Что есть истина

В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.

mainImg
«Зодчество», уже второй год подряд, объединено с относительно новым фестивалем интерьеров BIF. Куратор второго в этом году – Борис Левянт, тема – «Точка на i», что обозначает «финишную» суть интерьерных проектов, без которых здание, как правило не готово к функционированию.

Куратор первого, собственно «Зодчества», Алексей Комов, предложил тему «Истина» – по его собственным словам, после «Вечности», рассмотренной куратором прошлого года Эдуардом Кубенским, ничего кроме Истины предложить было невозможно.
Слева Алексей Комов, куратор Зодчества, справа Борис Левянт, куратор BIF. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Мы, таким образом, имеем дело со своего рода максимальной «точкой кипения» философичной метафоричности, и что будет темой следующего фестиваля, на этом фоне сложно предугадать. По традиции, истина фигурировала не только в кураторской программе, но и на других стендах и во многих речах, – получилось очень обязывающе, я бы даже сказала, несколько по-масонски: архитекторы такие зодчие, что должны искать истину для всех. Единственное утешение, что фестивальные темы они, все-таки, как правило немного невсерьез, особенно в наше постмодернистское время.
Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Так возникли названия частей программы, реализованные приглашенными кураторами: Истина в себе (Стас Кулиш, черный внутри павильон справа от входа с зеркалом внутри), Истина в свободе (Евгения Микулина, посвящено даче, много фотографий самой Евгении), Истина в космосе (проект калужского Музея космонавтики, представлены проекты бумажного конкурса на лунную станцию), Истина в форме (Владимир Фролов, фотографии ленинградского модернизма и постмодернизма от хороших фотографов), и так далее. Страшно даже предлагать «истину в вине», наверное, ее отсутствие вызвано банальной известностью фразы. 
Истина в себе. Куратор: Станислав Кулиш, архитектор. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в Севере. Кураторы: Елизавета Сорокина, Елена Хмара, Виктория Богинская, архитекторы. Дизайнер: Елизавета Сорокина, художник. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в Космосе. Кураторы: Наталья Абакумова, директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского, Ольга Баннова, профессор Международного центра космической архитектуры Сасакава (SICSA), Университет Хьюстон, США. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Самый обаятельный проект – Истина в любви, посвящен памяти главного архитектора Москвы Александра Кузьмина (кураторы Мария Нарышкина и Наталия Климова). Это кафе, ножки столиков в котором решены как увеличенные изображения потушенной сигареты, что отлично воспринимается в наше чересчур политкорректное время. На стенах – афоризмы и рисунки Кузьмина. 
Истина в любви. Кураторы: Мария Нарышкина, декоратор, Наталия Климова, советник президента РААСН. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в любви. Кураторы: Мария Нарышкина, декоратор, Наталия Климова, советник президента РААСН. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Проект Истина в юности, расположившийся справа перед сценой, оказался самым насыщенным, поскольку здесь разные молодежные объединения представили свои инсталляции в виде «башен», и этих башен довольно много, можно заблудиться. В частности, молодые архитекторы из Самары в своей «Башне терпения» исследуют утраты исторической застройки в центре города, как совершившиеся, так и планируемые; а фестиваль АрхБухта, проходящий ежегодно на Байкале, соорудил деревянную конструкцию со стулом, сев на который, человек может сам поднять себя вверх.  
  • zooming
    1 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Башня московских архитекторов. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Башня КМА || АМК. Куратор Валентина Синчурина, студентка 5 курса ИНИТУ, Иркутск. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру

