English version

Осознать и сформулировать

Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.

mainImg
Для меня как петербургского редактора Архи.ру, впервые побывавшего на Арх Москве, поначалу сбивающей с толку своим изобилием, спецпроект «Тезисы» стал своего рода «якорным» и заземляющим объектом. Возможно, дело в черном павильоне – он укрывал от внешней пестроты, fomo-синдрома и мыслей о дронах. Или в участниках – проще подхватить предмет интересов и изысканий ровесников, чем представителей старшего поколения. Может, все дело в магии Григориоса Гавалидиса – если вы еще ни разу с ним не разговаривали, очень рекомендую. По существу же, «Тезисы» – это одновременно срез и цельное высказывание, сборник новелл от разных авторов на одну тему, который вполне мог стать самодостаточным выставочным проектом. Чем он, собственно, и стал. Но обо всем по порядку.  
Тезисы на Арх Москве 2023
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
Глава 1 
в которой появляется Григориос, два литра саке и 300 звонков  

Если кому-то нужен секрет успешного выставочного проекта, то первый возможный пункт – позвать GAFA. В прошлом году бюро отвечало за спецпроект NEXT! и тоже с огоньком – подобрался отличный список участников, которых как следует взбодрили встречами, обсуждениями, подключением МАРШ и общими чатами. Подробно о подготовке и результатах мы писали – такой опыт, верим, пригодится последователям. 

В 2023 году GAFA продолжили экспериментировать с форматами Арх Москвы. Спецпроект всегда назывался «Антитезы» – но кураторы справедливо рассудили, что куда важнее строить мосты и быть вместе, чем искать очередные оппозиции. Поэтому предложили каждому участнику выбрать свой тезис и раскрыть его в рамках общей темы выставки – «Перспективы».

Участники в этот раз – опытные и коммерчески успешные бюро, ровесники GAFA. Несмотря на опытность, а может как раз из-за сопутствующей занятости, собрать всех и довести до конца проект было не так просто. Увлеченность GAFA, впрочем, заразительна и не оставляет шанса остаться в стороне, – входишь в их поле, и сам меняешься. 

Предлагаем воображаемую инфографику о подготовке «Тезисов»:
  • 300 звонков понадобилось сделать, чтобы архитекторы согласились участвовать, доделали макеты и вовремя приехали на выставку;  
  • 2 литра саке ушло во время обсуждения работы N... 
В общем, вы поняли, подход индивидуальный, требующий энергии и изрядной доли обаяния.

На презентации проекта, где слушателей было так много, что они «выливались» за край павильона, Григориос назвал участников рок-звездами. Сравнение очень классное, надеемся, что в профессии будут не только павильоны, но и стадионы поклонников. 
Тезисы на Арх Москве 2023
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
Глава 2
в которой Мастер обращается к Ребенку

Не все участники «Тезисов» молоды по паспорту. GAFA удалось еще одно удивительное – привлечь к проекту легендарного Владислава Кирпичева, который помнит голоса нынешних мэтров архитектуры, когда они еще заполняли свои дневнички в залах с авангардным искусством. 
Тезисы на Арх Москве 2023
Фотография © предоставлена GAFA

Собственно, объект школы EDAS и получил первый приз «Тезисов» как лучшее архитектурное высказывание. «Мозги как и гречка являются национальным стратегическим продуктом», – гласила сопроводительная надпись на стене павильона. Нельзя не согласиться, и щемяще жалко все чудесные мозги, которые из страны уезжают.

По поводу того, откуда берется стратегический продукт, еще написано: «Мы всегда считали, что все дети – гении…». Школа EDAS всегда взращивала субъектность учеников и получала результаты, удивляющие всех. На шелкографии – коллекция оммажей, сверкающие «слитки» с макетами, сделанными детьми возрастом от 6 лет. В глазах смотрящего – восхищение и надежда.  

На фоне «слитков» сама инсталляция чуть теряется, но высказывание продолжает: вертикальный город, который демонстрирует, как по-разному дети могут играть в кубики. 
Тезисы на Арх Москве 2023
Фотография © предоставлена GAFA

Кураторы рассказывают, что на одной из подготовительных встреч Учитель спровоцировал дискуссию – от его вопросов легко было растеряться, но и интересно искать ответ. ​Присутствие Владислава Кирпичева, как кажется, не могло не повлиять на остальных участников. 
 
Архитектура – это не здания. Архитектура – это пространство плюс способ нашего движения в нем. Декарт впервые описал пространство через протяженность тел, которыми оно заполнено. После него вся европейская метафизика стала похожа на чердак, заваленный предметностью и связанный навеки с полнотой, избытком и нагромождением. Кант выбросил с чердачного и прочего пространства предметы и тела, расчистив помещение. Теперь пространство наряду со временем связано с сознанием, а не с телами и предметами…
Тезисы на Арх Москве 2023
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
Глава 3
в которой дети создают перспективы 

В темный павильон «Тезисов» заходишь со света, звуки приглушаются, краски сгущаются вокруг объектов, выхваченных светом. Они как будто висят в пустом пространстве, как если бы мы одели vr-очки.
  • zooming
    1 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 6
    Тезисы на Арх Москве 2023
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

