Парк имени советской промышленности

Девять участников конкурса «Серый пояс. Преобразования» предложили создать на индустриальных окраинах Петербурга парковую зону.

mainImg
Выставка «Серый пояс. Преобразования» открылась в эрмитажном корпусе Генштаба 26 сентября. В небольшую экспозицию вошли конкурсные проекты российских и зарубежных мастерских, посвященные градостроительному переосмыслению бывших промышленных территорий на юге Петербурга. Открытие прошло в рамках II международного «Форума пространственного развития», в программу которого входило множество докладов и пленарных заседаний, посвященных модной ныне теме «комфортной городской среды». Ученые-урбанисты, архитекторы, философы и государственные чиновники два дня усиленно обсуждали судьбу и «глобальную миссию» российских городов. Выставка «Серый пояс. Преобразования» стала одним из мероприятий форума, далеко не центральным. Только визит губернатора Георгия Полтавченко и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского придал мероприятию особый вес.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

Проблема «серого пояса» давно обсуждается в городе. Рабочие окраины начала XX века, превратившиеся после революции в гигантские промышленные районы, ставят серьезные вопросы перед властями. Не совсем понятно, что делать с целыми кварталами цехов, складов, проектных институтов и прочим наследием ленинградской промышленности.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

КГА объявил закрытый конкурс в мае этого года. Авторы должны были «предложить концепцию пространственного развития территории в границах около 4000 га на западе от реки Екатерингофки и до Невы на востоке, от Обводного канала на севере и до кварталов жилых районов на юге, а также проиллюстрировать возможности выполнения концепции на примере преобразования одной из «пилотных» территорий». Между архитектурными бюро, отобранными жюри по портфолио, с помощью жребия распределили задачи. Пилотные проекты для территории «Волковская» согласно жеребьевке проектировали финкое «Helin&Co», «Студия 44», голландцы MLA+ и петербургская «Студия 44». «Екатерингоф» достался москвичам: ТПО «Резерв», «Рождественке» и «Яузапроекту». А территорию «Французского ковша» отдали норвежской Transborder Studio, бюро Земцов-Кондиайн и группе Евгения Герасимова и Сергея Чобана.

Французский ковш
Чобан & Герасимов / Петербург-Москва
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss

Консорциум Евгения Герасимова и Сергея Чобана разработал проект, согласно которому около половины территории должны занять парки городского и районного значения. Непосредственные авторы проекта Анна Кутилина и Анастасия Лакрисенко сообщили: их основной идеей было создание «второго легкого» для Санкт-Петербурга, призванного дополнить Крестовский остров. Следовательно, архитекторы предложили озеленить бывшие промышленные территории на юге города. Проект предполагает также вынесение в преобразованный «серый пояс» городских больниц, которые сейчас занимают исторические здания в центре города. Освобожденные здания можно было бы отдать под гостиницы – считают авторы. Вдоль Обводного канала мог бы раскинуться ансамбль «музейного ожерелья». Архитекторы также предложили обустроить на реконструируемой территории новый зоопарк, а на месте Кировского завода – инновационный центр.
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Концепция преобразования «Серого пояса». Консорциум трех архитектурных мастерских © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
zooming
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss
Евгений Герасимов & Сергей Чобан, Петербург-Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss


Земцов, Кондиайн и партнёры / Петербург
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры

Предложили создать в «сером поясе» новый бизнес-район, который мог бы сократить пульсирующую миграцию. Создание «промежуточного» пояса бизнес-активности между центром и спальными районами юга укоротит ежедневное движение горожан и разгрузит транспортную систему. Результатом должна стать новая для петербургской агломерации «полицентрическая модель развития», которая бы сделала города-спутники и спальные районы «самодостаточными центрами цивилизации».
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Земцов, Кондиайн и партнёры
Земцов, Кондиайн и партнёры, Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Земцов, Кондиайн и партнёры


Transborder Studio / Норвегия
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio

Цель проекта – использование в качестве инструментов устойчивого развития существующих ресурсов «серого» пояса, а именно зеленых и синих (водных) элементов ландшафта, индустриального наследия и существующих систем общественной инфраструктуры. Концепция Transborder Studio включает в себя ландшафтную стратегию создания высокоэффективных экосистем, стратегию обустройства экологичных производственных территорий вдоль транспортных коридоров и стратегию хабов – эпицентров повышенной плотности вокруг станций метрополитена. Эти стратегии закладывают фундамент для «зеленого» будущего не только «серого» пояса, но и всего Санкт-Петербурга.

Ландшафтная стратегия проекта – «Четыре больших парка» (Приморский парк Екатерингоф, Линейный парк, парк реки Волковки и парк Невской набережной): их экосистемы дадут городу очищение воздуха и почвы, сбор и фильтрацию дождевой воды, рост биоразнообразия и производство энергии.

«Буфер продуктивности» – это стратегия расположения индустриальных зон «серого» пояса, включающих крупные производства, зоны логистики и ремонта в соответствии с принципами устойчивого развития. Стратегия направлена на активную эксплуатацию пространств вокруг загрязненных строений и элементов инфраструктуры и предусматривает их превращение в эффективные промышленные зоны и инновационные ландшафты.

