Праздник футбола

Десять футбольных стадионов из портфолио Проектного института «АРЕНА»: запоминающиеся образы, многотысячные трибуны и новейшие технологии.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 
0 Футбольные стадионы – одна из специализаций Проектного института «Арена», который многие годы занимается масштабными общественными объектами. В подборку вошло девять стадионов, большинство их которых возводилось к Чемпионату мира по футболу счастливого 2018 года. На их примере хорошо виден диапазон задач, с которыми сталкивался институт: от строительства в чистом поле и адаптации иностранных концепций к российским реалиям до модернизации советских объектов и включения современных гигантов в сложившуюся городскую среду. 
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Арена» – отчасти историческое название, поскольку коллектив нашего института складывался из специалистов, проектировавших крупнейшие спортивные объекты Москвы. И первоначальный пакет проектов составили именно спортивные объекты. За годы существования ПИ «Арена» накопил серьезный опыт в строительстве и реконструкции футбольных стадионов – мы единственные, кто спроектировал два объекта Зимней Олимпиады в Сочи 2014 года и пять из двенадцати стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года. После завершения крупных спортивных мероприятий наши арены продолжают жить, в каждом городе по-разному: как профессиональные спортивные базы или концертные площадки. 

Мы продолжаем развиваться в этом направлении, решая все больше задач, поскольку ужесточаются требования к безопасности, появляются новые медиатехнологии, постоянно улучшаются условия для спортсменов и зрителей. На разных стадиях проектирования обычно задействовано от 5 до 50 человек. Среди них, кстати, немало заядлых болельщиков и любителей: институт даже арендует для своих сотрудников футбольное поле на территории олимпийского комплекса «Лужники».


В подборке арены перечисляются в хронологическом порядке проектирования – от стадиона «Москвич», который ждет открытия в этом году, к РЖД Арене, над которой институт работал больше 20 лет назад. 
 

*** 

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, Э. Синченко, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Драгунова, А. Корнеева, К. Капцова
Генеральный план: К. Харитонова; И. Сафронов
Конструкторы: Г. Марков, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализаторы: П. Курицын, В. Кучук, А. Чередников, Л. Бастрикова, В. Бастрикова, А. Смелякова
Где
Россия, Москва. Волгоградский проспект
Даты
— 2017 / 2019 —
Функция
Спортивный / Стадион
По сравнению с последующими объектами эта арена покажется камерной, но решения здесь применялись не менее элегантные и технологичные – на сегодняшний день это единственный стадион, предназначенный и для соревнований по футболу, и для всех дисциплин легкой атлетики. После реконструкции количество зрительских мест увеличилось до 4 200, 50 из которых относятся к категории VIP. Над трибуной появился «подшитый» зеркальными панелями навес для защиты от осадков и прямых солнечных лучей, в подземном этаже – галерея для занятий стрелковым спортом. Эвакуационные лестницы объединяют пять надземных уровней арены, а кроме того служат ядрами жесткости здания и опорами конструкции навеса. Трибуны разбиты на пять круглых секторов, символизирующих олимпийские кольца.
 
