«Нужное» в Манеже

Открылся XII фестиваль «Зодчество».

mainImg
Юрий Аввакумов, который выступает куратором фестиваля второй год подряд, на этот раз предложил тему, заимствованную из наследия великого авангардиста Владимира Татлина. Целиком фраза Татлина, ставшая девизом фестиваля, звучит так: «не к новому, не у к старому, а у нужному», а коротко слоган «Зодчества»-2010 – «Нужное».

Это слово написано большими красными литерами на стенах больших белых кубов – павильонов, внутри которых Аввакумов, как и в прошлом году, разместил большую часть экспозиции фестиваля. Белые павильоны выстроены в Манеже двумя рядами. На тех, что слева, написано «нужное», а справа – «Татлин»; оба слова начинаются у входа, а заканчиваются в конце Манежа, и продвижение по выставке, некогда плотной и суетной, как ярмарка, теперь можно представить себе как процесс пристального прочтения двух недлинных слов. В любом случае прочесть их сразу невозможно, слова распадаются на буквы, по одной – каждому павильону: Петербургу досталось напевное «У», Москве молоткообразное «Т», Краснодарскому краю с его (как всегда) сочинской экспозицией – разлапистое «Ж». Возникающий эффект сродни таблице из кабинета врача-окулиста: крупная буква, надпись поменьше с именем павильона, еще мельче названия отдельных стендов, ну, а внутри дробные тексты на планшетах.

Выставка в редакции Аввакумова также напоминает схематичное трехмерное изображение условной городской улицы или такой же условной «выставки достижений» типа ВДНХ. Причем некоторые павильоны любовно обжиты одним хозяином, а другие больше похожи на дома, в нижних этажах которых открыто несколько лавочек, как правило, торгующих чем-то вроде кровельной черепицы. Время от времени среди этих лавочек попадаются выставки архитектурных бюро, иногда оформленных не без изыска. Так, Алексей Бавыкин преградил вход на свою «территорию» стеной с единственным рисунком в классической рамочке, изображающим «будку для серого и белого псов». Рисунок сделан специально для «Зодчества» и его хочется признать самым остроумным раскрытием заданной куратором темы «нужной» архитектуры. Особенно если учесть, что, строго говоря, других ответов на тему не так-то много. Куратор, с его сложным и глубокомысленным манифестом и выставка с ее привычными форматами и устоявшимися участниками живут жизнью скорее параллельной и пересекаются между собой нечасто.

Одним из приятных следствий нового формата павильонов, внедренного Юрием Аввакумовым на «Зодчестве» и определенно претендующего на то, чтобы стать фирменным приемом фестиваля, стало новое отношение к пространству. Во-первых, интерьер Манежа благодаря устроенной куратором «генеральной уборке» раскрылся и заиграл, в нем стало много дневного света. Во-вторых, особенно в моно-павильонах с одной темой, появились претензии на экспозиционный дизайн.

Среди таких экспозиций безусловно лучшая и самая красивая – в павильоне Петербурга. Он посвящен знаковым стройкам города (среди них Пулково, Мариинка, Невская ратуша, Балтийская жемчужина), которые разделены на несколько типологических групп – можно подумать, что для ясности, но на самом деле, конечно же, для красоты. Центр павильона занят схематичной картой города, где цветом и цифрами обозначено местоположение объектов. Между картой и стенами хаотически натянуто множество черных бечевок – их концы на стенах указывают на разные умные слова (слов много, например, «экологическая культура», «регулирование», и даже «доступность»). Очевидно, что бечевки обозначают множественные и перекрестные связи между понятиями, реальностью и сложно еще сказать чем. Правда, к карте они привязаны как-то произвольно, но в качестве декоративного приема выглядят замечательно.

Худшим надо признать павильон Москвы, он заполнен, буквально-таки затеснен панельным строительством и типовыми проектами. Здесь имеется даже квинтэссенция архитектурного кошмара, «типовой сборный храм на 500 верующих». Однако даже в московском павильоне, в самом его центре, можно обнаружить попытку дизайна: натянутый потолок с нарисованными на нем летающими существами (судя по всему, это «летатлины», попытка вписаться в тему). Они там напоминают скелеты ангелов, покинувших город, в котором даже храмы типовые. Впрочем, надо думать, что панельная экспозиция Москвы стала ответом на предложенную куратором тему «нужное».

Павильон «Россия», задуманный Юрием Аввакумовым в прошлом году для конкурса венецианских кураторов, на этот раз конкурсу не принадлежит: по словам куратора, конкурс не состоялся. Павильон сохранил звучное название, а показывают в нем результаты двух конкурсов «Дом XXI века», проведенных фондом РЖС в 2009 и 2010 годах – вероятно, как этап размышлений о «нужном» для России. Однако московский павильон отвечает на этот вопрос более реалистичным, хотя и неприятным образом.

