности. Как сказал на открытии Сергей Кузнецов: «ты ее делаешь и вызываешь к себе море эмпатии», – речь о ряде самых жалостных сюжетов, с которыми работали участники. В то же время и Владимир Кузьмин упомянул «спекулятивную актуальность» – тема хорошая, но сложная еще и из-за конъюнктурного следа. Впрочем многие присутствовавшие выразили уверенность, что «прекраснодушной фигни» на выставке было немного.
Словом, путь, который выбрали кураторы этого года, Антон Надточий и бюро ATRIUM – они пригласили очень много тьюторов и обеспечили широкий спектр тем, вариации подходов и многопрофильность команд, – путь, вероятно, правильный. В «Открытом городе» еще не бывало так много воркшопов – сейчас их 15 [плюс 4 внеконкурсных от Citymakers на 3 этаже]. Да и на открытии, прямо скажем, было попросту не протолкнуться.
Антон Надточий, АБ ATRIUM, куратор «Открытого города» 2023: Ре-Формация социального
Очевидно, что студенческий архитектурный воркшоп никак не может воздействовать на решения в области социальной инфраструктуры. Поэтому некоторые участники сосредоточились на «малых», иногда прямо очень небольших, делах, причем еще и трактованных скорее художественно, чем с расчетом на непосредственную реализацию. К примеру, проектируя микроинтеграции в мегаполис для уменьшения его стрессогенности (А4). Бюро ASADOV так и вовсе назвало свой воркшоп 'More in less', большое в малом, интерпретируя известный слоган и предлагая небольшие размышления о полезных интеграциях, из которых самый обаятельный – домики-соты.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
К этой же категории условно-реализуемых размышлений можно отнести пристройки, позволяющие бездомным принять душ, из воркшопа под совместным руководством бюро ГОРА и проекта «Ночлежка» и их же – ну, это-то давняя классика – гамаки для бездомных.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Формат с чуть более ощутимой определенностью – воркауты, городские спортивные площадки (VOX) и игровые площадки для детей и подростков (MAP). Руководители последней группы рассказали мне, что одно из предложений выбрали для реализации в Коммунарке.
Другой вариант реализуемого проекта – концепция ремонта школьного класса, основанная на замерах пульса детей (AURA): пульс изменяли в реальном интерьере, а затем – надевая на детей виртуальный шлем с новым проектом для того же класса. Что, положа руку на сердце, кажется немного неточным способом измерения. И тем не менее, один класс планируют летом отремонтировать по проекту.
Проработанным на уровне реально реализуемого выглядит проект, выполненный под руководством казанского бюро TIArch Ахтямовых – здание большого реабилитационного центра, которое так и хочется отдать в стройку... А вдруг в Казани так можно? Впрочем, его архитектурные решения так и хочется немного «подрехтовать», но дело ведь не только в них? И рисунки на стенах павильона, сделанные участниками, замечательные.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Иной вариант обращения к реальным переменам, вовсе не мелкий, а напротив, с масштабным замах – воркшоп под кураторством бюро «Культура света», которое разработало совместно с участниками проект методички изменения нормативов по освещению в сторону комфорта для людей с ограниченными возможностями. Авторы обещают доделать работу и отдать ее Москомархитектуре.
На самом дальнем полюсе – проект «Квинэссенция сакрального» (Osetskaya/Salov). Его задачей было спроектировать сакральное пространство не для определенной религии, но в очень разных местах, в том числе в Антарктиде и при космическом корабле. Этот проект можно считать вполне реализованным, поскольку его результат – идеи и мультфильмы, нарисованные, заметим, искусственным интеллектом. Не все одинаково прекрасные, но про страх в Антарктиде мне показался очень хорошим.
Думаю, их стоит посмотреть все. И – вспоминается проект-мультфильм прошлого года, курированный архитекторами ДНК аг.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Проект, сделанный под руководством Института Генплана, посвящен кладбищам и состоит из двух частей: проекта реконструкции большого пригородного кладбища в окружении леса, он сделан для реального участка и выглядит почти как готовое предложение – и идеи по устройству колумбариев в центре города, таких, где при переезде можно захватить «свою» урну с собой и пристроить в новом таком же месте.
