Между Мисом и Шаруном

Herzog & de Meuron выиграли конкурс на проект художественного Музея XX века в ансамбле берлинского Культурфорума. Публикуем работы всех награжденных участников.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Ансамбль Культурфорума, важнейшего культурного центра сначала Западного, а потом и единого Берлина, может казаться завершенным, но на самом деле это не так. Пространство между Новой национальной галереей Людвига Мис ван дер Роэ, Филармонией Ганса Шаруна и комплексом Картинной галереи (Hilmer & Sattler und Albrecht) тоже предназначалось под застройку, однако по разным причинам десятилетиями оставалось пустым.

Тем не менее, идеи заполнения этого участка напротив Государственной библиотеки (еще одной постройки Шаруна) время от времени появлялись, и сейчас разворачивается очередной виток этой истории. Фонд прусского культурного наследия, который управляет 17 берлинскими музеями, библиотекой и другими учреждениями культуры и науки, планирует построить там художественный Музей XX века, дополняющий (и частью заменяющий) предназначенную для современного искусства Новую национальную галерею.

В международном конкурсе на проект здания и его интеграции в контекст участвовали 42 команды. 19 из них успешно прошли квалификационный, отборочный этап, 13 бюро были приглашены напрямую, а еще десять оказались лучшими по итогам предшествовавшего «настоящему» конкурса идей.

Первое место в конкурсе на предназначенный к реализации проект заняли Herzog & de Meuron в сотрудничестве с цюрихским ландшафтным бюро Vogt, вторыми стали Lundgaard & Tranberg Arkitekter и ландшафтные архитекторы Schønherr из Копенгагена, третьими – берлинцы Bruno Fioretti Marquez Architekten и capatti staubach. Также присуждены четыре поощрительные премии, в том числе – OMA и SANAA.

1-е место
Herzog & de Meuron и Vogt (Швейцария)

Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG
Архитекторы предлагают возвести лаконичное сооружение под двускатной крышей. По их замыслу, «дом искусства XX столетия» должен казаться разным, в зависимости от точки зрения. Это может быть хранилище, амбар, вокзал и даже храм – ведь пропорции щипца его крыши совпадают с фронтоном Старой Национальной галереи на Музейном острове, работы Августа Штюлера середины XIX века. По мнению Жака Херцога и Пьера де Мерона, все эти варианты верны: это фактически место хранения, оно связано с темой питания и запасов, как сельскохозяйственная постройка, это пространство встреч и связей, как вокзал, и, как храм, это место тишины, размышления, восприятия искусства – и восприятия себя самого.
Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG


Внутри планировку определяют две пересекающиеся «улицы», делящие здание на четыре квадрата; с их «перекрестка» можно охватить взглядом все устройство музея, также выставлять крупноразмерные произведения искусства. Под коньком крыши проходит одна из улиц, «бульвар», через который свет попадает глубоко в интерьер.

Архитекторы видят свой музей местом встречи разных миров и менталитетов, перекрестком разных дорог. В нем будет много входов – по всем сторонам света. Кроме того, он послужит своего рода воротами Пьяцетты перед зданием Картинной галереи, до того находившейся немного в стороне от проторенных путей.
Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG
Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG
Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG
Музей XX века © Herzog & de Meuron Basel Ltd., Vogt Landschaftsarchitekten AG




2-е место
Lundgaard & Tranberg Arkitekter и Schønherr (Дания)


Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S
Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S
Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S
Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S
Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S
Музей XX века © Lundgaard & Tranberg Arkitekter A/S, SCHØNHERR A/S




3-е место
Bruno Fioretti Marquez Architekten и capatti staubach (Германия)


Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten / Winfried Mateyka
Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten
Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten
Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten
Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten
Музей XX века © Bruno Fioretti Marquez Architekten, capatti staubach Landschaftsarchitekten



Поощрительная премия
OMA и Inside Outside (Нидерланды)


Музей XX века © Office for Metropolitan Architecture (OMA), Inside Outside
Музей XX века © Office for Metropolitan Architecture (OMA), Inside Outside


Поощрительная премия
SANAA (Япония) и Bureau Bas Smets (Бельгия)


Музей XX века © Kazuyo Sejima + Ryue Nishizawa / SANAA, Bureau Bas Smets
Музей XX века © Kazuyo Sejima + Ryue Nishizawa / SANAA, Bureau Bas Smets


Поощрительная премия
Staab Architekten и Levin Monsigny (Германия)


Музей XX века © Staab Architekten GmbH, Levin Monsigny Landschaftsarchitekten
Музей XX века © Staab Architekten GmbH, Levin Monsigny Landschaftsarchitekten


Поощрительная премия
Aires Mateus e Associados и PROAP (Португалия)


Музей XX века © Aires Mateus e Associados, PROAP Lda
Музей XX века © Aires Mateus e Associados, PROAP Lda


28 Октября 2016

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.