Необитаемый бассейн

Бассейн для пингвинов, построенный эмигрантом из России Бертольдом Любеткиным и Ове Арупом в 1930-е для Лондонского зоопарка, пустует с 2004 года. Дочь Любеткина предлагает его снести. Все остальные — против.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
Бассейн для пингвинов был построен в Лондонском зоопарке в 1934. Проект разрабатывал архитектор, эмигрант из России Бертольд Любеткин со своим бюро Tecton и инженер-конструктор Ове Аруп. Павильон стал знаковым сооружением для только появлявшегося тогда на свет британского модернизма, новаторским было и его инженерное решение: авторам удалось продемонстрировать пластичность и конструктивные возможности железобетона. Однако бассейн пустует уже пятнадцатый год: дело в инфекции, которой заразились живущие там пингвины. Дочь архитектора Саша Любеткин заявила, что раз «пингвинариум» не используется по прямому назначению, его нужно «разнести на мелкие кусочки». Но, кажется, так считает только она.
Вольер для пингвинов в Лондонском зоопарке. Архитектор Бертольд Любеткин. Лицензия CC BY-SA 4.0. Автор фотографии gillfoto
Поводом к разговору послужило заявление дирекции зоопарка, что они не придумали новых вариантов по использованию сооружения и других животных туда заселять не собираются. Как объяснила Саша Любеткин изданию Camden New Journal, ей «ужасно грустно» видеть, что творение отца не нашло применения. «Комплекс был спроектирован как игровая площадка для пингвинов и аттракцион для зрителей, и я не вижу, чтобы он был пригоден для чего-то еще, – рассуждала дочь архитектора. – Возможно, настало время его снести».

На территории вольера находится бассейн для плавания в форме яйца и домики для гнездования вокруг, но отдельная гордость «пингвинариума» – два бетонных мостика в виде двойной спирали, которые как будто парят над чашей бассейна без дополнительных опор. Замысел бы не воплотили без участия Арупа, который предложил армировать бетон и заливать его в опалубку прямо на месте, чтобы изготовить сложные несущие элементы.

В своей концепции Бертольд Любеткин опирался на идеи бихевиоризма – направления психологии и философии, согласно которому поведенческие особенности людей и животных – результат влияния среды их обитания. Так, дизайн вольера одновременно воспроизводил естественные условия жизни птиц и формировал «стимулирующую» среду.
Вольер для пингвинов в Лондонском зоопарке. Архитектор Бертольд Любеткин. Лицензия CC BY 2.0. Автор фотографии Chris Sampson
В 2004 пингвинов, страдавших пододерматитом, вывезли из бассейна Любеткина: это заболевание распространено среди птиц, живущих в неволе. От ходьбы по бетонному полу на лапах у пингвинов появлялись ссадины, которые становились очагом для инфекции и начинали кровоточить. В 2011 животных поселили в новый просторный вольер. Какое-то время в освободившемся «пингвинариуме» жили крокодилы, но они задержались ненадолго.

В разговоре с журналистами Саша Любеткин особенно подчеркивает, что ее отец консультировался с биологом Джулианом Хаксли, чтобы убедиться в безопасности своего сооружения. «Конечно, как во всех сферах человеческой деятельности, знания о животных и их повадках постоянно меняются и развиваются. По всей вероятности, то, что было передовым взглядом в 1930-х, [сегодня таковым не является]», – предполагает она.

Этот комментарий побудил Джона Аллана – архитектора по профессии, написавшего биографию Бертольда Любеткина и работавшего над восстановлением бассейна в 1980-х – написать публичный ответ в газету Evening Standard. Ответственность за проблемы с павильоном Аллан возлагает на дирекцию Лондонского зоопарка. Например, оригинальную прорезиненную дорожку по решению учреждения заменили бетонной. «При реставрации мы нанесли слой кварцевых гранул на поверхность пандуса: это было в интересах смотрителей, но причиняло неудобство пингвинам, которые привыкли гулять по скользкой поверхности», – продолжает Джон Аллан. Кроме того, вольер изначально был разработан для антарктических видов, которые привыкли сбиваться в «толпу» и вместе выводить птенцов. Зоопарк заселил туда южноамериканских пингвинов Гумбольдта: они устраивают гнезда по отдельности, в специально вырытых норах, поэтому домики для них подходили гораздо хуже. Аллан надеется, что статус памятника первой – высшей – категории спасет творение Бертольда Любеткина, и его будут использовать, в качестве, например, скульптуры. «Это не всегда вина здания, что оно становится непригодным», – подчеркивает архитектор.

Джордж Осборн, крупный политик-консерватор, а ныне – главный редактор Evening Standard, согласился, что разрушение здания, состоящего в списке охраняемых, – «акт культурного вандализма», и даже назвал слова Саши Любеткин «отцеубийственными». Он также предположил, что «пингвинятнику» можно найти «более творческое применение».

У самого Лондонского зоопарка нет ответа на вопрос, что станет с шедевром модернизма. «У нас пока нет намерений что-либо делать с постройкой, – комментирует представитель учреждения. – Пингвины теперь живут на Пингвиньем пляже, крупнейшем в Европе вольере <...> с бассейном площадью 1200 м2».

19 Января 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Мировое архитектурное наследие XX века

«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Дворец культуры для новой эпохи
Реконструкция архитекторами gmp памятника послевоенного модернизма – Дворца культуры в Дрездене – названа в Германии лучшим сооружением года по версии Немецкого музея архитектуры.
Реализация по часам
Бюро DSDHA разработало для офисного комплекса «Бродгейт» в лондонском Сити проект обновления его уже вошедших в историю общественных пространств. Сейчас завершена первая очередь плана.
Необитаемый бассейн
Бассейн для пингвинов, построенный эмигрантом из России Бертольдом Любеткиным и Ове Арупом в 1930-е для Лондонского зоопарка, пустует с 2004 года. Дочь Любеткина предлагает его снести. Все остальные — против.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Красный динозавр
Миланский комплекс на 444 квартиры «Монте Амиата» по проекту Карло Аймонино и Альдо Росси, задуманный в конце 1960-х как прогрессивное социальное жилье, но ставший домом для среднего класса – в фотографиях Василия Бабурова.
Восемь памятников XX века в кризисе и после него
Санаторий в Паймио Алвара Аалто выставлен на продажу, лондонский комплекс Economist четы Смитсон отреставрирован, к ранней постройке Жана Пруве в Большом Париже пристраивают стометровую башню – а также новости из Детройта, Нью-Йорка и шотландской деревни Кардросс.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.