Идеями лучимся / Delirious Moscow

В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021
В Гостином дворе хорошо, светло, солнечно, не тепло и не холодно. Арх Москва встречает нас двумя юбилейными экспозициями: справа фанерная инсталляция ABD architects Бориса Левянта, бюро празднует свое 30-летие; слева инсталляция из длинных кирпичей – архитекторов DNK ag, Натальи Сидоровой, Даниила Лоренца и Константина Ходнева, их мастерской 20 лет, причем до того, как основать свое бюро, двое из трех его руководителей работали в ABD, так что, по словам Бориса Левянта, возникает некая преемственность. 

Инсталляция ABD – павильон с прорезными фанерными стенами, причем орнамент образован стилизованными фигурками. По словам Бориса Левянта они символизируют множество людей, работавших и работающих в бюро на протяжении этих 30 лет; на выставке мне удалось подслушать, что эти фигурки мужские и женские, что, в общем-то, если об этом знать, кажется весьма очевидным. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Павильон DNK ag, по словам Константина Ходнева, многозначный. Кирпичи образуют треугольники, поскольку основателей трое, а если сложить 4 треугольника, получается юбилейная цифра XX в римском написании. От себя добавлю, что цилиндр, конечно, напоминает о конструкциях Щухова, но его исполнение в кирпиче (а не в металле) добавляет какой-то еще смысловой слой, то ли о самом употребимом в Москве фасадном материале, то ли о плинфе, то ли о конструкциях Алехандро Аравены на венецианской биеннале. Хотя издали он выглядит как металлический. (см. подробнее о павильоне DNK ag)
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

По центру – выставка Москомархитектуры, ведомство показывает проекты финалистов конкурса «Облик реновации». Победителей обещают объявить в скором времени, так что показ на выставке – предварительный, вероятно поэтому он оформлен несколько герметично: каждое из многочисленных бюро-участнков представлено узнаваемым фасадным паттерном в синем пенопласте на зеркальном фоне, у основания импровизированного «фасада» расположен QR-код, который ведет на страницу проекта на сайте Архсовета Москвы. На странице с десяток картинок и небольшое описание, но найти эти страницы через поисковую систему невозможно, я проверяла. Получается характерный для архитекторов подход: показать и не показать, вроде бы проект доступен, и в то же время «еще не опубликован». Между пенопластовыми «фасадами» на оси Гостиного двора устроена «площадь», общественное пространство с небольшими пуфиками; над головами посетителей подвешены блестящие «диваны», что создает, в окружении зеркал, очень блестящий образ реновации. 
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Он отлично рифмуется с самой высокой инсталляцией нынешней Арх Москвы – павильоном «Идея Москвы». Павильон расположен на оси в (почти) геометрическом центре всего зала, его высота 18 метров – почти до потолочных конструкций, выше, чем когда-то была деревянная башня Тотана Кузембаева. Сооружен он из алюминиевых сценических конструкций и увенчан синего цвета «шишечками хмеля». Глава компании Экспо-Парк Василий Бычков рассказал нам, что синий цвет появился в ответ на зеленый цвет пинаклей высотки на Баррикадной: «проезжая мимо, я увидел, их покрасили в зеленый цвет! Тут я решил, что наши масонские шишечки будут синими»
Павильон-высотка Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Кураторы «высотки» – Илья Мукосей и Василий Бычков, она служит одним из конференц-залов выставки, а за содержательную часть отвечают гигантские баннеры с картинами Олега Кулика. Их четыре: на одном очень веселый психоделический велосипедист с бравурным комментарием о мобильности, на другом девушка с веслом, причем, как рассказал на пресс-конференции Василий Бычков, Кулик сейчас работает над такой деревянной скульптурой, так что на картинке перед нами своего рода эскиз, а тема появилась на «высотке» в результате некоего опроса: девушку с веслом назвали одним из главных символов Москвы. Третья картинка – о возвращении прошлого, внизу там Минин и Пожарский, причем призывная рука Минина заворачивается в этакий оптический ролик и «возвращается» сверху. Но лучше всех старик Хоттабыч, трясущий бородой над башнями Сити, он вот по-настоящему страшный. 
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Главная инсталляция – «высотка», наполненная гипертрофированным позитивом Кулика, – в целом отражает общий тон размышлений, возникающих на выставке.

Ее тема – «Идеи», была предложена, насколько можно судить, достаточно случайно, Владимиром Кузьминым: «...на одном из заседаний Арх Клуба я осмелился предположить, что наше поколение никаких новых идей не рождает, и был приятно удивлен, когда меня начали энергично опровергать...». Так что участников некоммерческой экспозиции попросили «предложить идеи». Поскольку главным «гостем» Арх Москвы 2021 года стала Москва (после Калужской, Астраханской и прочих областей) – то получилось так, что идеи в основном для Москвы. Но не обязательно. 

Архкаталог выстроился в длинную линию с двумя другими экспозициями – десяти архитектурных вузов, выставкой «Взгляд извне», где высказывания ученых и литераторов совмещены с двумя «планшетами» иностранных бюро. Ряд завершает выставка «Будущее в прошлом», составленная из 16 утопических проектов из фондов Музея архитектуры, – по словам Василия Бычкова, в общей сложности эта линия – «луч» – самая длинная выставка в его жизни, 115 метров. 