  • zooming
    1 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Волгоград Арена»
Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Волгоград Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, И. Куфонин, А. Орлов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, О. Серикова, В. Алексеева, В. Билкей, А. Белоусова, С. Флейшман, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Золотова, Т. Баринова, К. Капцова, Е. Колесникова, М. Жаркова
Генеральный план: К. Харитонова, М. Осинцева
Конструкторы: М. Лившин, Д. Свирский, С. Зоткин, И. Долгилевич, А. Кулешов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Л. Есина, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Волгоград. проспект им. В.И. Ленина, 76
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
«Волгоград Арена» была построена на месте стадиона «Ротор» к Чемпионату мира по футболу в 2018 года. Арена выгодно, но и ответственно расположена: на берегу Волги, у подножия Мамаева кургана со скульптурой «Родина-мать», по оси Центрального парка культуры и отдыха. Новый объект вписался в панораму города за счет оригинального фасада: стальные стержни самонесущей оболочки имеют разное сечение и, пересекаясь, образуют паттерн высокого декоративного качества – с дальних ракурсов он напоминает кружево, хлопья снега или всполохи салюта. Трибуны закрывает радиально-кольцевая оболочка из вантовых ферм с мембранным покрытием. Вокруг стадиона в уровне фойе первого яруса устроена пешеходная эстакада. Вместе с лестницами и пандусом в плане она образует пятиконечную звезду.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, С. Чуклов, Д. Петкова, Ю. Веретенникова, Е. Бузмакова, А. Золотова, В. Резяпова, О. Никонова, М. Егорова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ Инфорспроект А. Шахворостов,
Раздел КМ Стальпроект С. Лубенец
Инженеры: Е. Бекмухамедов, И. Винокуров, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Самара. Демократическая улица, 57
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Этот стадион также появился благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года, но в отличие от предыдущих строился на окраине Самары, где территории еще только осваиваются. С высоты птичьего полета арена напоминает гигантский цветок: стальное покрытие над трибунами имеет форму купола и представляет собой сферическую оболочку, состоящую из 32 радиальных консолей-лепестков. Консоли соединяются системой кольцевых ферм, а их треугольные завершения опираются на пирамидальные конструкции и служат навесом для входной галереи. Диаметр арены больше, чем у московских «Лужников» – почти 330 метров. С уровня глаз человека стадион напоминает космический объект, что откликается на историю города – центра космической индустрии. Солидарность вмещает почти 45 000 зрителей, сейчас она передана клубу «Крылья советов».
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Нижний Новгород»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”
Где
Россия, Нижний Новгород. улица Бетанкура, 1А
Даты
/ 2013 — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Еще одна арена для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, рассчитанная на 45 000 зрителей. Расположение стадиона стало предметом длительных споров, однако в итоге было решено остановиться на Стрелке – участке на низком берегу города, у слияния Оки и Волги, недалеко от знаменитой ярмарки и доминирующего над окружением собора Александра Невского. Стадион хорошо просматривается из центральной части города, расположенной на возвышении, поэтому архитекторам было важно найти решение эффектное, но не подавляющее. Ставку сделали на воздушность – в архитектуре она интерпретируется с помощью образов воды и ветра волжских просторов. 

Ритмичный каркас из трехгранных пилонов служит опорой для полупрозрачной кровли и формирует крытую галерею вокруг арены. Ведущие на галерею лестницы располагаются по отношению к опорам диагонально, что создает ощущение завихрений воды, а при взгляде с высоты птичьего полета – водоворота, центром которого становится футбольное поле. Этому сюжету вторит отделка фасада – полупрозрачные панели белого и голубого цветов переплетаются друг с другом в динамике, характерной для волн или развевающихся на ветру флагов. Игра света и тени еще больше усиливает ощущение бликов на воде.

Недавно китайский архитектурный журнал gooood включил стадион в подборку из 25 лучших российских объектов, построенных за последние четыре года. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»

Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов
Где
Россия, Екатеринбург. улица Репина, дом 5
Даты
— 2014 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Чтобы принять матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, Екатеринбург решил реконструировать «Стадион «Центральный» – объект культурного наследия, расположенный в плотно застроенной части города. Исторические стены 1954 года отреставрировали, а внутрь встроили новое ядро. Фасады современного объема облицевали перфорированными алюминиевыми панелями, благодаря чему он стал нейтральным фоном для пышного портика старого стадиона, успешно играющего роль заметной входной группы. Между исторической стеной и новым ядром появилось атриумное пространство, откуда зрители по каскадам лестниц попадают к своим местам. На период игр Чемпионата мира с северной и южной стороны арены были установлены временные трибуны.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
© ПИ «АРЕНА»

Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д.Буш, А.Орлов, А.Заключаев, И.Куфонин, В.Билкей, А.Белоусова, Э.Синченко, С.Флейшман, Е.Мельникова, К.Капцова, Т.Баринова, Н.Синицина
Конструкции: Инфорс-Проект А.Иващенко, Максима А.Кулешов; С.Крючков
Инженерия: А.Тарасов, М.Кислов
Генеральный план: К.Харитонова, И.Морозова
Визуализация 3D: А.Чередников
Где
Россия, Москва. ул. Восточная, вл. 4а
Даты
2015 — 2017 /
Функция
Спортивный / Стадион
Единственная в этой подборке нереализованная арена вошла в обзор неслучайно – найденные решения архитекторы считают важными для института.

