Арт-вакцинация города

Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.

mainImg
Мастерская:
дизайн-бюро «Линия 8»

72 часа праздника
С 9 по 11 июня 2018 года в городе Выкса прошел один из самых ярких и популярных фестивалей городской культуры в России «Арт-Овраг», проводимый Объединенной металлургической компанией, АО «ОМК» и благотворительным фондом «ОМК-участие». Организаторы утверждают, что это самый крупный подобный фестиваль за пределами Москвы, и с этим не поспоришь. В течение трех дней жителей и гостей города Выкса ждали 10 площадок, на которых разворачивалась насыщенная программа из множества культурных, образовательных и спортивных мероприятий, а также презентаций новых перфомансов, инсталляций и дизайнерских объектов, в той или иной мере отвечающих заданному главным куратором фестиваля Антоном Кочуркиным девизу «Полезное искусство». Парадоксальное словосочетание подталкивало художников, архитекторов и дизайнеров к поискам решений, которые, кроме красоты и смысла, полезны для города и его жителей. И они справились с этой задачей.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Символ фестиваля 2018 года – «Купание красного единорога». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Куратор фестиваля Антон Кочуркин проводит экскурсию по городским районам. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Успеть везде и посмотреть все, что было подготовлено, создано и представлено на центральной площади, в городских парках и дворах, на набережных и в цехах Металлургического комбината, было физически невозможно, но каждый мог найти для себя ту площадку и те события, которые ему были наиболее интересны, не упуская возможность познакомиться с чем-то новым и необычным.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На любой вкус и цвет…
Разработкой программы и идеологии фестиваля занимаются приглашенные кураторы, чей срок полномочий составляет три года, чтобы каждая команда могла реализовать все свои начинания, а затем передать бразды правления дальше. Сейчас у фестивального руля стоит тандем куратора фестиваля Антона Кочуркина и продюсера Юлии Бычковой, хорошо известных как кураторы фестиваля «Архстояние», а также авторы нескольких концепций пространственного развития территорий. Последнее особенно важно для «Арт-Оврага» с его фокусировкой на творческое переосмысление и решение проблем постсоветского города. Для расширения тематического и типологического диапазона фестиваля в кураторскую команду вошли еще несколько экспертов.
zooming

Куратором театральной программы фестиваля был известный российский режиссер, лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий, благодаря которому в программе появилось выдающееся художественное событие – театральный перфоманс «Страсти по Мартену», поставленный режиссером и хореографом Анной Абалихиной в пространстве исторического мартеновского цеха Выксунского металлургического завода и посвященный его закрытию весной этого года. Прошли всего три спектакля, по одному на каждый фестивальный день, но нет сомнений в том, что осмысление и оценка этой феерии, построенной на симбиозе музыки, пения, танца и речитатива и противопоставлении их брутальному и анти-театральному окружению, будет идти продолжаться еще долго. Каждый побывавший на перфомансе не сможет по-прежнему воспринимать промышленный антураж и, каждый раз, в грохоте станков и конвейеров будет слышать удивительную музыку, сочиненную композитором Алексеем Сысоевым. В постановке участвовали рабочие завода, волонтеры и учащиеся местной музыкальной школы. Как сказал Юрий Муравицкий на пресс-конференции, «необычность этого перформанса в том, что он делается здесь и про здесь».
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

Куратором спортивной программы фестиваля стал Александр Заволожин. Этот, традиционно популярный у местных жителей, раздел дает возможность всем желающим познакомиться и попробовать себя в новых видах спорта, таких как воркаут, паркур, скейтбо́рдинг и футбольный фристайл. В этом году к программе из открытых уроков и соревнований добавилась презентация нового спортивного объекта «Скейт-волна» в городском парке, который создал вместе с выксунской группой UG известный скейтер Тимофей Любшин.
«Скейт-волна» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления на «Скейт-волне» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления по футбольному фристайлу на главной площади. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Образовательную программу, ставшую после прошлогоднего фестиваля постоянно действующей, курирует Мария Мкртычева. Вокруг нее организовалось сообщество, которое активно участвует как в просветительских мероприятиях, так и в других городских проектах «Арт-Оврага».
Главная фестивальная площадь. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