«Десять историй «серого» пояса» – стратегия, направленная на устройство десяти центров с плотной застройкой смешанной функции. Эти хабы включают в себя офисы для «интеллектуального» бизнеса, культурно-образовательные, торговые и общественные учреждения, жилье. Авторы проекта предлагают сконцентрировать рост вокруг существующих и планируемых станций метро «cерого» пояса, чтобы развивать там «транзит-ориентированную» застройку и инфраструктуру.
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
zooming
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса» © Transborder Studio
Transborder Studio, Норвегия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016
***

Екатерингоф
ТПО «Резерв» / Москва

ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»

Московское бюро также предлагает превратить «серый пояс» в зелёный, впрочем, создав в новых районах ограниченные кластеры комфортной застройки. Отличительная черта проекта – концепция «островов»: обособленных прямоугольных кварталов, размещённых в озеленённом пространстве. Их соединяет продуманная транспортная система, состоящая из больших магистралей и нескольких развязок районного масштаба. Пилотный проект Екатерингофского парка предполагает умеренную трансформацию его в более комфортный и крупный центр городского досуга.
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © ТПО «Резерв»
ТПО «Резерв», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © ТПО «Резерв»


«Яуза-проект» / Москва
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект

Также сфокусировались на садово-парковой теме, но с сильным туристическим уклоном, предлагая вынести «Адмиралтейские верфи» и создать единую большую набережную от Летнего сада до парка «Екатерингоф». В остальном, по проекту бюро, в «серый пояс» умеренно вкрапляются парки, жилые и деловые зоны. «Яуза-проект» предлагает одно из самых лёгких, по сравнению с коллегами, вторжений в сложившуюся застройку района.
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
zooming
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса» © Яузапроект
«Яузапроект», Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Яузапроект


«Рождественка» / Москва
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка

Проект предусматривает поэтапное расширение Обводного канала – архитекторы предложили сделать его судоходным и превратить в рекреационную зону. Также преложено развитие легкорельсового транспорта на основе железнодорожных путей: в частности, запуск экспресса от Пулково до Балтийского вокзала. Планируется транспортный хаб по дороге из Москвы в Хельсинки. На месте Кировского завода появляется петербургский «Сити».
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса» © АБ Рождественка
АБ Рождественка, Москва. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © АБ Рождественка
***

Волковская
Helin & Co. / Финляндия

Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co

Также развивает экологическую тему, но делает акцент на деревянной архитектуре. На месте бывших фабрик и железных дорог возникает полноценный эко-город. Застройка – смешанная, сочетает жилые и деловые кварталы. Доминировать же будет озелененное пространство. Только Кировский завод в проекте сохраняется – как важный промышленный объект.
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
zooming
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса» © Helin & Co
Helin & Co, Финляндия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет, пересъемка Ивана Костина, 2016


«Студия 44» / Петербург
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44

Проект мастерской «Студия 44» Никиты Явейна в наибольшей степени предлагает развитие того, что уже имеется на территории. Вдоль существующей железной дороги южного полукольца возникает автомагистраль, попутно создаются «зелёные пути» для пешеходов, велосипедистов и альтернативных видов транспорта. Как сообщил сам архитектор, «основной идеологией» проекта является «преобразование» индустриального района – проект «не предусматривает выселение промышленности и её уничтожение». Впрочем, к уже существующим промышленным постройкам примкнут и жилые кварталы различного класса.
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса» © Студия 44
«Студия 44», Петербург. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © Студия 44


MLA+ / Нидерланды
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+

Близок к подходу «Студии 44» проект «Maccreanor Lavington Architects – MLA+», который также нацелен на сохранение промышленного наследия. Впрочем, делается это с полной утратой изначальной индустриальной функции: фабрики и железнодорожные развязки сохраняются, но в виде лофтов или общественных пространств. Перед нами типичная «джентрификация» в стиле западных мегаполисов.
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса» © MLA+
MLA+, Голландия. Концепция развития «Серого пояса». Планшет © MLA+
***

Победителей не будет. Ответственный секретарь Анна Катханова назвала конкурс «набором предложений», на основе которых архитектурные власти будут разрабатывать окончательный план. В руководстве города довольны работами конкурсантов, которые, по словами Катхановой, «погрузились» в проблематику и продемонстрировали вовсе не «формальное» отношение к конкурсу. «Серый пояс» положил «начало диалога» по данной градостроительной проблеме и власти города рассчитывают на то, что идеи архитекторов помогут выработать единую стратегию развития данной территории.
Серый пояс. Преобразование. Фотография © Иван Костин, 2016

«Серый пояс. Преобразования» демонстрирует важные тенденции в современной российской градостроительной практике, а также культурные и социальные сдвиги в обществе. Кажется, что о промышленном будущем российских городов больше стараются не думать. Петербург будущего – зелёный, постиндустриальный город. За исключением Никиты Явейна ни одно другое бюро не видит в городе серьезного индустриального потенциала. Экономика преобразованного «серого пояса», согласно большинству проектов, представляет собой довольно размытый набор «постиндустриальных» и «инновационных» бизнес-проектов, культурных центров и музеев.

Движение мысли архитекторов вполне определенно. Но вот возможна ли такая «зелёная» среда в рамках существующей пост-советской экономики? Конкурсные проекты, безусловно, открыли дискуссию о судьбе «серого пояса» Петербурга, но она еще далека от завершения. Задача заключается в том, чтобы соблюсти баланс между старым и новым, индустриальным и постиндустриальным, деловым, жилым и общественным. Иначе есть риски, что на месте «серого пояса» будет всего лишь громадный безлюдный парк. Парк имени советской промышленности. 

30 Сентября 2016

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Серый пояс и синее море
Худшее в этом конкурсе – заседание жюри“, – сказал мне Барт Голдхоорн (Bart Goldhoorn), основатель журналов “Проект Россия” и “Проект Балтия” на вечеринке, которая прошла в фойе Новой сцены Александринки в честь этого самого заседания. Точнее – на галерее, прямо над пространством, где экспонировались работы архитектурных мастерских, приглашенных выразить свою точку зрения на развитие одной из трех территорий так называемого “серого пояса”.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.