Праздник футбола

Десять футбольных стадионов из портфолио Проектного института «АРЕНА»: запоминающиеся образы, многотысячные трибуны и новейшие технологии.

mainImg
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Футбольные стадионы – одна из специализаций Проектного института «Арена», который многие годы занимается масштабными общественными объектами. В подборку вошло девять стадионов, большинство их которых возводилось к Чемпионату мира по футболу счастливого 2018 года. На их примере хорошо виден диапазон задач, с которыми сталкивался институт: от строительства в чистом поле и адаптации иностранных концепций к российским реалиям до модернизации советских объектов и включения современных гигантов в сложившуюся городскую среду. 
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Арена» – отчасти историческое название, поскольку коллектив нашего института складывался из специалистов, проектировавших крупнейшие спортивные объекты Москвы. И первоначальный пакет проектов составили именно спортивные объекты. За годы существования ПИ «Арена» накопил серьезный опыт в строительстве и реконструкции футбольных стадионов – мы единственные, кто спроектировал два объекта Зимней Олимпиады в Сочи 2014 года и пять из двенадцати стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года. После завершения крупных спортивных мероприятий наши арены продолжают жить, в каждом городе по-разному: как профессиональные спортивные базы или концертные площадки. 

Мы продолжаем развиваться в этом направлении, решая все больше задач, поскольку ужесточаются требования к безопасности, появляются новые медиатехнологии, постоянно улучшаются условия для спортсменов и зрителей. На разных стадиях проектирования обычно задействовано от 5 до 50 человек. Среди них, кстати, немало заядлых болельщиков и любителей: институт даже арендует для своих сотрудников футбольное поле на территории олимпийского комплекса «Лужники».


В подборке арены перечисляются в хронологическом порядке проектирования – от стадиона «Москвич», который ждет открытия в этом году, к РЖД Арене, над которой институт работал больше 20 лет назад. 
 

*** 

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, Э. Синченко, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Драгунова, А. Корнеева, К. Капцова
Генеральный план: К. Харитонова; И. Сафронов
Конструкторы: Г. Марков, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализаторы: П. Курицын, В. Кучук, А. Чередников, Л. Бастрикова, В. Бастрикова, А. Смелякова
Где
Россия, Москва. Волгоградский проспект
Даты
— 2017 / 2019 —
Функция
Спортивный / Стадион
По сравнению с последующими объектами эта арена покажется камерной, но решения здесь применялись не менее элегантные и технологичные – на сегодняшний день это единственный стадион, предназначенный и для соревнований по футболу, и для всех дисциплин легкой атлетики. После реконструкции количество зрительских мест увеличилось до 4 200, 50 из которых относятся к категории VIP. Над трибуной появился «подшитый» зеркальными панелями навес для защиты от осадков и прямых солнечных лучей, в подземном этаже – галерея для занятий стрелковым спортом. Эвакуационные лестницы объединяют пять надземных уровней арены, а кроме того служат ядрами жесткости здания и опорами конструкции навеса. Трибуны разбиты на пять круглых секторов, символизирующих олимпийские кольца.
 