Самая длинная, самая высокая, – какое-то всё самое-самое, не исключено, потому, что главный герой – Москва. В веренице идей также отлично читается тема небоскребов, их проблематике, как и расползанию метрополиса Москвы, посвящена где-то половина высказываний. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Бюро Захи Хадид предсказывает Москве высотное высокоплотное будущее – надо сказать, они не только участвуют в «линейной выставке» длиной 115 метров, но и показывают отдельную выставку, своих российских проектов и построек, в отдельном зале Арх Клуба на 2 этаже (подниматься на лифте в дальней части, за большим амфитеатром).
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Тимур Башкаев в своей экспозиции архитектора года, которую он превратил в небольшой амфитеатр-конференцзал, также размышляет о высотном будущем Москвы и экспериментирует с нелинейной формой. 
Тимур Башкаев дает интервью на стенде Архитектора года. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон архитектора года Тимура Башкаева. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Другая половина, или скажем так, другая часть, экспонентов интерпретирует тему характерной для Москвы многослойности, всеядности и «биоразнообразия» в широком смысле. 

Эта тема не обошла и другую тематическую экспозицию – Антитезы, к примеру Nowadays показывают там город как паттерн накладывающихся друг на друга рисунков, ATRIUM выстраивает спираль ДНК из алюминиевых профилей, Wowhaus предлагает жилище для насекомых, Борис Бернаскони – вертикальную ферму для выращивания салата, а Тотан Кузембаев критикует город и зовет в деревню, показывая инсталляцию из костей, воблы, мусора и кладбищенских цветов. Инсталляции объединены в оппозиции, половина справа от входа, другая половина слева, и «смотрят» друг на друга через окна, прорезанные в стенах павильонов. 
Проект Антитезы: Павильон Развитие / Антон Надточий, Вера Бутко, Сергей Надточий, Роман Хорев / ATRIUM. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон НЕ-Город / Тотан Кузембаев. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Природа / Олег Шапиро, Дмитрий Ликин / Wowhaus. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Постоянство / Ната Татунашвили, Наталья Маста- лерж, Лера Чубара, Александр Гаприндашвили / nowadays. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Выставка героев программы NEXT! – бюро .ket, – напротив, позиционирует себя как безидейная, что напоминает предшествующий павильон победителей программы NEXT!, с надписью «никакой архитектуры» – в этом смысле между молодыми архитекторами выстраивается некий консенсус: пока все другие ищут идеи, задумываются о том, утопию или антиутопию нам обещает высокая плотность, рассуждают о том, искусство ли архитектура, они прокламируют нейтралитет.

Инсталляция .ket представляет собой куб, увешанный поролоновыми «хвостами» ярко-розового цвета и предназначен, по словам архитекторов, для отдыха усталых посетителей выставки. 
Инсталляция победителя программы NEXT! бюро .ket. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

На этом, местами безудержно-позитивном фоне, отражающем энергию мегаполиса, готового «выйти из себя» или, как сказал Владимир Кузьмин, занятого «метроболизмом», очень лирично смотрятся выставки, посвященные истории, наследию и реконструкции, в частности стенд Наринэ Тютчевой о проектировании для Соловков, снабженный щедрым рассказом об их истории, или замерший в углу стенд об Угличе как 100%-ной провинции, также как и посмертная выставка Александра Зосимова и фантазии «бумажных архитекторов» 1980-х из архива Юрия Аввакумова, который на открытии сказал, что эта выставка – подготовка большой выставки в Музее архитектуры, в результате которой около 250 работ будет передано музею. 
Посмертная выставка Александра Зосимова. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Архипелаг Не-Гулаг. Проект АБ Рождественка, посвященный Соловкам. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Вся выставка объединена в два луча, но, в отличие от осеннего варианта экспозиции, они расходятся от амфитеатра ко входу: слева «луч идей», некоммерческая экспозиция, включая Архкаталог, справа «луч материализации» со стендами производителей. 

В центре группируются, помимо стенда Москомархитектуры, экспозиция Мосинжпроекта и ГлавАПУ.

Рядом – двойная выставка журнала Проект Россия, который, с одной стороны, празднует 25-летний юбилей и показывает достаточно много номеров в цифровом виде: их можно листать, нажимая на кнопки. Вторая часть, с другой стороны, посвящена павильону России на венецианской биеннале, которая открылась для посетителей 22 мая, и, в свою очередь, тоже разделена на 2 части, об актуальной экспозиции, связанной с реставрацией павильона, и о проекте Евгения Асса, который привез в 2004 году в Венецию 90 студентов, проектировавших прямо в павильоне. По словам куратора выставки, главного редактора журнала Юлии Шишаловой, это были два единственных случая – тогда и сейчас – чтобы экспозиция российского павильона была организована по результатам конкурса, поэтому именно они и сопоставлены между собой. 
Двойной павильон Проект Россия′25 и Проект Венеция. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Россия′25: кнопки. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Из важного также отметим продолжающийся проект «Идентичность в типовом», курируемый Еленой Петуховой, Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым, и посвященный вопросам обновления советских ДК. Сейчас на стенде, который называется «Модернизация модернизма», показано три проекта обновления ДК в разной стадии завершенности. 

На открытии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал Арх Москву лучшей архитектурной выставкой страны и даже немного поколебался относительно всего мира. Так что надо идти. 
 
Выставка работает 4 дня до воскресенья включительно, в программе более 100 мероприятий.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021

03 Июня 2021

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.