Стадион в Даниловском районе был построен в 1960 году как тренировочная база московского «Торпедо» – клуба Завода имени Лихачева (ЗИЛ). К нынешнему времени территории у Симоновской набережной поменяли профиль с промышленных на жилые, перемены затронули и стадион – обновить его хотели задолго до Чемпионата мира по футболу 2018 года, концепции разрабатывали различные бюро, а вариант Пи Арена получил единогласное одобрение Архсовета. После этого сменился заказчик, проект ушел к французскому бюро MICHEL REMON & ASSOCIE, работы планируют завершить к 2024 году.

Вариант ПИ Арена предполагал нестандартное для стадиона решение: трибуны располагались только с двух сторон, восточная была устроена в естественном рельефе, что до некоторой степени повторяло историческую планировку. Чтобы сохранить виды на Москву-реку и Симонов монастырь, архитекторы разработали особое перекрытие над трибунами: мембрану из стальных листов толщиной в 6 мм, протянутую на длину 143 метра без опор в центре. Стрела провеса, равная 7 метрам, давала изящный изгиб, а снизу мембрану предполагалось облицевать зеркальными панелями. Стабилизировалась конструкция за счет собственного веса и системы железобетонных балок.
  • zooming
    1 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
Стадион «Фишт»
Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Стадион «Фишт»

Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Стадион для проведения Церемоний открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи
Архитекторы
POPULOUS: Д. Барроу, Н. Рейнольдс, Д. Лавелль, А. Хоппе, Г. Роботам, Х. Ренни, Б. Дитчбен, Э. Мкинтош, Д. Коул, Н. Гуэрреро, Т. Ривес, К. Миллс, С. Компатеску
Архитекторы российские: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, Ю. Олофинская, В. Валуйских, А. Орлов, Ю. Веретенникова, А. Золотова, В. Тулупов, К. Ланина, И. Афонина, Е. Инжеватова, И. Гришина
Инженер: К. Семёнов, А. Иванов
Конструкторы: ГК-ТЕХСТРОЙ М. Кельман, А. Проскурнин, А. Титов, П. Золотов

Реконструкция стадиона для Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России
Архитекторы: Д. Буш, С. Чуклов, А. Золотова, Ю. Веретенникова, С. Ан, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Д. Чекменёва, О. Гак, Д. Петкова
Генеральный план: К. Харитонова, Е. Бабкина, М. Осинцева
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Где
Россия, Адлер. поселок Сириус, Олимпийский просп., 15
Даты
2009 — / — 2017
Функция
Спортивный / Стадион
Фишт – главный стадион XXII Олимпийских Игр и XI Паралимпийских игр Сочи 2014 года – в представлении не нуждается. Совместно с лондонским бюро POPULOUS ПИ «Арена» разработал концепцию, проект и рабочую документацию, а также вел постоянный авторский надзор. Фишт – не только крупнейшая спортивная арена, но и передовая сценическая площадка – здесь проходила церемония открытия и закрытия Игр, а также награждение победителей и призеров. В основу архитектурной концепции легли образы гор и моря: «ракушки» перекрытий над трибунами напоминают гальку или ущелье, образованное силой воды. Арки перекрытий с пролетом 288 м – крупнейшие в практике отечественного строительства. Несущие пространственную оболочку покрытия над трибунами заполнены полимером нового поколения – этилен-тетрафторэтиленом. Здание рассчитано на сейсмику 8,5 баллов. 

Чтобы арена соответствовала требованиям ФИФА, к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года Фишт модернизировали по проекту ПИ «Арена»: заменили интерактивное поле на футбольное, увеличили количество зрительских мест, замкнули контур трибун и увеличили количество лестниц, лифтов и сопутствующих помещений. Сейчас Фишт – домашняя арена клуба «Сочи».
  • zooming
    1 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Стадион «Газпром Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион Газпром арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Kisho Kurokava Architect & Associates-ККАА
Автор: Кисё Курокава «Бюро по строительству и городскому планированию Кисё Курокава» 

