Открылся XII фестиваль «Зодчество».
Фотографии Юлии Тарабариной
Юрий Аввакумов, который выступает куратором фестиваля второй год подряд, на этот раз предложил тему, заимствованную из наследия великого авангардиста Владимира Татлина. Целиком фраза Татлина, ставшая девизом фестиваля, звучит так: «не к новому, не у к старому, а у нужному», а коротко слоган «Зодчества»-2010 – «Нужное».
Это слово написано большими красными литерами на стенах больших белых кубов – павильонов, внутри которых Аввакумов, как и в прошлом году, разместил большую часть экспозиции фестиваля. Белые павильоны выстроены в Манеже двумя рядами. На тех, что слева, написано «нужное», а справа – «Татлин»; оба слова начинаются у входа, а заканчиваются в конце Манежа, и продвижение по выставке, некогда плотной и суетной, как ярмарка, теперь можно представить себе как процесс пристального прочтения двух недлинных слов. В любом случае прочесть их сразу невозможно, слова распадаются на буквы, по одной – каждому павильону: Петербургу досталось напевное «У», Москве молоткообразное «Т», Краснодарскому краю с его (как всегда) сочинской экспозицией – разлапистое «Ж». Возникающий эффект сродни таблице из кабинета врача-окулиста: крупная буква, надпись поменьше с именем павильона, еще мельче названия отдельных стендов, ну, а внутри дробные тексты на планшетах.
Выставка в редакции Аввакумова также напоминает схематичное трехмерное изображение условной городской улицы или такой же условной «выставки достижений» типа ВДНХ. Причем некоторые павильоны любовно обжиты одним хозяином, а другие больше похожи на дома, в нижних этажах которых открыто несколько лавочек, как правило, торгующих чем-то вроде кровельной черепицы. Время от времени среди этих лавочек попадаются выставки архитектурных бюро, иногда оформленных не без изыска. Так, Алексей Бавыкин преградил вход на свою «территорию» стеной с единственным рисунком в классической рамочке, изображающим «будку для серого и белого псов». Рисунок сделан специально для «Зодчества» и его хочется признать самым остроумным раскрытием заданной куратором темы «нужной» архитектуры. Особенно если учесть, что, строго говоря, других ответов на тему не так-то много. Куратор, с его сложным и глубокомысленным манифестом и выставка с ее привычными форматами и устоявшимися участниками живут жизнью скорее параллельной и пересекаются между собой нечасто.
Одним из приятных следствий нового формата павильонов, внедренного Юрием Аввакумовым на «Зодчестве» и определенно претендующего на то, чтобы стать фирменным приемом фестиваля, стало новое отношение к пространству. Во-первых, интерьер Манежа благодаря устроенной куратором «генеральной уборке» раскрылся и заиграл, в нем стало много дневного света. Во-вторых, особенно в моно-павильонах с одной темой, появились претензии на экспозиционный дизайн.
Среди таких экспозиций безусловно лучшая и самая красивая – в павильоне Петербурга. Он посвящен знаковым стройкам города (среди них Пулково, Мариинка, Невская ратуша, Балтийская жемчужина), которые разделены на несколько типологических групп – можно подумать, что для ясности, но на самом деле, конечно же, для красоты. Центр павильона занят схематичной картой города, где цветом и цифрами обозначено местоположение объектов. Между картой и стенами хаотически натянуто множество черных бечевок – их концы на стенах указывают на разные умные слова (слов много, например, «экологическая культура», «регулирование», и даже «доступность»). Очевидно, что бечевки обозначают множественные и перекрестные связи между понятиями, реальностью и сложно еще сказать чем. Правда, к карте они привязаны как-то произвольно, но в качестве декоративного приема выглядят замечательно.
Худшим надо признать павильон Москвы, он заполнен, буквально-таки затеснен панельным строительством и типовыми проектами. Здесь имеется даже квинтэссенция архитектурного кошмара, «типовой сборный храм на 500 верующих». Однако даже в московском павильоне, в самом его центре, можно обнаружить попытку дизайна: натянутый потолок с нарисованными на нем летающими существами (судя по всему, это «летатлины», попытка вписаться в тему). Они там напоминают скелеты ангелов, покинувших город, в котором даже храмы типовые. Впрочем, надо думать, что панельная экспозиция Москвы стала ответом на предложенную куратором тему «нужное».
Павильон «Россия», задуманный Юрием Аввакумовым в прошлом году для конкурса венецианских кураторов, на этот раз конкурсу не принадлежит: по словам куратора, конкурс не состоялся. Павильон сохранил звучное название, а показывают в нем результаты двух конкурсов «Дом XXI века», проведенных фондом РЖС в 2009 и 2010 годах – вероятно, как этап размышлений о «нужном» для России. Однако московский павильон отвечает на этот вопрос более реалистичным, хотя и неприятным образом.
Тему насущного по-своему развивает павильон «Градоустройство»: в нем наконец-то собраны вместе ранее размазанные по выставке планы больших территорий с малопонятными для непосвященных обозначениями. Чтобы оживить это царство карт и планов в павильоне размещен конференц-зал для рассказов о выставленных проектах и градостроительных проблемах. Там претенденты на новую, учрежденную в этом году градостроительную премию фестиваля докладывают свои проекты перед жюри. Когда я вошла в этот павильон, очаровательная женщина доказывала скептически настроенной аудитории (первый ряд состоял исключительно из экспертов) необходимость создания нового паломнического маршрута в районе Суздаля, потому что несколько храмов в этом районе разрушаются, не нужные ни музеям, ни церкви.
