Изгиб метода

На лекции в рамках АрхМосквы-2011 Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio, рассказал московской публике об общественном, преобразовательном и визуальном «моментах», но, кажется, умолчал о самом главном.

mainImg
Событие было организовано журналом AD, который традиционно привозит на каждую АрхМоскву «звезд» мировой архитектуры. Чаще всего зарубежные корифеи рассказывают о своих последних проектах или очерчивают все работы своего портфолио, реже – делятся соображениями о проблемах, интересующих их в текущий момент. Бен ван Беркель, ведущий представитель «цифровой архитектуры», выбрал третий путь: он рассказал о своем творческом методе, причем представил свою работу вполне «концептуально», не хуже любого архитектурного критика, что, в сочетании с обаянием самого лектора, произвело на слушателей самое приятное впечатление.
zooming
Бен ван Беркель. Фото Юлии Тарабариной
zooming
Бен ван Беркель. Фото Нины Фроловой

Вероятно, это приятное впечатление и не дало сразу заметить, насколько ловко ван Беркель выстроил свою лекцию, скрыв за внешней структурой свои ключевые идеи. Выбрав Манхэттен и около десяти своих построек в качестве наглядных примеров, он коснулся почти всех актуальных (или модных) архитектурных тем. На примере нью-йоркских вокзалов он продемонстрировал важность объединения разных функций в одной точке: это повышает активность городской жизни. Говоря о своем ансамбле из двух небоскребов Raffles City в Ханчжоу, он показал эффективность совмещения различных программ в одном комплексе, в пределах которого можно легко оставаться 2–3 дня: все необходимое для жизни и работы там есть.
zooming
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов в Гронингене © Ronald Tillema

Архитектор коснулся и проблем CAD, который, по его мнению, вернул архитекторам контроль над процессом проектирования: теперь гораздо легче трансформировать заданный заказчиком и программой изначальный набросок плана, предлагая результативные технические решения во всех аспектах и элементах проекта, чему также способствует развитие строительных технологий, особенно – сферы «устойчивого развития». Так, в здании Агентства по образованию и Налогового управления в Гронингене удалось сэкономить материал за счет уменьшения общей высоты здания на 7,5 м благодаря отказу от навесных потолков (итого, 30 см экономии на каждом этаже), т. к. системы отопления и охлаждения, которые те должны были скрывать, были заменены методом «активации бетонного ядра» (concrete core activation). Он заключается в следующем: в толще бетонной стены проложены трубы, по которым пускают воду необходимой для отопления или охлаждения помещений температуры. Благодаря «инертности» массы здания, оно долго сохраняет заданную температуру, поэтому трех часов подачи горячей воды хватает на отопление в течение дня. Такая схема несовместима с навесными потолками еще и потому, что те служат преградой для тепла или прохлады, «излучаемых» бетонными перекрытиями.
zooming
Дом Villa VM в штате Нью-Йорк

Также было немало сказано об общественном пространстве: ван Беркель даже начал свою лекцию с того, что подчеркнул: роль архитектуры в поддержании связей между людьми важнее, чем сама архитектура. Поэтому «социальный момент» возникает не только в построенных им общественных сооружениях, но и в торговых центрах, и даже в частных домах. Практически везде он тесно связан с использованием изгиба (twist), очевидно, основного мотива формального языка ван Беркеля. Изгиб позволяет преломлять пространство, разделяя зоны, как в Villa VM, загородном доме в штате Нью-Йорк, или же придавая интерьеру элемент аттракциона. Линии плавно переходят в поверхность, а поверхность – в форму (это – «преобразовательный момент»), что хорошо заметно в небольших сооружениях UNStudio, например, инсталляции «Примерочная» на венецианской биеннале-2008, где человек «надевает на себя» пространство сложной конфигурации, как платье. В общественных постройках типа музея «Мерседес-Бенц» в Штутгарте за каждым из многочисленных поворотов перед посетителем в разных направлениях открываются неожиданные перспективы, порой ему даже кажется, что он заблудился. Благодаря такому «оптическому механизму» человеку представляется, что пространство интерьера следует за ним; при этом сложная конструкция (две пересекающиеся спирали пандусов, образующие множество уровней) не читается снаружи: судя по фасаду, в музее всего три четко выраженных этажа.
zooming
Инсталляция «Примерочная» на венецианской биеннале-2008