Его представляет лирическая лежанка из сена.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Другие проекты не столько пытаются дать ответ, сколько ставят вопрос и – либо намечают путь, либо фантазируют на актуальную тему. Тут очень позитивным мне показался подход IND architects, которые, взяв тему детских домов, отказались от идеи делать что-то определенное, лишь наметили плашки-функции на примере микрорайона в Выхино, заявили по итогам разговоров в реальных детских домах, что их не должно быть, и если есть, то чем меньше, тем лучше. И, видимо, посвятили больше времени собственно обучению студентов. Построили вместе с ними объект в Никола-Ленивце рядом с «Мавзолеем мечты»; на стенде завели интерактив, а итогом сделали идею проведения конкурсов но детские дома нового формата.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Не знаю, как отнестись к проекту «Больше, чем школа» (Syntaxis): в нем участники сделали три проекта так, как будто нормативов, ограничивающих школьные здания во всем, не существует. На вопрос, где тут забор и насколько все это реально, затруднились ответить все авторы, – но макеты-то симпатичные.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
И между тем этот воркшоп – скорее постановка проблемы, чем попытка ее решения.
Особняком, как всегда, стоят проекты под кураторством девелоперских компаний: Группа Эталон предложила участникам поискать наполнение для большого офиса продаж ЖК Шагал, который после завершения продаж планируется перепрофилировать в общественный центр, а Сбер Сити совместно с Semrén & Månsson, в несколько более широком диапазоне, но тоже на примере совершенно определенного проекта, размышляют о досуге и помощи для пожилых людей.
Впрочем, реализуемость студенческих проектов – в данном случае лишь один из критериев, для такого мероприятия большим плюсом может быть и нацеленность на реальную пользу, и принципиальной отказ от нее ради художественного высказывания, и характер презентации.
А они в «Открытом городе» традиционно разнообразны и временами зрелищны – не все, но некоторые обязательно.
В этом году не только я, но и коллеги – в частности главред «Проекта Россия» и сокуратор выставки Юлия Шишалова – обратили внимание на то, что многие участники все больше «впитывают» приемы школы МАРШ: делают артистичные макеты не только для презентации, но и в процессе размышления, пишут дневники, сосредотачиваются на исследовании. Не то чтобы эти подходы были МАРШем запатентованы, скажем, и лирика, и исследование, и фиксация на сюжете с лирической нотой – подходы, которые встречаются не только там; но сходство ощущается. Опять же, на выставке все больше полиграфической продукции: не только открытки, но и буклеты, – вот, группа А4 выпустила целую книгу.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Группа MAP architects, наоборот, вместо того, чтобы отчитываться о процессе, сделала настольную игру-путешествие из школы домой, «посадив» на нее свои проекты игровых площадок и снабдив смешными комментариями типа «завис в тиктоке, пропускаешь ход».
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Все это довольно заметные изменения, признаки развития и, безусловно, стараний участников и тьюторов.
А я замечу еще одну вещь. Любопытно, как один «Открытый город» наследует приемы другого. Вот например, самая эффектная инсталляция этого года восходит к самому роскошному проекту 2022 – Архитектурному столу школы МАРШ и Арсения Леоновича. Там были постройки из вполне реальной еды и легко читаемая отсылка к Гринуэю – тут отклик: вместо еды нас «угощают» запахами цветов, довольно сильными и свежими, на подиуме, похожем на тот стол.
И между тем объект воркшопа А4, определенно, самый красивый и фотогеничный.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Мультики о мета-храмах, как уже было сказано, заметно перекликаются с мультфильмом группы ДНК аг. А в одном из проектов группы ASADOV я разглядела воспоминание об «Архитектуре + археологии», которую в прошлом году курировал KATARSIS.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Также не отпускает ощущение, что каждый из проектов прошлого года, хотя не был таким серьезным, – но был заметно крупнее представлен. Там больше выставки, тут больше размышлений. Вполне логично вдохновиться тем, что было ярче в художественном отношении, да и преемственность никто не отменял.
Выставка открыта до 19 ноября включительно.
Победители
Вчера фестиваль объявил результаты судейства, главными победителями были объявлены 2 воркшопа:
«Убежище. Вне круга света» [куратор казанская студия TIArch Ахтямовых] – проект реабилитационного центра для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Самый крупный проект фестиваля, целое здание с миссией;
«Тихие соседи. Кладбище как архитектурная задача» [куратор Институт Генплана Москвы] – две концепции кладбищ, в пригороде и в центре города, один из проектов был сделан на реальном участке, в нем чувствовалась профессиональная подоснова, в другом были предложены колумбарии, где «свою» урну можно перенести из одной части города в другую при переезде.