  • zooming
    1 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Волгоград Арена»
Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Волгоград Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, И. Куфонин, А. Орлов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, О. Серикова, В. Алексеева, В. Билкей, А. Белоусова, С. Флейшман, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Золотова, Т. Баринова, К. Капцова, Е. Колесникова, М. Жаркова
Генеральный план: К. Харитонова, М. Осинцева
Конструкторы: М. Лившин, Д. Свирский, С. Зоткин, И. Долгилевич, А. Кулешов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Л. Есина, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Волгоград. проспект им. В.И. Ленина, 76
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
«Волгоград Арена» была построена на месте стадиона «Ротор» к Чемпионату мира по футболу в 2018 года. Арена выгодно, но и ответственно расположена: на берегу Волги, у подножия Мамаева кургана со скульптурой «Родина-мать», по оси Центрального парка культуры и отдыха. Новый объект вписался в панораму города за счет оригинального фасада: стальные стержни самонесущей оболочки имеют разное сечение и, пересекаясь, образуют паттерн высокого декоративного качества – с дальних ракурсов он напоминает кружево, хлопья снега или всполохи салюта. Трибуны закрывает радиально-кольцевая оболочка из вантовых ферм с мембранным покрытием. Вокруг стадиона в уровне фойе первого яруса устроена пешеходная эстакада. Вместе с лестницами и пандусом в плане она образует пятиконечную звезду.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, С. Чуклов, Д. Петкова, Ю. Веретенникова, Е. Бузмакова, А. Золотова, В. Резяпова, О. Никонова, М. Егорова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ Инфорспроект А. Шахворостов,
Раздел КМ Стальпроект С. Лубенец
Инженеры: Е. Бекмухамедов, И. Винокуров, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Самара. Демократическая улица, 57
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Этот стадион также появился благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года, но в отличие от предыдущих строился на окраине Самары, где территории еще только осваиваются. С высоты птичьего полета арена напоминает гигантский цветок: стальное покрытие над трибунами имеет форму купола и представляет собой сферическую оболочку, состоящую из 32 радиальных консолей-лепестков. Консоли соединяются системой кольцевых ферм, а их треугольные завершения опираются на пирамидальные конструкции и служат навесом для входной галереи. Диаметр арены больше, чем у московских «Лужников» – почти 330 метров. С уровня глаз человека стадион напоминает космический объект, что откликается на историю города – центра космической индустрии. Солидарность вмещает почти 45 000 зрителей, сейчас она передана клубу «Крылья советов».
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Нижний Новгород»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”
Где
Россия, Нижний Новгород. улица Бетанкура, 1А
Даты
/ 2013 — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Еще одна арена для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, рассчитанная на 45 000 зрителей. Расположение стадиона стало предметом длительных споров, однако в итоге было решено остановиться на Стрелке – участке на низком берегу города, у слияния Оки и Волги, недалеко от знаменитой ярмарки и доминирующего над окружением собора Александра Невского. Стадион хорошо просматривается из центральной части города, расположенной на возвышении, поэтому архитекторам было важно найти решение эффектное, но не подавляющее. Ставку сделали на воздушность – в архитектуре она интерпретируется с помощью образов воды и ветра волжских просторов. 

Ритмичный каркас из трехгранных пилонов служит опорой для полупрозрачной кровли и формирует крытую галерею вокруг арены. Ведущие на галерею лестницы располагаются по отношению к опорам диагонально, что создает ощущение завихрений воды, а при взгляде с высоты птичьего полета – водоворота, центром которого становится футбольное поле. Этому сюжету вторит отделка фасада – полупрозрачные панели белого и голубого цветов переплетаются друг с другом в динамике, характерной для волн или развевающихся на ветру флагов. Игра света и тени еще больше усиливает ощущение бликов на воде.

Недавно китайский архитектурный журнал gooood включил стадион в подборку из 25 лучших российских объектов, построенных за последние четыре года. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»

Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов
Где
Россия, Екатеринбург. улица Репина, дом 5
Даты
— 2014 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Чтобы принять матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, Екатеринбург решил реконструировать «Стадион «Центральный» – объект культурного наследия, расположенный в плотно застроенной части города. Исторические стены 1954 года отреставрировали, а внутрь встроили новое ядро. Фасады современного объема облицевали перфорированными алюминиевыми панелями, благодаря чему он стал нейтральным фоном для пышного портика старого стадиона, успешно играющего роль заметной входной группы. Между исторической стеной и новым ядром появилось атриумное пространство, откуда зрители по каскадам лестниц попадают к своим местам. На период игр Чемпионата мира с северной и южной стороны арены были установлены временные трибуны.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
© ПИ «АРЕНА»

Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д.Буш, А.Орлов, А.Заключаев, И.Куфонин, В.Билкей, А.Белоусова, Э.Синченко, С.Флейшман, Е.Мельникова, К.Капцова, Т.Баринова, Н.Синицина
Конструкции: Инфорс-Проект А.Иващенко, Максима А.Кулешов; С.Крючков
Инженерия: А.Тарасов, М.Кислов
Генеральный план: К.Харитонова, И.Морозова
Визуализация 3D: А.Чередников
Где
Россия, Москва. ул. Восточная, вл. 4а
Даты
2015 — 2017 /
Функция
Спортивный / Стадион
Единственная в этой подборке нереализованная арена вошла в обзор неслучайно – найденные решения архитекторы считают важными для института.

