Нью-йоркский музей современного искусства МоМА собирается снести приобретенное им здание Музея народного искусства, ключевую работу архитекторов Тода Уильямса и Билли Цзянь.
МоМА продолжает расширятся, и маленькое здание оказалось преградой между ним и проектируемым небоскребом Жана Нувеля, в нижней части которого запланировано порядка 3 700 м2 выставочного пространства для Музея современного искусства.
Жан Нувель. Башня Tour de Verre
Включить его в свой комплекс МоМА не может якобы потому, что в корпусе Уильямса и Цзянь (бюро TWBTA) другая высота этажей, а его эффектный бронзовый фасад плохо сочетается со стеклянными навесными стенами музея. После сноса там возведут выставочный корпус с ок. 1000 м2 галерей. Сейчас в здании TWBTA их 2800 м2: площадь уменьшится из-за увеличения высоты потолков.
Решение МоМА вызвало возмущение архитектурной общественности: бывший Музей народного искусства, открывшийся в 2001, считался одной из лучших нью-йоркских построек последних лет, вехой в архитектурной истории города, в то время как авторы, бюро TWBTA, стали лучшей мастерской 2013 года по версии Американского института архитекторов (AIA). Поэтому решение МоМА, первого музея США со специальным отделом архитектуры и дизайна, выставки в котором дали в свое время формальное обоснование интернациональному стилю и деконструктивизму, снести такую значительную постройку, было воспринято как предательство. «Эстетические» претензии музейного руководства к бронзовому фасаду сравнили с расставанием с полотном Моне или Матисса, так как оно плохо сочетается с новым ковром или керамической плиткой.
Но эта история имеет и обратную сторону: постройка TWBTA шириной всего 12 м очень неудобна как экспозиционное пространство: можно обсуждать, вина это архитекторов или участка под застройку, но определенное несоответствие здания программе признают и его защитники. Как решение этой проблемы они предлагают поместить туда большую библиотеку МоМА, ныне сосланную в район Квинс, или же экспонировать лишь небольшие произведения — графики или дизайна. Говорят также о сохранении лишь фасада как наиболее ценной части постройки.
Эта история — тяжелое наследие музейного и вообще строительного бума. Маленький Музей народного искусства, понадеявшись на локальный «эффект Бильбао», взял кредит в 32 млн долларов на строительство нового оригинального здания. Эксперты обещали ему 250 000 посетителей в год к 2005, но к 2011 их число не превысило 160 000, вернуть долг не было возможности, и музей продал здание соседу — МоМА, а сам вернулся в свое старое помещение близ Линкольн-центра.
Сам МоМА имеет долгую и непростую архитектурную историю, длящуюся с 1930-х годов. В 2004 МоМА торжественно открылся после масштабной реконструкции и расширения по проекту Йосио Танигучи, но вскоре стало ясно, что для постоянной экспозиции опять не хватает места, и музей продал свой последний участок земли девелоперу Hines для строительства небоскреба с упоминавшимися уже 3 700 м2 залов в его нижней части. Жан Нувель, представивший свой проект в 2007, соединил башню и основной музейный комплекс в обход постройки TWBTA, находящейся между ними. Затем строительство небоскреба затормозил кризис, потом обанкротился Музей народного искусства, и вместо пути «в обход» появился более выгодный вариант «вместо», предполагающий снос маленького здания.
Из сложившейся ситуации нет удобного для всех выхода, но от МоМА как более крупного и могущественного института общественность ждет уступок, не говоря уже о последовательности в выполнении своей миссии хранителя культуры. Тод Уильямс и Билли Цзянь выразили сожаление по поводу грядущего сноса, но бороться не собираются. В то же время, кроме архитектурных критиков, в поддержку здания TWBTA выступила Архитектурная Лига Нью-Йорка: под ее открытым письмом поставили свои подписи Ричард Майер, Стивен Холл, Том Мейн, Роберт А. Стерн. Менее известные дизайнеры и архитекторы предлагают свои проекты спасения/приспособления постройки на аккаунте #FolkMoMA сервиса Tumbler, а все желающие могут подписать петицию в защиту здания на Change.org. Сам же бывший хозяин здания, Музей народного искусства, от конфликта дистанцировался, заявив: «Это здание – не Музей, а Музей – не это здание».