Тему насущного по-своему развивает павильон «Градоустройство»: в нем наконец-то собраны вместе ранее размазанные по выставке планы больших территорий с малопонятными для непосвященных обозначениями. Чтобы оживить это царство карт и планов в павильоне размещен конференц-зал для рассказов о выставленных проектах и градостроительных проблемах. Там претенденты на новую, учрежденную в этом году градостроительную премию фестиваля докладывают свои проекты перед жюри. Когда я вошла в этот павильон, очаровательная женщина доказывала скептически настроенной аудитории (первый ряд состоял исключительно из экспертов) необходимость создания нового паломнического маршрута в районе Суздаля, потому что несколько храмов в этом районе разрушаются, не нужные ни музеям, ни церкви.

За международный опыт на нынешнем «Зодчестве» отвечает павильон United States, результат сотрудничества САР и AIA; за профессиональное общение – павильон под названием «Пресс-центр СА», в котором запланированы выступления (под названием «пресс-час») претендентов на «Хрустального Дедала».

Таковых три: это Валерий Лукомский со зданием Экоцентра «Нуви-Ат» в городе Белоярске на Алтае, Никита Явейн с гостиничным комплексом в Петергофе и Александр Дехтяр со зданием ЦМТ в Нижнем Новгороде. Первый представляет собой смесь несколько залихватского деконструктивизма а-ля Либескинд с образностью какого-то аутентичного алтайского здания, похожего на деревянную юту. Второй это группа очень скромных и небольших зданий, практически незаметных за деревьями даже на картинках, посвященных специально этим постройкам. Третий – эффектный, хорошо сделанный металлический хай-тек, замечательный во всех отношениях кроме того, что он смотрится несколько грубовато в историческом центре Нижнего Новгорода.

Номинанты на все три степени дипломов «Зодчества» выставлены, как и в прошлом году, в конце центрального манежного променада; надо полагать, что все эти проекты и постройки, как и в прошлом году, получат соответствующие дипломы. Интрига, как всегда, остается за «Дедалом» – хотя теперь эту награду почему-то не выставляют в зале в хрустальной витрине, как это делалось раньше. Помимо «Дедала» ожидается две новые премии: для «градоустроителей» и для молодых архитекторов по результатам конкурса со сложным названием «Глобальная утопия в глобальной дистопии».

Несложно заметить, что фестиваль «Зодчество», трансформации которого мы наблюдаем уже много лет подряд, определенно развивается в каком-то правильном направлении, хотя и нельзя сказать, что слишком быстро. Нет танцев, песен и плясок – много серьезных разговоров. В день открытия, в частности, обсуждали будущее Музея архитектуры – Юрий Григорян впервые продемонстрировал проект реконструкции музея; проект предполагает строительство нового здания депозитария в соседнем дворе по Староваганьковскому переулку.

Правда, с утратой народно-аутентичных развлечений все стало как-то очень уж серьезно, суховато – вероятно, из-за полного отсутствия архитекторских инсталляций, разбавляющих другие выставки: инсталляций на «Зодчестве» не было никогда, оно очень далеко от современного искусства. Впрочем, дизайн экспозиции от Юрия Аввакумова можно считать единственным арт-жестом фестиваля.

По выставке «Зодчества» принято судить о состоянии архитектуры на бескрайних просторах – это состояние тоже скорее радует. Хотя москвичей на основной экспозиции по-прежнему очень мало (за всех выставляется преимущественно «Моспроект-4»), качество вполне московское, иногда даже удивительно, насколько разные города предлагают схожий архитектурный продукт. Причем наблюдается любопытная тенденция – многие архитекторы демонстрируют способность освоить почти любую стилистику: клетчато-полосатых многоэтажек, разноцветных детсадов, штукатурных внуков «лужковского стиля»… все доступно, и в среднем достаточно качественно.

Больше порядка, света, ясности в экспозиции выставки. Заумный, но по-европейски актуальный в духе sustainability девиз Аввакумова, его программа – стремиться к нужному, иными словами, необходимому, без излишеств – прямо скажем, более чем замечательная. Хотя в кураторском манифесте имеются оговорки – мол, нужное оно у каждого свое, кому-то нужна лодка, а кому-то яхта. По показанной архитектуре это хорошо прочитывается, насчет яхты особенно. Не самый радостный вывод заключается в том, что архитектура в ее лучших воплощениях связана как-то больше с теми, кому нужны яхты. Тем же, кому нужны лодки, лодок не видать (утопии Дома XXI века пока не работают и поэтому не очень интересны), – им предлагаются муравейники. На любой вкус, заметьте, и много: по 15, 20 и 25 этажей, разноцветные и монохромные, клетчатые и полосатые, но больше типовые. Что не очень радует.
Фотографии Юлии Тарабариной
Центральное пространство Манежа: подиум и экран конференц-зала в окружении павильонов «Зодчества»
Собачья будка для серого и белого псов. Алексей Бавыкин, заставка к выставке бюро. Ниже – комментарий автора о «нужном»
Тенденция последних лет: девушки фотографируются везде, вот, и на «Зодчестве» тоже
Внутри павильона Петербурга
Павильон Краснодарского края про Сочи. Все макеты рельефные, все окошки светятся
Павильон Москва
Вход в павильон РЖС, посвященный конкурсам на Дом XXI века
Павильон Градоустройство, презентация
Главный конференц-зал, мастер-класс Сергея Скуратова
Очень странная затея на стенде Самары: коробка с большим монитором, на мониторе слайд-шоу, над ним прозрачная емкость с водой и красными рыбками. Бедные животные мечутся в панике, привлекая внимание зрителей к архитектуре под ними