За программу современного искусства отвечала Алиса Багдонайте, курирующая также постоянно действующую в Выксе с прошлого года Арт-резиденцию «Vyksa Air», где развернулась часть художественной программы, а именно: персональная выставка одного из резидентов – Устины Яковлевой, а вечером показывали видео- и звуковая инсталляция Дмитрия Булныгина «Смена». Еще одна часть программы проходила в Музее истории ОАО «ВМЗ», где открылась мультимедийная выставка «Повседневные трансформации» и проходили лекции ее куратора Натальи Фурс и встречи с медиа-художниками Еленой Никоноле, Дмитрием Морозовым и Ильдаром Якубовым, участвующими в ней.
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Но самое яркое событие программы «Современное искусство» оказалось спрятанным от случайных взглядов в чаще лесопарка «Посадка» и лишь самые рьяные ценители, да еще местные жители, прогуливающиеся через парк по двум единственным тропкам, могли насладиться провокационной и одновременно меланхоличной работой Тимофея Радя (T-Radya), который предложил спасти репутацию «Посадки», считающейся одним из самых криминально-опасных мест города, при помощи огромной светящейся надписи «ВСЕ ЭТО НЕ СОН», установленной между высокими соснами на металлических стойках. И каждому случайному путнику, проходящему через парк, теперь эти несколько слов будут сиять, словно «путеводные звезды».
Инсталляция «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» Тимофея Радя (T-Radya). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Еще один художественный проект представлял собой иную, более демократичную и объединяющую идею. «ЗаСТОЛье», придуманное и реализованное французской командой из архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина, – это стометровый стол, вытянувшийся по диагонали Площади Металлургов. Простая и понятная метафора стола как объединения и средства поиска общего языка пользуется неизменным успехом и, до «Арт-Оврага», уже была показана европейских городах. Выкса поделилась с проектом своим фирменным блюдом – окрошкой с килькой, ее подавали за огромным столом.
Проект «ЗаСТОЛье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Поедание окрошки с килькой в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Сеанс одновременной игры в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Параллельную программу курировал современный художник Владимир Селезнев, благодаря которому, в сферу художественной активности на «Арт-Овраге», попали автотюнинг, ковка, просмотр кинофильмов и дискотека на свежем воздухе. К параллельной же программе относилось и открытие уже упомянутой скейт-площадки, и презентация арт-объекта «Мяч», придуманного жительницей Выксы Натальей Гусевой и выбранного на прошедшем весной этого года конкурсе.
Художественная ковка в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Кинотеатр под открытым небом в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Один из символов «Арт-Оврага 2018» – ансамбль из двух остановок в центре города: группа конструкций, сваренных из стальных труб ярко-красного цвета. Поначалу невнятные, при движении мимо они складываются в огромные буквы и в определенном ракурсе образуют слова «ART» и «OVRAG». Проект бюро «Дружба» выбрали по итогам открытого международного конкурса. Остановки оборудованы USB-портами для подзарядки телефонов, кроме того, «дружелюбные» архитекторы заложили в конструкции систему прямой коммуникации по принципу «переговорных труб», используемых на кораблях – ею могут развлекаться пассажиры в ожидании автобуса.
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Тестирование коммуникационной трубы на остановке «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Открытие остановок, как и презентацию всех основных мероприятий фестиваля сопровождали театральные перформансы в исполнении артистов театра Spam-theatre, чей яркий, брендированный по эскизам местного художника автобус колесил по всему городу.