Сам Алексей Комов в инсталляции Истина в призвании изобразил увеличенную модель главной премии главного архитектурного фестиваля страны, Хрустального Дедала. Заостренный красный нос постамента что-то напоминает из недавних выставок, и на нем тоже можно сидеть, что плюс. 
Истина в призвании. «Алтарь архитектурной правды». Куратор: Алексей Комов, архитектор. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Прямо за инсталляцией Комова, перед большим амфитеатром, расположилась металлическая конструкция Петра Виноградова, которой в программе нет, под названием Истина ХЗ, составленная из двух металлических тетраподов, похожих на формы для бетонных волнорезов.
Истина ХЗ, объект Петра Виноградова. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина ХЗ, объект Петра Виноградова. Авторский комментарий. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Кураторские проекты выстроены по главной оси Гостиного двора, вдоль которой раньше собирали планшеты смотра-конкурса, и составляют главную аллею, ведущую к большому амфитеатру в конце. На пересечении этой, длинной оси и поперечной, по центру установлен кураторский проект Лары Копыловой Истина в городе, собравший четыре графических высказывания архитекторов-классиков о городе, в котором они хотели бы жить. Все авторы имеют отношение к Петербургу, это Михаил Филиппов, Максим Атаянц, Артём Никифоров и Степан Липгарт, куратор называет свой перекресток пересечением кардо и декумануса, а все вместе заставляет задуматься о том, почему в самый центр поместили не просто город, а именно город классический.
Истина в городе. Куратор: Лариса Копылова, архитектурный критик, искусствовед. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Хотя, как справедливо заметил в своем фейсбуке Александр Антонов, судя по программе фестиваля, «архитекторы <...> переключились на градостроительство и урбанизм во всех проявлениях», и этот город, во всяком случае пока, либеральный. На фестивале действительно много градостроительных обсуждений разного уровня, в том числе посвященных КРТ и мастер-планам, – по словам Алексея Муратова, КБ Стрелка разрабатывает стандарт мастер-плана, который, конечно, не будет в прямом смысле типовым проектом мастер-плана, а будет набором рекомендаций для разработки таковых. Но понятие мастер-плана, по его же словам, необходимо включить в ФЗ-172 о стратегическом планировании. Помимо обсуждений, на Зодчестве много градостроительных проектов разного масштаба, особенно от Института Градплана Москвы, Гипрогора и ГлавАПУ. Однако, тут не соглашусь с Александром Антоновым, про закон об архитектурной деятельности здесь тоже помнят, хотя про его доработку речи вроде бы не было, но президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков на открытии не преминул напомнить, обращаясь к Минстрою, что комиссия создана и закон необходимо бы принять. 

Фестиваль, названный «предъюбилейным», открылся вчера на высшем уровне, с видеоприветствия Марата Хуснуллина, выступлений нескольких «первых замов» разных министерств и ведомств, также как и главных архитекторов Москвы и области Сергея Кузнецова и Александры Кузьминой, – что говорит о его стабильном и разностороннем официальном признании. 

Сам фестиваль успешно оправился от последствий пандемии и выглядит, определенно, цветущим. По словам президента двух союзов архитекторов, в прошлые годы в «Зодчестве» участвовали 7-8 регионов, а в этом году целых 16 – президент здесь же со сцены предположил, что в следующем году их должно быть 30, поставив себе, надо сказать, непростую планку роста. Но несложно заметить, что именно сейчас внушительнее всего выступили стенды регионов. 