За международный опыт на нынешнем «Зодчестве» отвечает павильон United States, результат сотрудничества САР и AIA; за профессиональное общение – павильон под названием «Пресс-центр СА», в котором запланированы выступления (под названием «пресс-час») претендентов на «Хрустального Дедала».
Таковых три: это Валерий Лукомский со зданием Экоцентра «Нуви-Ат» в городе Белоярске на Алтае, Никита Явейн с гостиничным комплексом в Петергофе и Александр Дехтяр со зданием ЦМТ в Нижнем Новгороде. Первый представляет собой смесь несколько залихватского деконструктивизма а-ля Либескинд с образностью какого-то аутентичного алтайского здания, похожего на деревянную юту. Второй это группа очень скромных и небольших зданий, практически незаметных за деревьями даже на картинках, посвященных специально этим постройкам. Третий – эффектный, хорошо сделанный металлический хай-тек, замечательный во всех отношениях кроме того, что он смотрится несколько грубовато в историческом центре Нижнего Новгорода.
Номинанты на все три степени дипломов «Зодчества» выставлены, как и в прошлом году, в конце центрального манежного променада; надо полагать, что все эти проекты и постройки, как и в прошлом году, получат соответствующие дипломы. Интрига, как всегда, остается за «Дедалом» – хотя теперь эту награду почему-то не выставляют в зале в хрустальной витрине, как это делалось раньше. Помимо «Дедала» ожидается две новые премии: для «градоустроителей» и для молодых архитекторов по результатам конкурса со сложным названием «Глобальная утопия в глобальной дистопии».
Несложно заметить, что фестиваль «Зодчество», трансформации которого мы наблюдаем уже много лет подряд, определенно развивается в каком-то правильном направлении, хотя и нельзя сказать, что слишком быстро. Нет танцев, песен и плясок – много серьезных разговоров. В день открытия, в частности, обсуждали будущее Музея архитектуры – Юрий Григорян впервые продемонстрировал проект реконструкции музея; проект предполагает строительство нового здания депозитария в соседнем дворе по Староваганьковскому переулку.
Правда, с утратой народно-аутентичных развлечений все стало как-то очень уж серьезно, суховато – вероятно, из-за полного отсутствия архитекторских инсталляций, разбавляющих другие выставки: инсталляций на «Зодчестве» не было никогда, оно очень далеко от современного искусства. Впрочем, дизайн экспозиции от Юрия Аввакумова можно считать единственным арт-жестом фестиваля.
По выставке «Зодчества» принято судить о состоянии архитектуры на бескрайних просторах – это состояние тоже скорее радует. Хотя москвичей на основной экспозиции по-прежнему очень мало (за всех выставляется преимущественно «Моспроект-4»), качество вполне московское, иногда даже удивительно, насколько разные города предлагают схожий архитектурный продукт. Причем наблюдается любопытная тенденция – многие архитекторы демонстрируют способность освоить почти любую стилистику: клетчато-полосатых многоэтажек, разноцветных детсадов, штукатурных внуков «лужковского стиля»… все доступно, и в среднем достаточно качественно.
Больше порядка, света, ясности в экспозиции выставки. Заумный, но по-европейски актуальный в духе sustainability девиз Аввакумова, его программа – стремиться к нужному, иными словами, необходимому, без излишеств – прямо скажем, более чем замечательная. Хотя в кураторском манифесте имеются оговорки – мол, нужное оно у каждого свое, кому-то нужна лодка, а кому-то яхта. По показанной архитектуре это хорошо прочитывается, насчет яхты особенно. Не самый радостный вывод заключается в том, что архитектура в ее лучших воплощениях связана как-то больше с теми, кому нужны яхты. Тем же, кому нужны лодки, лодок не видать (утопии Дома XXI века пока не работают и поэтому не очень интересны), – им предлагаются муравейники. На любой вкус, заметьте, и много: по 15, 20 и 25 этажей, разноцветные и монохромные, клетчатые и полосатые, но больше типовые. Что не очень радует.
Центральное пространство Манежа: подиум и экран конференц-зала в окружении павильонов «Зодчества»
Собачья будка для серого и белого псов. Алексей Бавыкин, заставка к выставке бюро. Ниже – комментарий автора о «нужном»
Тенденция последних лет: девушки фотографируются везде, вот, и на «Зодчестве» тоже
Внутри павильона Петербурга
Павильон Краснодарского края про Сочи. Все макеты рельефные, все окошки светятся
Павильон Москва
Вход в павильон РЖС, посвященный конкурсам на Дом XXI века
Павильон Градоустройство, презентация
Главный конференц-зал, мастер-класс Сергея Скуратова
Очень странная затея на стенде Самары: коробка с большим монитором, на мониторе слайд-шоу, над ним прозрачная емкость с водой и красными рыбками. Бедные животные мечутся в панике, привлекая внимание зрителей к архитектуре под ними
|