В этом есть нечто удивительное. Начинаешь размышлять о грани, за которой вариации и развитие некоего архитектурного языка превращаются в простое подражание. Надо признать, что эта тема болезненна для архитекторов: во многих формах можно разглядеть что-то похожее, так где заканчиваются переклички и где начинается копирование? Да и опознаваемые прообразы в свою очередь имеют прототипы. И все же что-то царапает, поскольку, каким бы удачным ни было итоговое решение, очевидность сходства оставляет след на его восприятии. Поколебавшись, собрала объекты, сходство которых с российскими прообразами очевидно.
Многофункциональный комплекс «Океанис»
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена Творческая мастерская архитектора Быкова
Многофункциональный комплекс «Океанис»
Автор
Виктор Быков
Мастерская
Творческая мастерская архитектора Быкова
Авторский
коллектив
коллектив
Творческая мастерская архитектора Быкова
Директор мастерской: Александр Сазонов; ГАП: Дмитрий Слепов
Архитектурное решение
ГИП: Владислав Ходыкин; Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Эльвира Оржевская; Визуализация: Арсений Безруков
Интерьер торговой части здания
Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Арсений Безруков
Интерьер водной, термальной зоны аквапарка, ресторана и фитнеса
Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Святослав Семенов, Александр Трифонов
Генпроектировщик: МОСТ К
Директор: Константин Романов; ГИП: Владислав Ходыкин
Архитектурное проектирование, инженерные разделы проекта термальной и водной зон аквапарка: ТЕХСТРОЙ
Руководитель авторского коллектива, ГИП: Владимир Десяткин
ГАП: Андрей Романцев; Технологические решения: Владимир Десяткин, Андрей Романцев, Александр Буланович, Мария Вострикова; Архитекторы: Екатерина Жарова, Елена Кустова, Евгения Чеснокова
Директор мастерской: Александр Сазонов; ГАП: Дмитрий Слепов
Архитектурное решение
ГИП: Владислав Ходыкин; Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Эльвира Оржевская; Визуализация: Арсений Безруков
Интерьер торговой части здания
Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Арсений Безруков
Интерьер водной, термальной зоны аквапарка, ресторана и фитнеса
Архитекторы: Алена Летягина, Светлана Оганина, Святослав Семенов, Александр Трифонов
Генпроектировщик: МОСТ К
Директор: Константин Романов; ГИП: Владислав Ходыкин
Архитектурное проектирование, инженерные разделы проекта термальной и водной зон аквапарка: ТЕХСТРОЙ
Руководитель авторского коллектива, ГИП: Владимир Десяткин
ГАП: Андрей Романцев; Технологические решения: Владимир Десяткин, Андрей Романцев, Александр Буланович, Мария Вострикова; Архитекторы: Екатерина Жарова, Елена Кустова, Евгения Чеснокова
Где
Россия, Нижний Новгород. проспект Гагарина, 35к1
Даты
2016 — 2019 / 2019 — 2022
Функция
Многофункциональный комплекс / Многофункциональный комплекс
МФК построен перед известным парком «Швейцария», благоустройство которого вызвало много шума и споров перед празднованием юбилея Нижнего Новгорода. И его сходство с узнаваемыми прообразами не так велико, поскольку сбито активностью волнообразных форм на фасадах. И между тем параллели с одним московским комплексом на Можайском шоссе вполне можно провести, начиная от названия, в котором разнится только одна буква, и заканчивая дырочками в светлом металле на фасадах.
Между тем устройство нижегородской Океании сложнее: она совмещает торговый комплекс с аквапарком, «сухие» зоны с «мокрыми». Визуальные отличия определяются попыткой накрыть здание декоративным «занавесом» из волн. Над главным входом – а фасады не просто волнистые, но еще и симметричные – в центральную арку встроен большой полукруглый балкон, над лоджией входа нависают складки золотистых «мукарнасов». Волны главного фасада служат своеобразной аркадой – вдоль уличного фасада здесь тянется пешеходная галерея под козырьком. С улицей Риволи ее сравнить, впрочем, сложно: во-первых, арки очень широкие и от хорошего дождя едва ли защитят, во-вторых, как впрочем и в Москве, обратить реальные витрины и входы магазинов в эту сторону не получилось. Торговый центр центростремителен и с типологией «улицы городского центра» уживается с трудом. Так что витрины есть, но оформлены глухими шторами и декоративными шариками.
Надо сказать, что интерьер торгового центра впечатляет больше, чем фасад: белый цвет с изобилием гнутых форм соседствует с деревянными рейками. Особенно хороши лилеобразные белые колонны в атриуме верхнего яруса, – там, где каток, который, вероятно, будет сменяться другими развлечениями для общественности, как это принято в торговых центрах.
Между тем устройство нижегородской Океании сложнее: она совмещает торговый комплекс с аквапарком, «сухие» зоны с «мокрыми». Визуальные отличия определяются попыткой накрыть здание декоративным «занавесом» из волн. Над главным входом – а фасады не просто волнистые, но еще и симметричные – в центральную арку встроен большой полукруглый балкон, над лоджией входа нависают складки золотистых «мукарнасов». Волны главного фасада служат своеобразной аркадой – вдоль уличного фасада здесь тянется пешеходная галерея под козырьком. С улицей Риволи ее сравнить, впрочем, сложно: во-первых, арки очень широкие и от хорошего дождя едва ли защитят, во-вторых, как впрочем и в Москве, обратить реальные витрины и входы магазинов в эту сторону не получилось. Торговый центр центростремителен и с типологией «улицы городского центра» уживается с трудом. Так что витрины есть, но оформлены глухими шторами и декоративными шариками.
