24.04.2013

Белая занавесь

На кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне открылось очередное здание по проекту «звезды» — фабричный корпус бюро SANAA.

информация:

Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Постройка предназначена для Vitrashop, производителя оборудования для магазинов. Вначале заказчики рассчитали, что будет оптимальным распределить четыре функциональные зоны по 4 прямоугольным блокам, но архитекторы Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава предложили встречный вариант: единый объем с круглым планом, как в их музее искусства 21 века в Канадзава. Такое решение оказалось не совсем подходящим для промышленных нужд, поэтому в ходе работы над своим первым индустриальным проектом архитекторам пришлось сделать план более «органическим», слегка отступив от правильной формы.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)

Но более сложной проблемой стало само строительство: чтобы не нарушать производственный процесс, сначала возвели одну половину здания — вплотную к предназначенной под снос фабрике, а потом уже вторую — на месте этого старого сооружения. По границе, разделяющей эти две половины, проходит бетонная стена, служащая противопожарным барьером, а также облегчающая ориентацию в огромном здании (диаметр 160 м, высота 11,4 м, площадь наземного уровня — 20,5 тыс. м2, подземного гаража — 10,5 тыс. м2).
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Но габариты цеха сыграли и положительную роль: благодаря им можно было использовать для внешних стен не изогнутые, а стандартные бетонные панели. Также огромный размер сделал круглую форму постройки вполне функциональной, в то время как в меньшем здании часть полезной площади пропала бы впустую из-за большой кривизны стен.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Снаружи фабрика, как и большинство работ SANAA, кажется нематериальной: при пасмурной погоде ее белые стены почти растворяются в воздухе, что во многом скрадывает ее значительный размер. Фасад полностью покрыт панелями акрилового стекла  с внешним прозрачным и внутренним матовым белым слоями. Панели (шир. 1,8 м, дл. 11 м) слегка гофрированы, что превращает их в подобие драпировки. Из-за одинакового оформления всего внешнего периметра у здания нет главного фасада, все его части равнозначны, тем более что двое ворот, расположенных по главной оси, сосуществуют с многочисленными проемами грузовых платформ, что лишает их всякой исключительности. Вместе с тем, основная ось здания Vitrashop была задана соседним сооружением — цехом Николаса Гримшо (1986): их входы соединяет изящно изогнутый навес.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Такая равнозначность любого отрезка фасада вполне подходит для расположения здания посреди просторной, рассчитанной на маневры грузовиков площади. Чтобы ритм «занавеси» не был слишком однообразным, панели получили три типа конфигурации складок, кроме того, их можно было поворачивать на 180° на алюминиевых креплениях, с помощью которых они навешаны на бетонные стены: все это дало в итоге 6 вариантов «плиссировки». Срок службы этого фасада — минимум 15 лет.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Интерьер во многом определен любовью SANAA к максимальной «светлоте». Конечно, это не футуристический цех высокотехнологичного производства, а вполне традиционная мебельная фабрика, но обилие дневного света (в кровле сделаны полосы остекления, также имеются окна) и абсолютное преобладание белого и серого (цвета некрашеных бетонных поверхностей) по возможности приближают его к идеалу. Округлый план практически не читается изнутри здания, так как оно почти полностью заполнено высокими стеллажами для материалов и готовой продукции: для производства остается лишь узкая зона по центральной оси. Кровля опирается на стройные стальные опоры, расставленные по решетке с ячейкой в 17,5 x 22,8 м, хотя основной ее вес поддерживают внешние стены.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

У стен, куда обращены торцы стеллажей, расположены объемы грузовых платформ. Потребности фабрики в будущем предсказать невозможно, поэтому каждую из погрузочных площадок можно легко превратить в офис, и наоборот. Также в отдельный блок выделено помещение для шумной или потенциально опасной для окружающих работы. На его крыше устроен «лаундж» для сотрудников, откуда открывается панорама половины цеха (до стены-барьера). Для отопления используется теплоизлучающая газовая система (ее элементы — единственное черное пятно в интерьере).
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Фабричный корпус Vitrashop показывает, как индустрия успешно сопротивляется вторжению «актуальной» архитектуры: за исключением круглого плана и  внешнего оформления фасада, которые, впрочем, и создают запоминающийся архитектурный образ, все в проекте продиктовано нуждами производства. Безусловно, это уже не «старый уральский завод», а комфортная среда, но никакого прорыва в будущее — пусть даже кажущегося — здесь нет. С другой стороны, кампус Vitra и так более чем успешно соединяет в себе сложно сочетающиеся программы эффективного промышленного комплекса и заказника современной архитектуры, поэтому требовать от него еще и серьезных новаций в сфере «прома» было бы несправедливо.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop в процессе строительства © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop в процессе строительства © SANAA

comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Городской суд Антверпена
Ричард Роджерс, 1998 – 2006
Городской суд Антверпена

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Олимпийский хоккейный стадион – Pala Alpitour
Андреа Маффеи, Арата Исодзаки, 2000 – 2006
Олимпийский хоккейный стадион – Pala Alpitour

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи