В русле магистрального стиля

Минск – один из самых активно застраивающихся городов среди всех столиц стран СНГ. В белорусской столице активно развиваются и рынок офисной недвижимости, и гостиничный бизнес, так что намерение группы «Кемпински» прийти в Минск не просто с отелем, но с многофункциональным комплексом выглядит очень логично. Проект МФК на проспекте Независимости сеть заказала архитектурному бюро SPeeCH.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

24 Декабря 2009
mainImg
Мастерская:
СПИЧ

Проспект Независимости – одна из главных магистралей Минска, имеющая протяженность около 15 км и пересекающая город от центра на северо-восток. Он был спроектирован в 1952 году, когда Минск заново отстраивался после Великой Отечественной войны, и имя сначала получил соответствующее – проспект Сталина. Это название красноречиво свидетельствует не только о тогдашнем политическом строе, но и о характере застройки: существовавшая здесь прежде улица была спрямлена и расширена, а оформили ее массивные представительные дома, облицованные натуральным камнем. Застройка магистрали продолжалось вплоть до конца 1970-х годов, причем улицу переименовали в Ленинский проспект, а сталинский ампир, по мере удаления от центра города, вполне закономерно уступил место модернизму. Для архитекторов, работающих над обликом нового объекта, это стало важным стилистическим ориентиром.

Участок застройки с севера ограничен проспектом Независимости, с юга – рекой Свислочь и имел бы квадратную в плане форму, если бы река не делала именно в этом месте плавный изгиб. К западной границе участка примыкает территория Белгосцирка, к восточной – техническая зона метро, а напротив, через реку, раскинулся живописный парк имени Янки Купалы. На самом участке сейчас расположено несколько промышленных объектов, подлежащих сносу. Сформировавшаяся застройка проспекта (а в непосредственной близости от будущего отеля расположен целый ряд памятников архитектуры, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь) повлияли не только на стилистическое решение нового комплекса, но и его высоту, которая не превысит 9 этажей. А соседство с рекой вполне предсказуемо отразилось на генплане проектируемого объекта.

Комплекс состоит из четырех очередей – гостиница, два корпуса апартаментов и офисный блок поставлены на единый стилобат, в котором размещен паркинг. Первые три здания ориентированы на воду и размещены вдоль реки, причем апартаменты вторят изгибу русла, а гостиница, наоборот, плавно изгибаясь, отступает от берега, что позволило разместить перед ней обширную двухуровневую террасу. Можно подумать, что архитекторы сначала нарисовали один сильно вытянутый изгибающийся объем, а затем разрезали его на три неравные части и раздвинули их таким образом, чтобы между ними получились широкие парадные спуски к реке. Благоустройство набережной и организация здесь пешеходно-торговой зоны продиктованы не только градостроительной логикой развития участка, но и предписаниями минских властей, которые в данном случае именно так сформулировали «обременение» для инвестора. Бюро SPeeCH спроектировало набережную как логическое продолжение расположенного на другом берегу парка и переброшенного от него пешеходного моста. Своеобразным развитием темы парковой зоны можно считать и элементы вертикального озеленения, которое архитекторы применили в проектируемых зданиях.

Архитектура нового комплекса также трактована как развитие тональности и масштаба уже существующей застройки. Минск – город, отстроенный практически заново после войны, и потому отличается известной стилевой «монохромностью», которая заслуженно считается его визитной карточкой, делает узнаваемым среди многих других мегаполисов. Своим проектом SPeeCH отдает дань уважения лучшим образцам модернизма 1960-х годов, используя масштабное остекление, брутальные оконные переплеты, вставки с лаконичными барельефами. При этом к проспекту Независимости здания обращены достаточно лапидарными по своей внешности фасадами, а на набережную, наоборот, более нарядными и парадными.

Оформляющие набережную объемы на первый взгляд очень похожи друг на друга, однако это впечатление обманчиво. Вроде бы все три здания действительно имеют одинаковую высоту и облицовку, а также два полностью остекленных верхних мансардных этажа, привносящих в строгий стройный вид озорную нотку хай-тека. Однако при внимательном рассмотрении понимаешь, что в деталях они совершенно разные: ритм и рисунок окон,  пластика фасада, количество вертикальных цветников. Эта тонкая вариативность не бросается в глаза, но делает комплекс разнообразным, в то же время не противореча целостности решения.

Офисный блок размещен ближе к проспекту Независимости и от апартаментов он отделен пожарным проездом и небольшим сквериком. Треугольное в плане здание за счет щедрого использования стекла решено куда более современно и разбавляет «каменные джунгли» ближайших соседей. Внутренняя планировка офисного блока предельно функциональна: центральное ядро вертикальных коммуникаций заключено в «объятия» openspace, который будущие арендаторы смогут использовать как угодно. Внутренняя планировка остальных блоков также не таит в себе особых сюрпризов: все апартаменты имеют вид на реку (максимальное число на этаже – пять, площадь варьируется от 65 до 150 квадратных метров), на первом этаже гостиницы разместились фитнес-клуб и конференц-зона.

Нужно отметить, что для бюро SPeeCH данный проект – не первый опыт сотрудничества с группой «Кемпински». Для этого гостиничного оператора архитекторы под руководством Сергея Чобана и Сергея Кузнецова уже спроектировали отели для Нижнего Новгорода и Киева и стандарты сети знают очень хорошо. Это во многом и позволило им сосредоточить свое основное внимание на архитектуре многофункционального комплекса, до мелочей продумать его визуальные связи с историческим и природным окружением и создать проект, идеально отвечающий характеру и настроению белорусской столицы.

Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Многофункциональный комплекс с гостиницой Кемпински в Минске
© SPEECH
Генеральный план
Стилобат
План типового этажа
Разрез


Мастерская:
СПИЧ

24 Декабря 2009

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.