Надо сказать, что интерьер торгового центра впечатляет больше, чем фасад: белый цвет с изобилием гнутых форм соседствует с деревянными рейками. Особенно хороши лилеобразные белые колонны в атриуме верхнего яруса, – там, где каток, который, вероятно, будет сменяться другими развлечениями для общественности, как это принято в торговых центрах.
ЖК «Плотничный»
Фотография © Александра Ивасенко
ЖК «Плотничный»
Автор
Александр Дехтяр
Руководитель авторского коллектива
Василий БандаковРуководитель авторского коллектива
Мастерская
Архстрой
Где
Россия, Нижний Новгород. Плотничный переулок, 2к2
Даты
/ — 2020
Функция
Жилой / жилой комплекс
Две жилые башни на склоне Почаинского оврага, в устье Плотничного переулка, сразили меня наповал сходством с одним московским БЦ. Впрочем, и для последнего также возможно найти берлинские прообразы. Воспроизведение, однако, очень узнаваемо и сопровождается удвоением. Кроме того дома рифмуются с советской кирпичной башней, выстаиваясь с ней, с некоторых ракурсов, в один строй по высоте. Глядя с противоположной стороны оврага, задумываешься: советские башни такого типа иногда строили рядами, катетами, гипотенузами – здесь тоже возможно умножение? Не удвоение, а учетверение, и так далее?
Жилые башни получили достаточно дорогие фасады из стеклофибробетона, успешно имитирующего еще более дорогой камень. Они поставлены на склоне, между ними открытая лестница в два этажа высотой, стилобатная часть террасирована достаточно сложно. В фасадах – чуть больше «классики», чем в прообразе. Но более всего удивляет третий дом комплекса, офисный, по переулку: он с башнями перекликается только цветом, он штукатурный и представляет собой псевдоисторическое обобщение, визуально отсылающее к практике 10-летней давности. Удивительно, что эти корпуса появились одновременно и в рамках одного комплекса. Впрочем, это можно трактовать и как смелую адаптацию известной и популярной идеи имитации разновременной застройки естественно развивающегося города.
Жилые башни получили достаточно дорогие фасады из стеклофибробетона, успешно имитирующего еще более дорогой камень. Они поставлены на склоне, между ними открытая лестница в два этажа высотой, стилобатная часть террасирована достаточно сложно. В фасадах – чуть больше «классики», чем в прообразе. Но более всего удивляет третий дом комплекса, офисный, по переулку: он с башнями перекликается только цветом, он штукатурный и представляет собой псевдоисторическое обобщение, визуально отсылающее к практике 10-летней давности. Удивительно, что эти корпуса появились одновременно и в рамках одного комплекса. Впрочем, это можно трактовать и как смелую адаптацию известной и популярной идеи имитации разновременной застройки естественно развивающегося города.
Ссылки
ЖК «Лайнер» на Барминской
© АБ «Проспект»
ЖК «Лайнер» на Барминской
Автор
Борис Тарасов
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Бюро «Проспект»
Авторский
коллектив
коллектив
Д.В. Жезляев, Р.В. Вишневский, Б.Г. Тарасов
Где
Россия, Нижний Новгород. улица Максима Горького, 24
Даты
2017 — 2018 / 2018 — 2021
Функция
Жилой / жилой комплекс
Работа тех же авторов, что спроектировали и реализовали БЦ Corner Place в центре города – он соревновался с главным победителем за первое место рейтинга, – ЖК «Лайнер» не попал, однако, даже в короткий список премии. Не потому ли, что с первого взгляда прослеживается сходство с одним крупным московским ЖК и одним отелем в Саранске. Нельзя не признать и того, что первоисточник обнаруживается в более ранней «дигитальной» или «неомодернистской» архитектуре западных товарищей. Сходство с московским ЖК сильнее из-за золотистого цвета и полукруглых контуров секций. Но форма приведена к еще большей предсказуемости, а на фасадах – «любимая» нижегородская штукатурка. Из увиденного и прочитанного у меня создалось впечатление, что «мокрые» фасады очень характерны как недорогое решение, но что нижегородцы скорее были бы рады от них избавиться.
Между тем как само по себе заимствование решения, так и его упрощение, сделали дом достаточно цельным и заметным. В частности, он кажется намного более интересным с архитектурной точки зрения, чем стоящий на противоположной стороне улицы ЖК KM Tower, другой участник рейтинга, вошедший в короткий список и способный похвастаться более дорогими «кирпичными» фасадами. Штукатурные диагонали напоминают слепок популярной нелинейной архитектуры, призванной «к порядку» – и в то же время дом действительно похож на океанский корабль, что особенно чувствуется благодаря ящикам для кондиционеров, которые так хорошо рифмуются рисунком белых линий. Декоративность несколько настораживает: так жалко, что жителям не дали настоящих балконов. Но возможно этот как раз тот случай, когда простыми декоративными средствами удалось – если не уйти от монотонности пластины, вытянутой вдоль улицы, то использовать эту особенность во благо.
Между тем как само по себе заимствование решения, так и его упрощение, сделали дом достаточно цельным и заметным. В частности, он кажется намного более интересным с архитектурной точки зрения, чем стоящий на противоположной стороне улицы ЖК KM Tower, другой участник рейтинга, вошедший в короткий список и способный похвастаться более дорогими «кирпичными» фасадами. Штукатурные диагонали напоминают слепок популярной нелинейной архитектуры, призванной «к порядку» – и в то же время дом действительно похож на океанский корабль, что особенно чувствуется благодаря ящикам для кондиционеров, которые так хорошо рифмуются рисунком белых линий. Декоративность несколько настораживает: так жалко, что жителям не дали настоящих балконов. Но возможно этот как раз тот случай, когда простыми декоративными средствами удалось – если не уйти от монотонности пластины, вытянутой вдоль улицы, то использовать эту особенность во благо.