Белая занавесь

На кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне открылось очередное здание по проекту «звезды» — фабричный корпус бюро SANAA.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

24 Апреля 2013
mainImg
Постройка предназначена для Vitrashop, производителя оборудования для магазинов. Вначале заказчики рассчитали, что будет оптимальным распределить четыре функциональные зоны по 4 прямоугольным блокам, но архитекторы Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава предложили встречный вариант: единый объем с круглым планом, как в их музее искусства 21 века в Канадзава. Такое решение оказалось не совсем подходящим для промышленных нужд, поэтому в ходе работы над своим первым индустриальным проектом архитекторам пришлось сделать план более «органическим», слегка отступив от правильной формы.
zooming
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Но более сложной проблемой стало само строительство: чтобы не нарушать производственный процесс, сначала возвели одну половину здания — вплотную к предназначенной под снос фабрике, а потом уже вторую — на месте этого старого сооружения. По границе, разделяющей эти две половины, проходит бетонная стена, служащая противопожарным барьером, а также облегчающая ориентацию в огромном здании (диаметр 160 м, высота 11,4 м, площадь наземного уровня — 20,5 тыс. м2, подземного гаража — 10,5 тыс. м2).
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Christian Richters © Vitra (www.vitra.com)

Но габариты цеха сыграли и положительную роль: благодаря им можно было использовать для внешних стен не изогнутые, а стандартные бетонные панели. Также огромный размер сделал круглую форму постройки вполне функциональной, в то время как в меньшем здании часть полезной площади пропала бы впустую из-за большой кривизны стен.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Снаружи фабрика, как и большинство работ SANAA, кажется нематериальной: при пасмурной погоде ее белые стены почти растворяются в воздухе, что во многом скрадывает ее значительный размер. Фасад полностью покрыт панелями акрилового стекла  с внешним прозрачным и внутренним матовым белым слоями. Панели (шир. 1,8 м, дл. 11 м) слегка гофрированы, что превращает их в подобие драпировки. Из-за одинакового оформления всего внешнего периметра у здания нет главного фасада, все его части равнозначны, тем более что двое ворот, расположенных по главной оси, сосуществуют с многочисленными проемами грузовых платформ, что лишает их всякой исключительности. Вместе с тем, основная ось здания Vitrashop была задана соседним сооружением — цехом Николаса Гримшо (1986): их входы соединяет изящно изогнутый навес.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Такая равнозначность любого отрезка фасада вполне подходит для расположения здания посреди просторной, рассчитанной на маневры грузовиков площади. Чтобы ритм «занавеси» не был слишком однообразным, панели получили три типа конфигурации складок, кроме того, их можно было поворачивать на 180° на алюминиевых креплениях, с помощью которых они навешаны на бетонные стены: все это дало в итоге 6 вариантов «плиссировки». Срок службы этого фасада — минимум 15 лет.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

Интерьер во многом определен любовью SANAA к максимальной «светлоте». Конечно, это не футуристический цех высокотехнологичного производства, а вполне традиционная мебельная фабрика, но обилие дневного света (в кровле сделаны полосы остекления, также имеются окна) и абсолютное преобладание белого и серого (цвета некрашеных бетонных поверхностей) по возможности приближают его к идеалу. Округлый план практически не читается изнутри здания, так как оно почти полностью заполнено высокими стеллажами для материалов и готовой продукции: для производства остается лишь узкая зона по центральной оси. Кровля опирается на стройные стальные опоры, расставленные по решетке с ячейкой в 17,5 x 22,8 м, хотя основной ее вес поддерживают внешние стены.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой

У стен, куда обращены торцы стеллажей, расположены объемы грузовых платформ. Потребности фабрики в будущем предсказать невозможно, поэтому каждую из погрузочных площадок можно легко превратить в офис, и наоборот. Также в отдельный блок выделено помещение для шумной или потенциально опасной для окружающих работы. На его крыше устроен «лаундж» для сотрудников, откуда открывается панорама половины цеха (до стены-барьера). Для отопления используется теплоизлучающая газовая система (ее элементы — единственное черное пятно в интерьере).
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)

Фабричный корпус Vitrashop показывает, как индустрия успешно сопротивляется вторжению «актуальной» архитектуры: за исключением круглого плана и  внешнего оформления фасада, которые, впрочем, и создают запоминающийся архитектурный образ, все в проекте продиктовано нуждами производства. Безусловно, это уже не «старый уральский завод», а комфортная среда, но никакого прорыва в будущее — пусть даже кажущегося — здесь нет. С другой стороны, кампус Vitra и так более чем успешно соединяет в себе сложно сочетающиеся программы эффективного промышленного комплекса и заказника современной архитектуры, поэтому требовать от него еще и серьезных новаций в сфере «прома» было бы несправедливо.
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото: Julien Lanoo © Vitra (www.vitra.com)
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © Nicole Berganski
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop. Фото Нины Фроловой
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop © SANAA
Фабричный корпус Vitrashop в процессе строительства © SANAA


24 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова

Поставщики, технологии

Vitra +
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.