Белая занавесь

На кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне открылось очередное здание по проекту «звезды» — фабричный корпус бюро SANAA.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

24 Апреля 2013
mainImg
Компaния:
Vitra +
Контакты:
Vitra International AG, Klünenfeldstrasse 22, CH-4127 Birsfelden
Постройка предназначена для Vitrashop, производителя оборудования для магазинов. Вначале заказчики рассчитали, что будет оптимальным распределить четыре функциональные зоны по 4 прямоугольным блокам, но архитекторы Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава предложили встречный вариант: единый объем с круглым планом, как в их музее искусства 21 века в Канадзава. Такое решение оказалось не совсем подходящим для промышленных нужд, поэтому в ходе работы над своим первым индустриальным проектом архитекторам пришлось сделать план более «органическим», слегка отступив от правильной формы.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)

Но более сложной проблемой стало само строительство: чтобы не нарушать производственный процесс, сначала возвели одну половину здания — вплотную к предназначенной под снос фабрике, а потом уже вторую — на месте этого старого сооружения. По границе, разделяющей эти две половины, проходит бетонная стена, служащая противопожарным барьером, а также облегчающая ориентацию в огромном здании (диаметр 160 м, высота 11,4 м, площадь наземного уровня — 20,5 тыс. м2, подземного гаража — 10,5 тыс. м2).
zooming
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Но габариты цеха сыграли и положительную роль: благодаря им можно было использовать для внешних стен не изогнутые, а стандартные бетонные панели. Также огромный размер сделал круглую форму постройки вполне функциональной, в то время как в меньшем здании часть полезной площади пропала бы впустую из-за большой кривизны стен.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Снаружи фабрика, как и большинство работ SANAA, кажется нематериальной: при пасмурной погоде ее белые стены почти растворяются в воздухе, что во многом скрадывает ее значительный размер. Фасад полностью покрыт панелями акрилового стекла  с внешним прозрачным и внутренним матовым белым слоями. Панели (шир. 1,8 м, дл. 11 м) слегка гофрированы, что превращает их в подобие драпировки. Из-за одинакового оформления всего внешнего периметра у здания нет главного фасада, все его части равнозначны, тем более что двое ворот, расположенных по главной оси, сосуществуют с многочисленными проемами грузовых платформ, что лишает их всякой исключительности. Вместе с тем, основная ось здания Vitrashop была задана соседним сооружением — цехом Николаса Гримшо (1986): их входы соединяет изящно изогнутый навес.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Такая равнозначность любого отрезка фасада вполне подходит для расположения здания посреди просторной, рассчитанной на маневры грузовиков площади. Чтобы ритм «занавеси» не был слишком однообразным, панели получили три типа конфигурации складок, кроме того, их можно было поворачивать на 180° на алюминиевых креплениях, с помощью которых они навешаны на бетонные стены: все это дало в итоге 6 вариантов «плиссировки». Срок службы этого фасада — минимум 15 лет.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Интерьер во многом определен любовью SANAA к максимальной «светлоте». Конечно, это не футуристический цех высокотехнологичного производства, а вполне традиционная мебельная фабрика, но обилие дневного света (в кровле сделаны полосы остекления, также имеются окна) и абсолютное преобладание белого и серого (цвета некрашеных бетонных поверхностей) по возможности приближают его к идеалу. Округлый план практически не читается изнутри здания, так как оно почти полностью заполнено высокими стеллажами для материалов и готовой продукции: для производства остается лишь узкая зона по центральной оси. Кровля опирается на стройные стальные опоры, расставленные по решетке с ячейкой в 17,5 x 22,8 м, хотя основной ее вес поддерживают внешние стены.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

У стен, куда обращены торцы стеллажей, расположены объемы грузовых платформ. Потребности фабрики в будущем предсказать невозможно, поэтому каждую из погрузочных площадок можно легко превратить в офис, и наоборот. Также в отдельный блок выделено помещение для шумной или потенциально опасной для окружающих работы. На его крыше устроен «лаундж» для сотрудников, откуда открывается панорама половины цеха (до стены-барьера). Для отопления используется теплоизлучающая газовая система (ее элементы — единственное черное пятно в интерьере).
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Фабричный корпус Vitrashop показывает, как индустрия успешно сопротивляется вторжению «актуальной» архитектуры: за исключением круглого плана и  внешнего оформления фасада, которые, впрочем, и создают запоминающийся архитектурный образ, все в проекте продиктовано нуждами производства. Безусловно, это уже не «старый уральский завод», а комфортная среда, но никакого прорыва в будущее — пусть даже кажущегося — здесь нет. С другой стороны, кампус Vitra и так более чем успешно соединяет в себе сложно сочетающиеся программы эффективного промышленного комплекса и заказника современной архитектуры, поэтому требовать от него еще и серьезных новаций в сфере «прома» было бы несправедливо.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop в процессе строительства © SANAA

24 Апреля 2013

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
SANAA: другие проекты
Река в лугах
В Коннектикуте по проекту SANAA построен павильон для благотворительного фонда Grace Farms.
Собачье жилье
Японский дизайнер Кэнья Хара представил проект «Архитектура для собак», будки для которого придумали Шигеру Бан, Тойо Ито, Константин Грчик.
Вход через купол
Фонд «Сколково» продолжает представлять публике все новые составные части будущего иннограда. Вчера, 12 октября, в Доме архитектора была продемонстрирована архитектурная концепция центральной гостевой зоны (Z1). Это результат совместного творчества двух очень известных бюро: японского SANAA и голландского ОМА.
Деланная простота
Открылось здание Нового музея современного искусства в Нью-Йорке, построенное по проекту японской мастерской SANAA.
Светящаяся чешуя
Мастерская Нормана Фостера выиграла конкурс на проект реконструкции стадиона «Камп Ноу» футбольного клуба «Барселона».
Подводя итоги
Архитектурные критики всего мира выбрали самые лучшие постройки и назвали самые важные события в архитектурной жизни за 2006-й год.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.