«Мир будет таким, каким мы его придумываем» – читаешь в этой темноте послание на инсталляции бюро PARSEC. Трактовать ее архитекторы предлагают каждому на свой вкус: скульптура из обтекаемых объемов с опушкой из мягких перьев на рациональном уровне не хочет цепляться за какие-то готовые образы, но заставляет погружаться в бессознательное и искать ответы там, в пространстве снов или космоса. PARSEC находят «точки опоры вне земных», а в работе соединяют ценное для себя – легкость, игру, чувственность, математику, философию и поэзию.
Тезисы на Арх Москве 2023. PARSEC ARCHITECTS, «Точки опоры вне земных»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

Работа CHADO вторит этой множественности вероятностей: перспектив бесконечное количество, но какую из них сумеет обнаружить человек, что выхватит его взгляд? «Черный монолит» вдохновлен отчасти «Космической одиссеей» Стенли Кубрика, отчасти шумерским диском или календарем майя, и символизирует сгусток перспектив, который открывают знания предыдущих поколений, воля к свершению и какой-либо катализатор. Тут вспоминаются финальные эпизоды еще одного фильма, «Пятого элемента», – пусть бы катализатором была любовь.  
Тезисы на Арх Москве 2023. CHADO , «Черный монолит – предшественник открытия перспективы»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

Напротив – что-то земное, теплое, устойчивое: печка, сделанная TOBE architects из переработанного пластика. Мраморность материала издалека навевает то ли античные залы Эрмитажа, то ли петербургскую подземку. Приблизившись, хочешь прикоснуться. Перспективы открывает синтез идентичности, новых технологий и ответственность за окружающую среду.
Тезисы на Арх Москве 2023. TOBE Architects, «Замещение в очаге культуры»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

Бюро KAMEN, которое единственное представило кинетический объект, видит смысл в трансформации. Именно она становится базой для поиска формы, функции, чувства. Все течет и меняется вместе со временем и пространством. Получается что-то вроде хайку:

Горизонталь перетекает в вертикаль.
Общественная функция – в жилую.
Закрытое пространство становится открытым
Гибрид и универсальность – это будущее.

Тезисы на Арх Москве 2023. Архитектурное бюро KAMEN, «Трансформация»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

AD HOC ARCHITECTURE берут чуть шире, прославляя движение. Оно порождает жизнь, не всегда предсказуемую или даже счастливую, но определенность есть только в смерти, суть которой  отсутствие всякого движения. Mors certa, vita incerta. «Если нет движения и ничего не происходит, все становится холодным, скучным и бессмысленным, а импульсы и триггеры различных процессов, создают динамические, нелинейные пространства, перспективы которых познаются в движении». 
Тезисы на Арх Москве 2023. AD HOC ARCHITECTURE «Перспектива движения»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

Бюро А4 связывают «новый ренессанс» с технологиями – мысль витает в воздухе довольно навязчиво, но здесь удалось вдохнуть в нейронные сети частичку человеческого тепла. Архитекторы выступили посредниками между бабушкой одной из участниц проекта и MidJourney: воспоминания одной «загружали» в другую с тем, чтобы восстановить облик сгоревшего дома, семейного гнезда, фотографий которого почти не осталось. Уточняя детали, постепенно пришли к определенной форме, но не стремились восстановить все – только самое яркое, что хранит память. Макет напечатали на 3d-принтере, сделав лакуны прозрачными, постамент соорудили из бревен старого дома – так новое прорастает из старого.

Погрешность, обусловленная природой человеческой памяти, конечно, присутствует, поэтому подобный метод реконструкции не назовешь научным. Но он определенно захватывает воображение. Сразу представляешь, как в будущем можно будет загрузить всю существующую документацию об утраченном объекте в нейросеть, добавить в этот «котел» кусочек сохранившейся подлинной материи, и тебе покажут голограмму объекта и выдадут рабочие чертежи для восстановления.
Тезисы на Арх Москве 2023. Бюро А4, «Новый Ренессанс: синтез человека и нейросетей»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA

Команда ARCH(E)TYPE, которая умеет делать архитектуру, мебель и ювелирные изделия, закономерно обращает внимание на междисциплинарную гибкость. На их столе – постмодернистская игра в масштабирование: срез колонны становится украшением, а потом, как у Льюиса Кэрролла, увеличивается до общественного здания. Значение имеет только концепция: хорошая обязательно сработает в масштабах от витрины до мегаполиса.
Тезисы на Арх Москве 2023. ARCH(E)TYPE , «Перспектива в междисциплинарной гибкости и подчинению общей концепции»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена GAFA
Послесловие 
«Тезисы» удались и вызвали интерес – это было понятно как минимум по постоянной наполненности павильона. После завершения Арх Москвы основательница ARCH(E)TYPE Дарья Белякова показывала «Тезисы» в своем пространстве A-House – клубе для архитекторов, дизайнеров и «других визионеров из смежных областей». Дальше проект мог поехать на гастроли в петербургский «Севкабель», но, как справедливо отметили участники, «надо же когда-то работать».

Поэтому для всех, кто до Арх Москвы не добрался, организаторы подготовили фильм-экскурсию, он размещен на совершенно новом, но перспективном youtube-канале GAFA


  • zooming
    1 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    7 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    8 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    9 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    10 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA
  • zooming
    11 / 11
    Проект Тезисы в A-House, 2023
    Фотография © Диана Вешкурцева / Предоставлена GAFA

19 Июня 2023

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.