Фасады сами по себе также привлекают внимание архитектора: одним из первых в истории медиа-фасадов стало оформление внешних стен торгового центра Galleria West в Сеуле, где меняющие цвет светильники LED спрятаны за дисками из матового стекла: возникающий калейдоскопический эффект напоминает о смазанном восприятии человеком множества светящихся вывесок и рекламных объявлений в центре большого города. Более традиционное рельефное решение фасадов башен Raffles City создает при круговом обходе впечатление перетекания формы – пример ее «двойного прочтения».
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте © Сhristian Richters

По словам ван Беркеля, все эти визуально-оптические эффекты направлены на то, чтобы отразить сложность устройства современного общества, многообразие и обилие информации, которую нам приходится каждый день воспринимать, и, главное, чтобы создать условия для общения и взаимодействия людей. Так, в атриуме торгового центра Galleria Centercity в Южной Корее посетитель удивлен: криволинейные линии ярусов, подчеркнутые подсветкой, уходят вверх и сливаются друг с другом. Сколько их в действительности, сказать сложно – и на первом этаже ТЦ нередко собираются группки людей, обсуждающих эту проблему: так возникает желаемый «социальный момент». Сквозь проемы в перекрытиях временного «Павильона Бернема» в Миллениум-парке открываются эффектные виды на знаменитые небоскребы Чикаго; это и его необычные криволинейные формы сделали сооружение популярным местом отдыха горожан летом 2009.
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте

Итак, все основные темы – «зеленые» технологии, многофункциональность, общественное пространство – постоянно перемежались и соединялись в выступлении Бена ван Беркеля с рассуждениями об уже упоминавшихся визуальных эффектах, проблемах восприятия, об игре прочтений, многозначности формы и пространства. Кроме того, ван Беркель произнес ключевую фразу о том, что форма не обязательно должна быть утилитарной. И вот тогда из его аккуратно выстроенной концепции проступила основа его творчества, которую критики несколько банально, хотя и вполне справедливо называют «цифровым барокко». Стремление к визуальной эффектности – снаружи здания и в интерьере, определенное равнодушие к функциональности и к идее «честной конструкции», предпочтение органических, криволинейных форм всем другим, игра с освещением и пространством в просторных «залах» сближают ван Беркеля с Бернини, Борромини, Гварини, хотя вместо католических церквей он строит торговые центры и корпоративные музеи (из-за иной функции в его работах нет и характерного барочного драматизма). Определенная завершенность планов, использование разного рода модулей также выделяет его среди других сторонников «дигитальной архитектуры» и сближает с коллегами из 17 в. Жаль лишь, что требования архитектурной «политкорректности» заставляет Бена ван Беркеля подчеркивать социально важные аспекты своих работ, скрывая за ними суть своего метода, преломляя и изгибая его в соответствии с comme il faut. При этом его архитектура, построенная вокруг и для зрителя – ведь все визуальные эффекты возникают именно в его сознании – субъективна и потому более человечна, чем социально ориентированный функционализм, видящий в человеке лишь объект.
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте © UNStudio
zooming
Торговый центр Galleria West в Сеуле. Фото © Сhristian Richters
zooming
Комплекс Raffles City в Ханчжоу © UNStudio
zooming
Комплекс Raffles City в Ханчжоу © UNStudio
zooming
Торговый центр Galleria Centercity в Чхонане. Фото © Сhristian Richters
zooming
«Павильон Бернема» в Чикаго © Сhristian Richters