Артисты театра Spam-theatre. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Авторы остановок, архитекторы бюро «Дружба», известны прежде всего как изобретатели новых форматов детских площадок и рекреационных зон – в Выксе они также оборудовали многофункциональное пространство во дворе на улице Пирогова, 6. Игровой площадкой его можно назвать скорее условно: два года назад «Дружба» совместно с художником Романом Ермаковым и городскими активистами, при участии объединения «Город для детей» и Детского архитектурного клуба «Кони на балконе», начали проект исследования двора между спортивной школой и детской школой искусств. Большая часть пространства была оккупирована парковкой. Вместо того, чтобы сделать собственный проект и реализовать его, сделав жителям «нежданный подарок», архитекторы «Дружбы» решили не навязывать не нужные людям решения, провоцируя негативную реакцию. Они заимствовали методику собственных развивающих занятий с детьми – дали возможность жителям самостоятельно определить, что они хотят видеть на площадке. Нельзя сказать, что процесс шел легко. По словам одного из партнеров бюро «Дружба» Беллы Филатовой, им пришлось преодолеть серьезное сопротивление и скептицизм местных жителей, которые не ждали от «архитектурных гастролеров» никаких чудес, да и вообще не хотели никаких изменений. После множества перипетий проект был разработан и большей частью реализован к фестивалю «Арт-Овраг». Жители, пришедшие на открытие, с радостью признались архитекторам, что узнают в построенных объектах свои самые первые идеи и зарисовки с воркшопов. Теперь жителям предстоит выбрать название для площадки – сбор вариантов начался во время открытия.
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Реализация концепции двора по улице Пирогова прошла в рамках проекта «Город своими руками». Цель проекта – развитие городского сообщества и вовлечение жителей в качественную трансформацию среды. Сейчас проект курирует Свят Мурунов, он ведет в Выксе комплексную исследовательскую программу «Мастерская прикладной урбанистики», начатую полтора года назад. Она включает несколько этапов: анализ ситуации с дворами в Выксе, опросы населения, выявление активных и дееспособных сообществ, организацию воркшопов по сбору идей и созданию концепций новых многофункциональных дворовых пространств, получивших название «Арт-Дворы». Пять дворов уже реконструированы и переоснащены по проектам и в соответствии с запросом местных сообществ. Новые площадки для отдыха и занятий спортом открыли к началу «Арт-Оврага».
Строительство «Арт-Двора». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Михаил Приемышев © Мастерская прикладной урбанистики
Один из «Арт-Дворов». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова
Холодно-горячо
Получивший свое название в честь оврага в городском парке, где восемь лет тому назад прошел первый фестиваль под девизом «Стрит-арт вместо наркотиков», «Арт-Овраг» очень изменился не только по масштабу, продолжительности и количеству участников, но и по формату, а главное целям своего проведения. Изменения, наверное, и есть самый ценный предмет анализа феномена городских арт-фестивалей в России вообще и «Арт-Оврага» в частности.
Интерактивная инсталляция «Игровая площадка», бюро «Селигер», 2015 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Один из инициаторов проведения фестиваля, его душа и двигатель всего процесса, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых сказала на пресс-конференции, что за восемь лет фестиваль прошел огромный путь. Все начиналось как городской праздник, способный отвлечь молодежь от наркотиков и дать им новые форматы для выплескивания энергии, в том числе креативной. Главное градообразующее предприятие, обеспечивающее жителей города работой, осознавая свой долг – что, признаемся, на так уже часто встречается в России – решило стать социально-ответственным и улучшить жизнь горожан при помощи художественных и социо-культурных практик. Благодаря инициативе и настойчивости Ирины Седых, благое намерение вылилось в фестивальный марафон. Каждый фестиваль – это очередной этап эксперимента, результаты которого непредсказуемы и могут быть оценены только после воплощения. Как в детской игре «холодно-горячо» – приходится нащупывать правильный путь и определять те решения, которые будут эффективны, на самом деле помогут людям, улучшат их жизнь, привнесут в среду нечто действительно значимое, изменят самовосприятие горожан и превратят их из зрителей, которые даже и не покупали билеты на шоу, в деятельных участников происходящих в городе эволюционных процессов.
Парад арт-плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