Перепроектирование:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, О. Гак, Т. Кирдина, А. Тимохов, К. Ланина, Е. Иванова, Н. Черноглазова, Е. Игнатова, А. Новосельцева, Е. Пузанова
Генплан: Л. Давыдова
Конструкторы: И. Колюшев, В. Травуш, А. Шахворостов, А. Белостоцкий, С. Затковецкий 
Инженеры: М. Лившин, Е. Бекмухамедов, В. Ходиков, С. Затковецкий, А. Иванов
Технолог: Е. Акуленко ООО ИСС (Институт спортивных сооружений) 
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Санкт-Петербург. Футбольная ал., 1, Крестовский остров
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
Газпром Арена – объект с непростой историей проектирования и строительства – конкурс, в котором выиграла концепция Кисё Курокава, проходил в далеком 2005 году. Арена заменила стадион имени С.М. Кирова и, несмотря на все перипетии, сумела стать новым символом Петербурга. Придуманная японским архитектором космическая чаша рассчитана на 68 000 зрительских мест и известна сложными конструктивными решениями, из которых реализована только часть – раздвижная кровля и выкатное поле, позволяющие проводить на арене не только футбольные матчи. Овальный в плане семиэтажный объем, украшенный мачтами, покоится на коническом объеме холма ранее расположенного здесь стадиона. Характеристики арены позволяют принимать футбольные турниры любого уровня.

ПИ «Арена» занимался перепроектированием стадиона, которое стало необходимостью после того, как Россия подала заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Архитекторы добились соответствия арены требованиям ФИФА по целому ряду показателей: вместимость, видимость, расположение VIP-лож, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т.д. Кроме того проектировщики изменили форму и конструкцию раздвижной кровли на более надежную и простую систему из передвигающихся по рельсам блоков, собранных из металлоконструкций с покрытием из PTFE. Форма чаши стадиона также изменилась из-за увеличения площади зрительских фойе и числа колонн в них. Все изменения были согласованы с проектным бюро Кисё Курокава.

Архитекторы поясняют, что формально Газпром Арена является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения соревнований по многим видам спорта, и концертов при вместимости до 80 тысяч зрителей.
  • zooming
    1 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион ВЭБ Арена
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион ВЭБ Арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, А. Орлов, Ю. Олофинская, К. Ланина, В. Валуйских, Л. Романова, Ю. Веретенникова, А. Золотова, Е. Бузмакова, О. Гак
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова

ООО «ГК-Техстрой»
Конструкторы:  М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов, А. Сомов, Л. Яковлева, С. Уборевич-Боровская
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Ж. Козловцева, А. Наумочева, Е. Субботина, Т. Дворецкая, Д. Богданов, А. Иванов
Архитектурное и спортивное освещение: Г. Гарифулина
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Москва. 3-я Песчаная улица
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
ВЭБ Арена, рассчитанная на 30 000 зрителей, – домашняя арена московского клуба ЦСКА. Она строилась на месте предыдущего стадиона, между парками Ходынское поле и Березовая роща, на участке, зажатом жилыми кварталами. Особенность этого объекта – насыщенность функциями и активное влияние на городскую панораму. Трибуны разделяют расположенные в углах стадиона объемы офисных и гостиничных блоков. Один из них становится ориентиром для зрителей, прибывающих на матч, а также доминантой всего района: 142-метровая башня, напоминающая футбольный кубок или факел, замыкает перспективу бывшей взлетно-посадочной полосы Ходынского поля. Остальные объемы арены объединяет светопропускающее покрытие с динамичными формами гиперболического параболоида. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «РЖД Арена»
Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «РЖД Арена»

Автор
Дмитрий Буш
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Боков, С. Чулков, И. Бабак, К. Ланина, Н. Никифорова
Инженеры: М. Левшин, П. Еремеев, А. Бузмаков, Е. Сватикова
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш
Соавторы архитекторы: И. Афонина, О. Гак, Е. Рудакова
Инженер: М. Савцова
Интерьеры: ООО «Леонардо» А. Швец
 
Где
Россия, Москва. Большая Черкизовская улица, 125, стр. 1
Даты
2001 — 2002 / 2000 — 2002
Функция
Спортивный / Стадион
РЖД Арена – фанаты, впрочем, предпочитают старое название «Локомотив» – является частью спортивного комплекса общей площадью 25 га, расположенного у станции метро «Черкизовская», недалеко от Северо-Восточной хорды. В генеральном плане развития Москвы до 2020 года комплекс играл роль градообразующего элемента, способствующего постепенной трансформации моноцентрической структуры города в полицентрическую. Важный конструктивный элемент арены – железобетонные опоры, которые делят трехъярусные трибуны на четыре сектора и «несут» через винтовые цепи козырьки из поликарбоната. Благодаря этому решению все зрительские места  закрыты от дождя и солнца, а кроме того отделены «рвом безопасности» от игрового поля.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «Арена»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 

10 Июня 2022

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
ПИ «АРЕНА»: другие проекты
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?