Дело не только в том, что их много, существенно еще и то, что как будто ощутимо больше эффектных дизайнерских экспозиций, а некоторые из них отличаются и отменным содержанием. Выставок, скажем так, традиционного образца со шпалерной развеской мелких картинок, представляющих не всегда удачные варианты высокоплотной застройки, все меньше. В ходу QR-коды, книги «для ознакомления», темные или, наоборот, ярко освещенные пространства и интерактив. Самарская область запустила на стенд воду, которая капает с потолка павильона на решетки и камни, развесив на леске миниатюрные распечатанные на 3D-принтере макеты зданий разных периодов – похожее решение вспоминается в одной из экспозиций павильона Венеции на биеннале. На лесках также укреплены коды, ведущие на страницы новых проектов области.
Самарская область. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Расположенный рядом стенд республики Якутия / Саха, напротив, совершенно белый и по контрасту кажется особенно сухим. Сочетание белизны и лаконичного дизайна с минимумом национальной символики дает хороший эффект, пространство внутри напоминает почему-то не зимние льды иглу, а, скорее, качественный космический корабль, который собрался на освоение новых планет, не забыв прихватить с собой на память пару ковриков – рискну предположить, что это отражает настроение региона, направленного на радикальное обновление с сохранением национального колорита в русле современных тенденций. Из представленной на стенде книги, освещающей работу Центра компетенций по вопросам городской среды республики, видно, как много в республике проектов разного масштаба, от дизайн-кода поселка до туристических центров и площадей, и насколько все они соответствуют современным стандартам визуального восприятия – иначе говоря, модно выглядят. 
Республика Саха. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Расположенный напротив стенд Нижегородской области светится еще более ярким светом и проекты – связанные с празднованием 800-летия города – представляет лишь мельком. Он скорее посвящен юбилею в целом. Зато укрупненный рисунок Кати Гущиной на светящемся столе можно с удовольствием рассматривать и читать. 
Нижний Новгород. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Самый интерактивный – стенд Москомархитектуры. Сейчас в городе проходит серия экскурсий по современной архитектуре, посвященных 30-летию ведомства, тому же событию посвящен и стенд, на котором проводят викторину по знанию современной Москвы. Мне достался вопрос на тему экономической полицентричности, о трех очень крупных центрах притяжения, которые должны в обозримое время появиться в Москве. Ответ: район Южного порта (конкурс на который еще, насколько мне известно, не завершен), Большой Сити и «существующий центр в пределах Садового кольца» в целом. За ответы дают чай и кофе. Избранные проекты последних 8 лет представлены ​в виде буклетов на стенах, в видео-инсталляции над головой и в виде QR-кодов, ведущих вот на эту карту, сделанную специально к Зодчеству; мне, впрочем, показалось, что на карте объектов меньше, чем на столе. На стене рядом написано – занимаемся градостроительством сотни лет. Это утверждение восходит к плану Ивана Мичурина 1739 года. 
Москомархитектура. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Стенд Омской области представляет генплан города, принятый осенью 2020 года и рассчитанный до 2040 года, на позитивной ноте сообщая: все идет по плану. Как мне рассказала на Зодчестве основатель омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских, мастер-план города, рассчитанный на полицентричное развитие города и улучшение связности его территории, причем прежде всего через выход к набережным рек, разработан ее Институтом как инициативный проект в 2016–2019 годах; затем «Граду» был заказан мастер-план города, созданный и принятый в рекордные сроки – всего за год, причем чуть раньше генплана удалось принять схемы территориального планирования для объектов регионального значения, и достичь, таким образом, почти что гармонии – за исключением федеральных объектов, к примеру, пока не удалось решить судьбу пороховых складов и аэропорта, расположенных в центральной части города. На стенде демонстрируется также внушительная книга, изданная специалистами «Градо» и нацеленная на разъяснение положений генплана.
Омская область. Основатель омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Что наименее заметно в экспозиционной расстановке Зодчества-2021 – так это планшеты участников смотра-конкурса.

Они оказались на периферии, и их еще надо поискать; они даже на плане выставки не очень очевидны, как мне показалось, поэтому скажу сразу – постройки во внешнем контуре, если смотреть от входа, справа, проекты слева, а в длину – примерно посередине. Традиционно хорошо представлен Петербург, в значительной степени проектами и постройками «Студии 44» Никиты Явейна, который почти единственный проиллюстрировал свои работы макетами. Но и другие архитекторы Петербурга – Евгений Герасимов, Михаил Кондиайн, Михаил Мамошин, Сергей Орешкин, – представлены хорошо. Сергей Чобан показывает петербургский Veren place и московские Искру Парк и складчатый кирпичный дом в «Садовых кварталах». Москва также представлена Вадимом Грековым и Моспроектом-4 со стартовыми домами в Головинском районе, которые, прямо скажем, выпадают из привычного ряда стартовых домов, и новой очередью ЖК Береговой, и, конечно, главой союзов и Метрогипротранса Николаем Шумаковым со станциями метро БКЛ Электрозаводской, Лефортово и Авиамоторной. 
Экспозиция смотра-конкурса: постройки. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Стас Горшунов из Нижнего Новгорода показал свой белый павильон №1 с Нижегородской ярмарки и очень любопытный дом из панелей с кирпичной облицовкой. Заслуживает внимания БЦ Corner Place от АПМ «Проспект», тоже из Нижнего. Очень красивый детский сад в Белоярском, спроектированный по логике современных образовательных учреждений, выставило бюро «Сити-Арх». Сергей Гикало и Александр Купцов показывают группу загородных домов, которыми занимаются достаточно давно на Камчатке, и проект музея рыбопромышленной компании там же; кажется, мы их видели на «Золотом сечении». Заслуживает внимания дом «Парус» от Archinform в Екатеринбурге и, для меня достаточно неожиданное произведение – Ледовый дворец в Самаре от Волгатрансстрой, чистая стилизация под 1960-е. 

Ну и так далее. Награждение разделено на две части, основную – с «Дедалом» и «Татлиным» – вручают завтра, в воскресенье, вечером. 

02 Октября 2021

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.