31 Мая 2011

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Объект со смыслом
В рамках ежегодной лекционной программы журнала AD в Москву приехал голландский архитектор Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio. Самый известный его проект — музей Mercedes-Benz в Штутгарте — принято считать прорывом в области архитектуры. Сложная конструкция пространства, в котором отсутствуют этажи, образована двумя спиралевидными пандусами и чем-то напоминает пересекающиеся пружины.
Пресса: Разрыв между поколениями - состояние отвердения. По...
В конце мая в ЦДХ состоялась XVI Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква», прошедшая под слоганом Next. Она зафиксировала границу между архитектурными поколениями, и без того остро переживаемую как отцами, так и детьми, особенно – с началом кризиса.
Поколение травоядных
Этот обзор прессы и блогов целиком посвящен прошедшей накануне «Арх Москве 2011». Мы включили в него весьма острую статью Григория Ревзина, интервью с директором ЦДХ Василием Бычковым и одним из главных героев фестиваля голландским архитектором Беном ван Беркелем, комментарии участников премии «Авангард», взятые журналом «Афиша», и кое-что из блогов.
Пресса: Молодые архитекторы обустроят сквер в Сатке
Проект по организации общественного пространства сквера в центре города Сатки Челябинской области был представлен на XVI международной выставке архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА.
Пресса: Бен ван Беркель об архитектуре парков, больниц и университетов
На «Арх-Москву» приехал голландец Бен ван Беркель — основатель компании Un Studio, которая проектировала мосты в Европе, торговые центры в Азии и новый театр в Петербурге. «Афиша» поговорила с ним о реконструкции ВДНХ и архитектуре государственных учреждений.
Изгиб метода
На лекции в рамках АрхМосквы-2011 Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio, рассказал московской публике об общественном, преобразовательном и визуальном «моментах», но, кажется, умолчал о самом главном.
Пресса: Арх Москва – ЦДХ – АрхАнгелы
Фотопроект Михаила Королева и Рустама Керимова «АрхАнгелы» на прошедшей "Арх Москве 2011" в комментариях защитников исторического города.
Пресса: Названы финалисты премии «Авангард»
На выставке АрхМосква назвали имена финалистов премии «Авангард». Из двадцати претендентов четверо продолжат борьбу за звание «лучшего молодого архитектора России».
Герои «Авангарда»: награды «Арх Москвы 2011»
28 мая в Центральном доме художника состоялось подведение итогов выставки «Арх Москва 2011». На торжественной церемонии были награждены лучшие экспозиции и проекты, а также названы четыре финалиста Премии «Авангард 2011» и победители впервые проводившегося на фестивале конкурса дизайнеров мебели «NEXT+».
Блок вопросов о главном
В число зарубежных экспозиций «Арх Москвы 2011» вошли сразу несколько интересных выставок. Прежде всего, это, конечно, «Город под названием Испания», представляющий 80 произведений современной испанской архитектуры, и экспозиция «Новые проекты и постройки Бена ван Беркеля», который в субботу выступит в ЦДХ с лекцией. Что же касается главной темы нынешней выставки – архитектуры молодых, – то ее наиболее полно раскрывает раздел «Next International».
Пресса: Архитекторы осторожничают с градостроительством
Открывая международную выставку "Арх Москва-2011", которая проходит с 25 по 29 мая, председатель комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры и глава Центрального дома художника Василий Бычков отметил: "На фоне строительного бума в Москве уничтожилась градостроительная наука".
Пресса: «АрхМосква 2011» открывает новые имена мировой архитектуры
Сколько лет потребуется, чтобы перенаселённая планета превратилась в идеальный «город-сад»? Вопрос не риторический - увидеть макет будущего можно в эти дни в Центральном Доме Художника. Здесь открылась «АрхМосква-2011».
С чистого листа
Вчера в Центральном доме художника открылась XVI Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва 2011». Проходящая в этом году под девизом «Next!», она показывает, что вся надежда действительно на молодых – подавляющее большинство активно практикующих архитекторов выставку проигнорировали.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.