29.04.2013

Культурный конфликт

Нью-йоркский музей современного искусства МоМА собирается снести приобретенное им здание Музея народного искусства, ключевую работу архитекторов Тода Уильямса и Билли Цзянь.

информация:

Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashfordоткрыть большое изображение
МоМА продолжает расширятся, и маленькое здание оказалось преградой между ним и проектируемым небоскребом Жана Нувеля, в нижней части которого запланировано порядка 3 700 м2 выставочного пространства для Музея современного искусства.
Жан Нувель. Башня Tour de Verre
Жан Нувель. Башня Tour de Verreоткрыть большое изображение

Включить его в свой комплекс МоМА не может якобы потому, что в корпусе Уильямса и Цзянь (бюро TWBTA) другая высота этажей, а его эффектный бронзовый фасад плохо сочетается со стеклянными навесными стенами музея. После сноса там возведут выставочный корпус с ок. 1000 м2 галерей. Сейчас в здании TWBTA их 2800 м2: площадь уменьшится из-за увеличения высоты потолков.
Фасады корпусов МоМА. Взгляд от бывшего здания Музея народного искусства. Фото © МоМА
Фасады корпусов МоМА. Взгляд от бывшего здания Музея народного искусства. Фото © МоМАоткрыть большое изображение

Решение МоМА вызвало возмущение архитектурной общественности: бывший Музей народного искусства, открывшийся в 2001, считался одной из лучших нью-йоркских построек последних лет, вехой в архитектурной истории города, в то время как авторы, бюро TWBTA, стали лучшей мастерской 2013 года по версии Американского института архитекторов (AIA). Поэтому решение МоМА, первого музея США со специальным отделом архитектуры и дизайна, выставки в котором дали в свое время формальное обоснование интернациональному стилю и деконструктивизму, снести такую значительную постройку, было воспринято как предательство. «Эстетические» претензии музейного руководства к бронзовому фасаду сравнили с расставанием с полотном Моне или Матисса, так как оно плохо сочетается с новым ковром или керамической плиткой.
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinaiоткрыть большое изображение

Но эта история имеет и обратную сторону: постройка TWBTA шириной всего 12 м очень неудобна как экспозиционное пространство: можно обсуждать, вина это архитекторов или участка под застройку, но определенное несоответствие здания программе признают и его защитники. Как решение этой проблемы они предлагают поместить туда большую библиотеку МоМА, ныне сосланную в район Квинс, или же экспонировать лишь небольшие произведения — графики или дизайна. Говорят также о сохранении лишь фасада как наиболее ценной части постройки.
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinaiоткрыть большое изображение

Эта история — тяжелое наследие музейного и вообще строительного бума. Маленький Музей народного искусства, понадеявшись на локальный «эффект Бильбао», взял кредит в 32 млн долларов на строительство нового оригинального здания. Эксперты обещали ему 250 000 посетителей в год к 2005, но к 2011 их число не превысило 160 000, вернуть долг не было возможности, и музей продал здание соседу — МоМА, а сам вернулся в свое старое помещение близ Линкольн-центра.
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinaiоткрыть большое изображение

Сам МоМА имеет долгую и непростую архитектурную историю, длящуюся с 1930-х годов. В 2004 МоМА торжественно открылся после масштабной реконструкции и расширения по проекту Йосио Танигучи, но вскоре стало ясно, что для постоянной экспозиции опять не хватает места, и музей продал свой последний участок земли девелоперу Hines для строительства небоскреба с упоминавшимися уже 3 700 м2 залов в его нижней части. Жан Нувель, представивший свой проект в 2007, соединил башню и основной музейный комплекс в обход постройки TWBTA, находящейся между ними. Затем строительство небоскреба затормозил кризис, потом обанкротился Музей народного искусства, и вместо пути «в обход» появился более выгодный вариант «вместо», предполагающий снос маленького здания.
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashfordоткрыть большое изображение

Из сложившейся ситуации нет удобного для всех выхода, но от МоМА как более крупного и могущественного института общественность ждет уступок, не говоря уже о последовательности в выполнении своей миссии хранителя культуры. Тод Уильямс и Билли Цзянь выразили сожаление по поводу грядущего сноса, но бороться не собираются. В то же время, кроме архитектурных критиков, в поддержку здания TWBTA выступила Архитектурная Лига Нью-Йорка: под ее открытым письмом поставили свои подписи Ричард Майер, Стивен Холл, Том Мейн, Роберт А. Стерн. Менее известные дизайнеры и архитекторы предлагают свои проекты спасения/приспособления постройки на аккаунте #FolkMoMA сервиса Tumbler, а все желающие могут подписать петицию в защиту здания на Change.org. Сам же бывший хозяин здания, Музей народного искусства, от конфликта дистанцировался, заявив: «Это здание – не Музей, а Музей – не это здание».
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinaiоткрыть большое изображение
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashfordоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Площадь Эускади
Диана Бальмори, 2008 – 2012
Площадь Эускади

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
27.09.2017

Алгоритм идеального монтажа

Контроль, высокая квалификация сотрудников и выверенная технология гарантируют неизменно высокое качество монтажа кровель из керамической черепицы от компании «Красные Крыши».
Компания «Красные крыши»
другие статьи