Стадион в Даниловском районе был построен в 1960 году как тренировочная база московского «Торпедо» – клуба Завода имени Лихачева (ЗИЛ). К нынешнему времени территории у Симоновской набережной поменяли профиль с промышленных на жилые, перемены затронули и стадион – обновить его хотели задолго до Чемпионата мира по футболу 2018 года, концепции разрабатывали различные бюро, а вариант Пи Арена получил единогласное одобрение Архсовета. После этого сменился заказчик, проект ушел к французскому бюро MICHEL REMON & ASSOCIE, работы планируют завершить к 2024 году.

Вариант ПИ Арена предполагал нестандартное для стадиона решение: трибуны располагались только с двух сторон, восточная была устроена в естественном рельефе, что до некоторой степени повторяло историческую планировку. Чтобы сохранить виды на Москву-реку и Симонов монастырь, архитекторы разработали особое перекрытие над трибунами: мембрану из стальных листов толщиной в 6 мм, протянутую на длину 143 метра без опор в центре. Стрела провеса, равная 7 метрам, давала изящный изгиб, а снизу мембрану предполагалось облицевать зеркальными панелями. Стабилизировалась конструкция за счет собственного веса и системы железобетонных балок.
  • zooming
    1 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
Стадион «Фишт»
Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Стадион «Фишт»

Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Стадион для проведения Церемоний открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи
Архитекторы
POPULOUS: Д. Барроу, Н. Рейнольдс, Д. Лавелль, А. Хоппе, Г. Роботам, Х. Ренни, Б. Дитчбен, Э. Мкинтош, Д. Коул, Н. Гуэрреро, Т. Ривес, К. Миллс, С. Компатеску
Архитекторы российские: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, Ю. Олофинская, В. Валуйских, А. Орлов, Ю. Веретенникова, А. Золотова, В. Тулупов, К. Ланина, И. Афонина, Е. Инжеватова, И. Гришина
Инженер: К. Семёнов, А. Иванов
Конструкторы: ГК-ТЕХСТРОЙ М. Кельман, А. Проскурнин, А. Титов, П. Золотов

Реконструкция стадиона для Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России
Архитекторы: Д. Буш, С. Чуклов, А. Золотова, Ю. Веретенникова, С. Ан, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Д. Чекменёва, О. Гак, Д. Петкова
Генеральный план: К. Харитонова, Е. Бабкина, М. Осинцева
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Где
Россия, Адлер. поселок Сириус, Олимпийский просп., 15
Даты
2009 — / — 2017
Функция
Спортивный / Стадион
Фишт – главный стадион XXII Олимпийских Игр и XI Паралимпийских игр Сочи 2014 года – в представлении не нуждается. Совместно с лондонским бюро POPULOUS ПИ «Арена» разработал концепцию, проект и рабочую документацию, а также вел постоянный авторский надзор. Фишт – не только крупнейшая спортивная арена, но и передовая сценическая площадка – здесь проходила церемония открытия и закрытия Игр, а также награждение победителей и призеров. В основу архитектурной концепции легли образы гор и моря: «ракушки» перекрытий над трибунами напоминают гальку или ущелье, образованное силой воды. Арки перекрытий с пролетом 288 м – крупнейшие в практике отечественного строительства. Несущие пространственную оболочку покрытия над трибунами заполнены полимером нового поколения – этилен-тетрафторэтиленом. Здание рассчитано на сейсмику 8,5 баллов. 

Чтобы арена соответствовала требованиям ФИФА, к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года Фишт модернизировали по проекту ПИ «Арена»: заменили интерактивное поле на футбольное, увеличили количество зрительских мест, замкнули контур трибун и увеличили количество лестниц, лифтов и сопутствующих помещений. Сейчас Фишт – домашняя арена клуба «Сочи».
  • zooming
    1 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Стадион «Газпром Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион Газпром арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Kisho Kurokava Architect & Associates-ККАА
Автор: Кисё Курокава «Бюро по строительству и городскому планированию Кисё Курокава» 