16 Октября 2010

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Диалог
На фестивале «Зодчество-2010» впервые прошел конкурс проектных работ в области градоустройтва
Пресса: Нужное. С 15 по 17 октября 2010 года в Центральном выставочном...
«Зодчество-2010» – итог второго года кураторства Юрия Аввакумова: строгая, лаконичная экспозиционная концепция предыдущего фестиваля была полностью перенесена на нынешний, и огромное пространство «Манежа» заняли 12 выгороженных белой баннерной тканью павильонов, вместивших 11 разделов конкурсных и выставочных программ.
Пресса: В МУАРе и кроссовках от Лагерфельда. Московский музей...
Еще один столичный музей - архитектурный - вслед за Политехническим заговорил о необходимости преобразований. На "круглом столе" фестиваля "Зодчество-2010" представители архитектурного цеха обсудили программу перемен, цель которых - "создать культурное пространство осмысления роли архитектуры в жизни человека, общества, страны".
Пресса: "Зодчество -2010"
С 15 по 17 октября в Москве проходил 18-й Международный фестиваль "Зодчество-2010" - событие национального масштаба, дающее уникальную возможность получить представление о современном состоянии архитектуры и градостроительства в России.
Награда не нашла героя
Продолжаем рассказ о лауреатах фестиваля «Зодчество»-2010. О золоте, о серебре, о бронзе, о градоустройстве. Также публикуем полный список награжденных.
Пресса: Урбанисты возвещают переключение тумблера. С Международного...
В середине октября в Манеже прошел XVIII Фестиваль «Зодчество», доблестью которого можно считать исподволь готовившийся, а ныне состоявшийся официальный акт передачи пальмы первенства внутри профессии от архитектуры к градостроительству.
Пресса: Зодчество-2010: «Не к новому, не к старому, а к нужному»
Куратор "Зодчества" Юрий Аввакумов - о нынешнем фестивале, лозунге "нужное", подрывной идее извести премию «Хрустальный Дедал» (которая отчасти удалась) и о том, что два года кураторства с него вполне достаточно...
Дедала нет, да здравствует Татлин
Жюри фестиваля «Зодчество»-2010 сегодня вручило два гран-при: за проект и за объект «градоустройства». «Хрустального Дедала» за постройку, награду, которая в течение более 10 лет считалась главной премией главного архитектурного фестиваля страны, жюри решило не присуждать. Это можно понять так, что де-факто главной наградой фестиваля стал не «Дедал», а «Татлин».
Пресса: Пресс-клуб СА
Завтра в московском Манеже стартует фестиваль «Зодчество». Одним из нововведений этого года станет «Пресс-клуб Союза архитекторов», небольшое кафе, в котором планируется провести несколько встреч и круглых столов, посвященных насущным вопросам современной архитектуры.
Пресса: Архитекторы хотят позеленеть. Они готовятся к фестивалю...
Начавшиеся кадровые изменения в руководстве Москвы вызвали оживление и в архитектурной среде. Как ожидают зодчие, смена руководства столичной администрации должна привести к обновлению самой атмосферы, в которой происходит созидательный процесс градостроительства.
Пресса: Выставка достижений архитектурного хозяйства. В середине...
Сегодняшняя российская архитектура активно развивается. За последние два десятилетия сформировалось большое количество новых архитектурных мастерских. Разумеется, для обмена мнениями и идеями зодчим требуются собственные публичные мероприятия.
Пресса: «Нужное» в архитектуре
Девизом фестиваля «Зодчество» в этом году куратор Юрий Аввакумов сделал знаменитый призыв группы «левых художников» Владимира Татлина: «Не к новому, не к старому, а к нужному!» В год 125-летия со дня рождения одного из ключевых лидеров авангарда фестиваль учредил новый приз «Татлин» и обратился к теме «нужного» в архитектуре. Подробнее о подготовке «Зодчества-2010» порталу Архи.ру рассказал сам куратор.
Пресса: Новые награды «Зодчества»
В этом году на XVIII Международном фестивале «Зодчество», помимо уже традиционных «Хрустального Дедала» и дипломов, будут вручены несколько новых наград.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.