В «молоко»...
Если проанализировать историю фестивалей и особенно события в Выксе между фестивалями, можно понять, какие решения работают, а какие нет, какие практики попадают точно «в яблочко», а какие уходят скорее «в молоко».
Прежде всего эффект трех фестивальных дней как разовой акции при всем блеске мероприятий почти никак не проецируется на повседневную жизнь выксунцев. Для горожан эти дни становятся чем-то вроде «наводнения», которое обрушивающегося на Выксу и уходит, оставляя «наследство» в виде арт-объектов, значение которых им сложно было осознать. Результат – уничтоженные как вандалами, так и просто в процессе ремонта фасадов граффити и арт-объекты, в том числе уникальные, имевшие безусловную ценность для современного российского искусства.
zooming
Наполовину закрашенное граффити «Гитарист», Василий LST (Анганск, Иркутская область), 2013 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса © ART-OVRAG

Также не проходят социальную проверку «нежеланные подарки» – вроде бы действительно нужные объекты, но созданные без участия и хотя бы консультации с местными жителями. Так один из реконструированных не так давно дворовых комплексов стоит заброшенным. Дети и взрослые продолжили использовать старую, пусть типовую, но «родную» игровую площадку по соседству. Уроки «пришлых» вызывают отторжение. Аналогичная реакция прослеживается и у местного руководства, которое в глобальном плане поддерживает фестиваль. Глава администрации городского округа Выкса Владимир Кочетков выступил на пресс-конференции «Арт-Оврага», мэрия участвует в реализации многих фестивальных начинаний. Но руководители среднего звена предпочитают держать нейтралитет. Так, например, руководство художественной школы, рядом с которой «Дружба» вместе с жителями делала творческую площадку, так и не вышло на контакт с инициативной группой и никакого участия в проекте не приняла. Для многих руководителей городских департаментов все разговоры о комфортной и городской среде по-прежнему сводятся к разбивке клумб с однолетниками, пример – новый «Дендрарий» в городском парке, и расстановке «потешных» садовых скульптур в скверах а-ля «Каньон сказок» на Манежной площади в Москве. Инертность привычных форматов нельзя недооценивать. Без постоянного внешнего воздействия – презентации новых решений, призывов к сотрудничеству и запроса со стороны городского сообщества – любые инициативы затухают или перерождаются.
 
В «яблочко»…
«Арт-Овраг» – фестиваль уникальный, прежде всего потому, что он эволюционирует, а значит, жизнеспособен. И это заслуга организаторов, инициаторов приглашаемых кураторов. Все проблемные эпизоды и все методы, не подтвердившие свою эффективность (часть и которых мы перечислили выше) подвергаются анализу и пересматриваются. Как результат, концепция фестиваля корректируется и, с каждым годом, в ней появляются новые элементы. Интересно, что общий вектор трансформации фестивальных тем и форматов совпадает с общей для всей России тенденцией, к развитию городских пространств и в создании деятельных сообществ.
Вместо трехдневного «наводнения» начали работать комплексные, круглогодичные программы и институции, направленные на популяризацию современного искусства и урбанистических практик, формирование конструктивного диалога с горожанами, вовлечение их в выработку идеологии и постановку задач для очередного фестиваля. Об этом на пресс-конференции и других мероприятиях фестиваля много говорили Ирина Седых и Юлия Бычкова. В прошлом году в Выксе начала работать Арт-резиденция, обязательным условием участия в которой является презентация итогов работы местным жителям в виде лекции или выставки. В планах организаторов фестиваля – создание местной арт-институции – образовательного учреждения, в котором талантливые выксунцы смогут попробовать себя в разных жанрах стрит-арта и не только. Кроме того, планируется запустить издательскую программы, первым проектом которой станет энциклопедия российского стрит-арта, на основе уже собранной в Выксе коллекции граффити и росписей.
Знаменитые граффити на торгах пятиэтажек. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Начала работать программа «Мобильная мастерская», в рамках которой Святослав Мурунов вместе с жителями Выксы и приглашенными экспертами (культурологами и инженерами) изучает и проектирует новые многофункциональные жилые дворы. Полученный опыт будет также проанализирован и использован для подготовки методического пособия по развитию дворовых пространств, который войдет в издательскую программу «Арт-Оврага».

После опыта с гигантской росписью Миши Моста на стене цеха Металлургического завода, которую выбирали «всем миром» на конкурсе, рабочие завода теперь с увлечением соревнуются по результатам произведенной продукции за право украсить следующим граффити именно свой цех.