Перепроектирование:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, О. Гак, Т. Кирдина, А. Тимохов, К. Ланина, Е. Иванова, Н. Черноглазова, Е. Игнатова, А. Новосельцева, Е. Пузанова
Генплан: Л. Давыдова
Конструкторы: И. Колюшев, В. Травуш, А. Шахворостов, А. Белостоцкий, С. Затковецкий 
Инженеры: М. Лившин, Е. Бекмухамедов, В. Ходиков, С. Затковецкий, А. Иванов
Технолог: Е. Акуленко ООО ИСС (Институт спортивных сооружений) 
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Санкт-Петербург. Футбольная ал., 1, Крестовский остров
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
Газпром Арена – объект с непростой историей проектирования и строительства – конкурс, в котором выиграла концепция Кисё Курокава, проходил в далеком 2005 году. Арена заменила стадион имени С.М. Кирова и, несмотря на все перипетии, сумела стать новым символом Петербурга. Придуманная японским архитектором космическая чаша рассчитана на 68 000 зрительских мест и известна сложными конструктивными решениями, из которых реализована только часть – раздвижная кровля и выкатное поле, позволяющие проводить на арене не только футбольные матчи. Овальный в плане семиэтажный объем, украшенный мачтами, покоится на коническом объеме холма ранее расположенного здесь стадиона. Характеристики арены позволяют принимать футбольные турниры любого уровня.

ПИ «Арена» занимался перепроектированием стадиона, которое стало необходимостью после того, как Россия подала заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Архитекторы добились соответствия арены требованиям ФИФА по целому ряду показателей: вместимость, видимость, расположение VIP-лож, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т.д. Кроме того проектировщики изменили форму и конструкцию раздвижной кровли на более надежную и простую систему из передвигающихся по рельсам блоков, собранных из металлоконструкций с покрытием из PTFE. Форма чаши стадиона также изменилась из-за увеличения площади зрительских фойе и числа колонн в них. Все изменения были согласованы с проектным бюро Кисё Курокава.

Архитекторы поясняют, что формально Газпром Арена является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения соревнований по многим видам спорта, и концертов при вместимости до 80 тысяч зрителей.
  • zooming
    1 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион ВЭБ Арена
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион ВЭБ Арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, А. Орлов, Ю. Олофинская, К. Ланина, В. Валуйских, Л. Романова, Ю. Веретенникова, А. Золотова, Е. Бузмакова, О. Гак
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова

ООО «ГК-Техстрой»
Конструкторы:  М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов, А. Сомов, Л. Яковлева, С. Уборевич-Боровская
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Ж. Козловцева, А. Наумочева, Е. Субботина, Т. Дворецкая, Д. Богданов, А. Иванов
Архитектурное и спортивное освещение: Г. Гарифулина
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Москва. 3-я Песчаная улица
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
ВЭБ Арена, рассчитанная на 30 000 зрителей, – домашняя арена московского клуба ЦСКА. Она строилась на месте предыдущего стадиона, между парками Ходынское поле и Березовая роща, на участке, зажатом жилыми кварталами. Особенность этого объекта – насыщенность функциями и активное влияние на городскую панораму. Трибуны разделяют расположенные в углах стадиона объемы офисных и гостиничных блоков. Один из них становится ориентиром для зрителей, прибывающих на матч, а также доминантой всего района: 142-метровая башня, напоминающая футбольный кубок или факел, замыкает перспективу бывшей взлетно-посадочной полосы Ходынского поля. Остальные объемы арены объединяет светопропускающее покрытие с динамичными формами гиперболического параболоида. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «РЖД Арена»
Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «РЖД Арена»

Автор
Дмитрий Буш
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Боков, С. Чулков, И. Бабак, К. Ланина, Н. Никифорова
Инженеры: М. Левшин, П. Еремеев, А. Бузмаков, Е. Сватикова
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш
Соавторы архитекторы: И. Афонина, О. Гак, Е. Рудакова
Инженер: М. Савцова
Интерьеры: ООО «Леонардо» А. Швец
 
Где
Россия, Москва. Большая Черкизовская улица, 125, стр. 1
Даты
2001 — 2002 / 2000 — 2002
Функция
Спортивный / Стадион
РЖД Арена – фанаты, впрочем, предпочитают старое название «Локомотив» – является частью спортивного комплекса общей площадью 25 га, расположенного у станции метро «Черкизовская», недалеко от Северо-Восточной хорды. В генеральном плане развития Москвы до 2020 года комплекс играл роль градообразующего элемента, способствующего постепенной трансформации моноцентрической структуры города в полицентрическую. Важный конструктивный элемент арены – железобетонные опоры, которые делят трехъярусные трибуны на четыре сектора и «несут» через винтовые цепи козырьки из поликарбоната. Благодаря этому решению все зрительские места  закрыты от дождя и солнца, а кроме того отделены «рвом безопасности» от игрового поля.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «Арена»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 

10 Июня 2022

ПИ «АРЕНА»: другие проекты
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.