Микрорайон «Голден Лейн». Фоторепортаж

Пример образцовой жилой застройки послевоенной Британии — массив «Голден Лейн» в Лондоне.

mainImg
«Голден Лейн» ― это, как говорят в Лондоне, estate, а по-нашему ― микрорайон. Его построили в 1957–1962 архитекторы Chamberlin, Powell & Bon, те самые, которые позже строили Барбикан. Микрорайон находится в двух шагах от Барбикана, но атмосфера здесь совсем другая. В Барбикане ― шумные толпы, здесь ― тишина. Туристы сюда не заходят. А стоило бы: «Голден Лейн» ― важнейший памятник лондонского модернизма.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

В 50-е и 60-е годы он был знаменит. В архитектурной прессе о нём часто писали, обсуждая его новаторское устройство (микрорайон создан как самодостаточный мир с гимнастическим залом и бассейном, открытыми для всех жителей, магазинами, парикмахерскими, почтой) и остроумные планировки квартир.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Сейчас весь комплекс взят под охрану как памятник архитектуры. Здесь хорошо сохранились не только здания, но и первоначальная инфраструктура. Бассейн, гимнастический зал и парикмахерская работают на прежних местах; так что «Голден Лейн» ― не только архитектурный памятник, но и памятник политическим идеалам 50-х годов, островок воплощённой утопии.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

«Голден Лейн» ― первая работа Chamberlin, Powell & Bon. Собственно, это бюро и возникло благодаря этому проекту. Джеффри Пауэлл, Питер Чамберлин и Кристоф Бон, преподаватели Кингстонского политехнического института, договорились в 1952, что, если кто-то из них выиграет конкурс на проект «Голден Лейн», строить микрорайон они будут вместе. Выиграл Пауэлл, и, верный своему слову, основал со своими товарищами мастерскую, которая занялась дальнейшей разработкой проекта.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Хотя район был построен за пять лет и по единому плану, в нём нет стилистической цельности. Позже всех, как раз к 1962, построили длинный дом с вогнутым фасадом, выходящий на широкую и оживлённую Госвелл-Роуд, и он сильно отличается от остальных. Это единственное здание в микрорайоне, где на фасадах виден обнажённый бетон. Его автор ― один из младших сотрудников мастерской, Майкл Нейлан.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Мне было интересно увидеть английский жилой квартал, построенный в те же годы, что и первые панельные микрорайоны в Москве. Мне казалось, что советские и английские микрорайоны должны быть похожи, как похожа друг на друга британская и советская мебель того времени. Но сходства между «Голден Лейн» и 9-м кварталом Новых Черёмушек не обнаружилось почти никакого.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Стиль тот же самый, его узнать легко: фасады из цветного стекла, романтическая железобетонная «шляпа» на башне, козырьки, опирающиеся на тонкие колонны, бетонные решётки. Но эта архитектура настолько иначе сделана, что стилистическое сходство едва замечаешь.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Советский микрорайон ― это россыпь домов по поверхности земли, открытая всем ветрам. «Голден Лейн» ―  замкнутый квартал. С востока и запада он отгородился от улиц длинными многоподъездными домами-экранами. Здания стоят плотно, образуя четыре внутренних двора. Из них только один, «парадный», открыт на юг. Три других окружены домами со всех сторон и углублены в землю. В них безлюдно и тихо.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Здесь, куда ни повернись, натыкаешься на стену. Но в стене тут и там обнаруживаются проходы. Эти дома так устроены, что чаще приходится идти не вокруг них, а сквозь них. Во многих местах из них «вынуты» участки первого этажа. Одно здание полностью оторвано от земли, стоит на колоннах. Там, где соприкасаются жилые корпуса, они соединены «шарниром» вертикальных коммуникаций, а так как в английских домах лестница принадлежит улице, ты с неожиданной лёгкостью проходишь сквозь архитектурную массу в том самом месте, где она кажется совсем непроходимой ― в глухом многоэтажном углу квартала.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Мостовая в квартале расположена на нескольких уровнях. Дворы представляют собой серию террас, соединённых лестницами, пандусами и галереями. Структура не так сложна, как в Барбикане с его многоэтажным стилобатом, но в общем заметно, что на этом объекте будущие создатели Барбикана набили руку. Гимнастический павильон, прозрачный периптер с белыми колоннами (привет, Мис ван дер Роэ!) в одни дворы выходит одноэтажным фасадом, в другие ― двухэтажным. Спиральный пандус ведёт в эффектный овальный «кратер» детской площадки. Под кварталом тянется подземная улица, по которой транспорт подъезжает к магазинам (они занимают весь нижний этаж дома, выходящего на Госвелл-Роуд). С той же улицы можо попасть в подземную стоянку. Мостовая «парадного» двора ― её крыша, а бетонные цилиндры на ней ― световые люки.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Вообще, этот район спроектирован с детальностью, невозможной в советском жилом строительстве. Такую сложную композицию — с несколькими эспланадами в разных уровнях, выразительной центральной башней, сложными траекториями движения — у нас делали только в жанре «ансамбль городского центра».
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

А ещё тут нет привычных домов-пластин. Вместо них ― модернистский вариант традиционных rowhouses: квартиры в этих домах сами напоминают маленькие отдельные дома, со спальней на втором этаже и входом с улицы. Из таких домиков, узких и высоких, с собственным садом позади, в основном состоит историческая застройка английских городов. В 19 веке все чаще строили ряды домов с одинаковой планировкой и общим фасадом. Такой  ряд ― скорее, одно здание, чем несколько отдельных. Следующий шаг ― на ряд однотипных домов поставить ещё один, такой же, сверху.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

На северных фасадах домов в «Голден Лейн» видны открытые галереи на третьем и пятом этажах. Двери с галерей ведут прямо в гостиные двухэтажных квартир. Лестницы, соединяющие этажи, тоже открытые. Подъезд ― это павильон, пройдя сквозь который, ты вновь оказываешься на улице. Лестничные пролёты, площадки и коридоры, в СССР скрытые за плоскими фасадами домов, здесь вынесены наружу. Северные фасады из-за этого стали пористыми, многослойными, очень сложными по структуре. На южных фасадах ― эркеры и балконы, а на земле под ними разбиты маленькие садики, принадлежащие квартирам нижнего уровня.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Граница между частным и общественным здесь проходит не там и не так, как в наших домах. У нас квартиры отделены от улицы толстой прослойкой подъездов, лестниц, коридоров. Окна первых этажей всегда выше уровня глаз. А здесь уровень пола в доме и тротуара снаружи совпадает. Гуляя по кварталу, можно увидеть на расстоянии вытянутой руки, вровень с собой, человека, который готовит на кухне яичницу. Двери в нижние квартиры ведут прямо с улицы, и под ногами прохожего лежат коврики с надписью «Welcome».  
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

Я слышал, что на крыше башни, под романтичной «шляпой», есть красивый сад и бассейн с узорной мозаикой, но туда уже несколько лет никого не пускают. А ещё, как я уже упоминал, тут замечательные интерьеры квартир: спальни висят над гостиными, как ящики, наверх ведут лестницы со ступенями-консолями, торчащими из стены; над дверьми вставлены стёкла, и из-за этого свет свободно распространяется по дому. Я в квартирах не был, но вот тут вывесил несколько фотографий человек, который был.
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко
Микрорайон «Голден Лейн». Фото © Артём Дежурко

13 Марта 2013

Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.