Опять-таки выбранные и построенные по результатам конкурса плоты, теперь служат всем горожанам и пользуются большой популярностью у отдыхающих на Верхнем пруду, как оригинальные (такие есть только в Выксе) плавсредства.
Парад плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На пользу городу используются методики, апробированные на фестивале, и его огромный пиар-эффект. Сегодня Выкса – это не затерянный в Муромских леса городок, а место проведения самого крупного регионального арт-фестиваля в России. Туристический поток возрастает с каждым годом. В 2015 г. он составлял 22 тыс., а в 2017 – уже 50 тыс. человек приехали сюда, чтобы посмотреть на местные достопримечательности: причем не только «наследство» «Арт-Оврага» в виде арт-объектов и арт-дворов, по которым теперь можно пройти квест, но и на самую главную достопримечательность – металлургический завод, для которого уже разработаны 4 экскурсионных маршрута, позволяющих познакомиться с его неповторимым брутальным антуражем и знаменитой «Шуховской башней».
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), создан в 2013 году) стал практически официальным символом города. Именно он фигурировал на большинстве детских рисунков на выставке «Моя Выкса» на Площади Металлургов в этом году.
Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), 2013 г. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Известность города и фестиваля «Арт-Овраг» помогает привлекать инвесторов и спонсоров для различных городских начинаний, помимо самого фестиваля.

Результатом работы сплоченной команды экспертов и накопленного во время фестиваля опыта по развитию городских территорий, стал проект «Формирование благоустройства парка культуры и отдыха «Лебединый рай» с набережной Верхнего пруда каскада Баташевских прудов», победивший на Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в номинации «Малые города с населением от 50 до 100 тысяч человек». Эта победа, о которой стало известно накануне фестиваля «Арт-Овраг», судя по реакции городских и региональных властей, в том числе, речи врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина на открытии фестиваля «Арт-Овраг 2018», стало знаменательным и по-настоящему воодушевляющим достижением. Фестивальная команда показала, как затраченные в течении восьми лет усилия конвертируются в масштабные программы преобразования города.

Трудно представить, что согласно принципу ротации кураторов раз в три года, нынешней команде осталось работать еще только один год. Тот задел, который они уже заложили, развив принципы и идеи предыдущей команды кураторов, рассчитан по крайней мере еще лет на пять планомерной реализации. Останавливать их и менять команду – значит обрекать город на новый период «пересменки» и потерю нескольких лет на выработку и обкатку новой концепции. До принятия решения по вопросу следующих кураторов еще по крайней мере год. И было бы замечательно, если бы фестиваль вновь скорректировал свой формат и дал нынешней команде фору в дополнительную пару лет на осуществление всего задуманного.
zooming

Что спасет красота?
Помимо вполне позитивных впечатлений от фестиваля «Арт-Овраг» и деятельности его команды, было сложно избавиться от ощущения смутного беспокойства. Как будто мимо по улице прошел человек, показавшийся знакомым, но вот вспомнить, кто он, никак не удается, и это не дает покоя.
zooming

Так и в Выксе, в праздничной суете и в ажиотаже фестивальных событий, никак не покидало ощущение чего-то знакомого, что лежит в основе всей концепции фестиваля, направленного на изменение, улучшение жизни отдельного города с помощью творчества художников и созданных ими произведений. И только на открытии инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» пришло понимание: то, что происходит в Выксе – чистой воды эксперимент по спасению мира при помощи красоты. Это та самая цитата из «Идиота» Достоевского, которую, словно знамя, подняла и несла через XIX, XX и вот теперь XXI век русская интеллигенция. Та мечта, о преобразовании через просвещение и облагораживание, которая уже столько раз разбивалась о безразличную к мечтам реальность. И разбивалась чаще всего только потому, что «спасаемые» красотой категорически не хотели либо вообще спасаться, либо спасаться именно той красотой, которую им предлагали.

Достаточно было увидеть на следующий день после открытия инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» – прекраснейшей, тонкой и светлой работы, как аборигены с энтузиазмом бросают в буквы камни, просто для «фана», проверить, удастся ли бросить камень через кольцо буквы «о», чтобы понять, насколько длинный и тернистый путь предстоит организаторам фестиваля, которых никак нельзя назвать мечтателями, и в первую очередь, тем из них, кто живет и работает в Выксе, видит и слышит разное, в том числе, не позитивное и не оптимистичное. Они прошли долгий путь, но впереди еще очень много работы. Надеюсь, они не отчаются и не опустят руки. Пусть у них все получится, пусть хотя бы здесь «красота спасет мир».
Мастерская:
дизайн-бюро «Линия 8»

19 Июня 2018

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.