Микрорайон «Голден Лейн». Фоторепортаж

Пример образцовой жилой застройки послевоенной Британии — массив «Голден Лейн» в Лондоне.

Автор текста:
Артем Дежурко

13 Марта 2013
mainImg
«Голден Лейн» ― это, как говорят в Лондоне, estate, а по-нашему ― микрорайон. Его построили в 1957–1962 архитекторы Chamberlin, Powell & Bon, те самые, которые позже строили Барбикан. Микрорайон находится в двух шагах от Барбикана, но атмосфера здесь совсем другая. В Барбикане ― шумные толпы, здесь ― тишина. Туристы сюда не заходят. А стоило бы: «Голден Лейн» ― важнейший памятник лондонского модернизма.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

В 50-е и 60-е годы он был знаменит. В архитектурной прессе о нём часто писали, обсуждая его новаторское устройство (микрорайон создан как самодостаточный мир с гимнастическим залом и бассейном, открытыми для всех жителей, магазинами, парикмахерскими, почтой) и остроумные планировки квартир.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Сейчас весь комплекс взят под охрану как памятник архитектуры. Здесь хорошо сохранились не только здания, но и первоначальная инфраструктура. Бассейн, гимнастический зал и парикмахерская работают на прежних местах; так что «Голден Лейн» ― не только архитектурный памятник, но и памятник политическим идеалам 50-х годов, островок воплощённой утопии.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

«Голден Лейн» ― первая работа Chamberlin, Powell & Bon. Собственно, это бюро и возникло благодаря этому проекту. Джеффри Пауэлл, Питер Чамберлин и Кристоф Бон, преподаватели Кингстонского политехнического института, договорились в 1952, что, если кто-то из них выиграет конкурс на проект «Голден Лейн», строить микрорайон они будут вместе. Выиграл Пауэлл, и, верный своему слову, основал со своими товарищами мастерскую, которая занялась дальнейшей разработкой проекта.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Хотя район был построен за пять лет и по единому плану, в нём нет стилистической цельности. Позже всех, как раз к 1962, построили длинный дом с вогнутым фасадом, выходящий на широкую и оживлённую Госвелл-Роуд, и он сильно отличается от остальных. Это единственное здание в микрорайоне, где на фасадах виден обнажённый бетон. Его автор ― один из младших сотрудников мастерской, Майкл Нейлан.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Мне было интересно увидеть английский жилой квартал, построенный в те же годы, что и первые панельные микрорайоны в Москве. Мне казалось, что советские и английские микрорайоны должны быть похожи, как похожа друг на друга британская и советская мебель того времени. Но сходства между «Голден Лейн» и 9-м кварталом Новых Черёмушек не обнаружилось почти никакого.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Стиль тот же самый, его узнать легко: фасады из цветного стекла, романтическая железобетонная «шляпа» на башне, козырьки, опирающиеся на тонкие колонны, бетонные решётки. Но эта архитектура настолько иначе сделана, что стилистическое сходство едва замечаешь.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Советский микрорайон ― это россыпь домов по поверхности земли, открытая всем ветрам. «Голден Лейн» ―  замкнутый квартал. С востока и запада он отгородился от улиц длинными многоподъездными домами-экранами. Здания стоят плотно, образуя четыре внутренних двора. Из них только один, «парадный», открыт на юг. Три других окружены домами со всех сторон и углублены в землю. В них безлюдно и тихо.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Здесь, куда ни повернись, натыкаешься на стену. Но в стене тут и там обнаруживаются проходы. Эти дома так устроены, что чаще приходится идти не вокруг них, а сквозь них. Во многих местах из них «вынуты» участки первого этажа. Одно здание полностью оторвано от земли, стоит на колоннах. Там, где соприкасаются жилые корпуса, они соединены «шарниром» вертикальных коммуникаций, а так как в английских домах лестница принадлежит улице, ты с неожиданной лёгкостью проходишь сквозь архитектурную массу в том самом месте, где она кажется совсем непроходимой ― в глухом многоэтажном углу квартала.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Мостовая в квартале расположена на нескольких уровнях. Дворы представляют собой серию террас, соединённых лестницами, пандусами и галереями. Структура не так сложна, как в Барбикане с его многоэтажным стилобатом, но в общем заметно, что на этом объекте будущие создатели Барбикана набили руку. Гимнастический павильон, прозрачный периптер с белыми колоннами (привет, Мис ван дер Роэ!) в одни дворы выходит одноэтажным фасадом, в другие ― двухэтажным. Спиральный пандус ведёт в эффектный овальный «кратер» детской площадки. Под кварталом тянется подземная улица, по которой транспорт подъезжает к магазинам (они занимают весь нижний этаж дома, выходящего на Госвелл-Роуд). С той же улицы можо попасть в подземную стоянку. Мостовая «парадного» двора ― её крыша, а бетонные цилиндры на ней ― световые люки.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Вообще, этот район спроектирован с детальностью, невозможной в советском жилом строительстве. Такую сложную композицию — с несколькими эспланадами в разных уровнях, выразительной центральной башней, сложными траекториями движения — у нас делали только в жанре «ансамбль городского центра».
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

А ещё тут нет привычных домов-пластин. Вместо них ― модернистский вариант традиционных rowhouses: квартиры в этих домах сами напоминают маленькие отдельные дома, со спальней на втором этаже и входом с улицы. Из таких домиков, узких и высоких, с собственным садом позади, в основном состоит историческая застройка английских городов. В 19 веке все чаще строили ряды домов с одинаковой планировкой и общим фасадом. Такой  ряд ― скорее, одно здание, чем несколько отдельных. Следующий шаг ― на ряд однотипных домов поставить ещё один, такой же, сверху.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

На северных фасадах домов в «Голден Лейн» видны открытые галереи на третьем и пятом этажах. Двери с галерей ведут прямо в гостиные двухэтажных квартир. Лестницы, соединяющие этажи, тоже открытые. Подъезд ― это павильон, пройдя сквозь который, ты вновь оказываешься на улице. Лестничные пролёты, площадки и коридоры, в СССР скрытые за плоскими фасадами домов, здесь вынесены наружу. Северные фасады из-за этого стали пористыми, многослойными, очень сложными по структуре. На южных фасадах ― эркеры и балконы, а на земле под ними разбиты маленькие садики, принадлежащие квартирам нижнего уровня.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Граница между частным и общественным здесь проходит не там и не так, как в наших домах. У нас квартиры отделены от улицы толстой прослойкой подъездов, лестниц, коридоров. Окна первых этажей всегда выше уровня глаз. А здесь уровень пола в доме и тротуара снаружи совпадает. Гуляя по кварталу, можно увидеть на расстоянии вытянутой руки, вровень с собой, человека, который готовит на кухне яичницу. Двери в нижние квартиры ведут прямо с улицы, и под ногами прохожего лежат коврики с надписью «Welcome».  
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Я слышал, что на крыше башни, под романтичной «шляпой», есть красивый сад и бассейн с узорной мозаикой, но туда уже несколько лет никого не пускают. А ещё, как я уже упоминал, тут замечательные интерьеры квартир: спальни висят над гостиными, как ящики, наверх ведут лестницы со ступенями-консолями, торчащими из стены; над дверьми вставлены стёкла, и из-за этого свет свободно распространяется по дому. Я в квартирах не был, но вот тут вывесил несколько фотографий человек, который был.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

13 Марта 2013

Автор текста:

Артем Дежурко
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.