Как управлять концерт-холлом мирового уровня с планшета

Система интеллектуального управления зданием, установленная компанией ABB в амстердамском концерт-холле Ziggo Dome, позволяет изменять любые параметры с помощью мобильного интерфейса. В данном случае проектировщики сосредоточились на освещении.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Декабря 2016
Партнерский материал
mainImg
Мастерская:
Benthem Crouwel
Проект:
Концертный зал Ziggo Dome
Нидерланды, Амстердам

2009 — 2012
Компaния:
АББ (АВВ)
Здание концертного зала Ziggo Dome построено в 2009-2012 годах по проекту голландского бюро Яна Бентема и Мелса Краувела, известных работой над центральными вокзалами Роттердама и Гааги, а также белоснежной трапецией нового крыла амстердамского музея современного искусства Стеделейк. Концертный зал, чья акустика считается лучшей в Нидерландах, построили на юго-востоке Амстердама рядом с Ареной – большим футбольным стадионом, который является «домашним» для клуба Аякс. Юго-восток – современная часть голландской столицы со сложной историей развития. В 1970-е здесь был построен модернистский район Белмер, амстердамские «черёмушки»: район многоэтажного типового жилья, который быстро деградировал в социальном плане и был на две трети разобран. Сейчас общественный центр района Белмер активно превращается в город торговых центров, офисных башен и парков. Появление здесь нового концерт-холла было вполне закономерным.
Ziggo Dome в тёмное время суток. Фотография: Shirley de Jong, 2013 / commons.wikimedia.org / CC BY-SA 3.0
Ziggo Dome фото © Jannes Linders

В процессе создания зал назывался Music Dome, затем его переименовали в Ziggo Dome в честь одного из главных спонсоров строительства, крупнейшего голландского кабельного канала и интернет-провайдера компании Ziggo. Одной из целей строительства было дать Нидерландам возможность принимать гастроли звёзд мировой величины, которым требуется зал с идеальной акустикой и большой вместимостью: от 12 000 до 20 000 человек. До строительства Ziggo Dome, вмещающего 17 000 зрителей, такого зала в стране не было – хотя соседняя Арена вмещает в три раза больше человек и концерты в ней тоже проводятся, акустика там не слишком хороша. После того, как поблизости по проекту Николаса Гримшо в 2007 году построили вокзал Bijlmer ArenA, добираться и до Арены, и до Ziggo Dome стало очень удобно: 600 метров пешком, минут пять прогулки.

Архитектура Ziggo Dome проста и функциональна. Её, можно сказать, вообще нет, настолько она подчинена эффективной конструкции и инженерным требованиям. Купола, присутствие которого можно было бы предположить исходя из названия (Dome), тоже нет – название условно. Зал четырехэтажной высоты с двумя ярусами амфитеатра, и окружающие его вестибюли, репетиционные и кафе помещены в простую коробку-параллелепипед с квадратным планом: 90 х 90 х 30 м. Цокольный этаж заглублен, и пол зала оказывается примерно на 5 метров ниже уровня земли. Ещё ниже – 1 ярус подземной парковки для VIP-посетителей. Самый верхний ярус занят конструкциями потолка, высотой больше 7 м; к ним можно подвесить до 100 тонн сценического оборудования.
Ziggo Dome: концертный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: установка оборудования концертном зале. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Зал строили с расчётом на живое исполнение и для идеальной акустики сделали всё, что было возможно: по 20 акустических панелей в каждом сегменте зрительного зала и панели на потолке поглощают избыточную реверберацию, делая звук «сухим» и чистым. Для посетителей предусмотрена хорошая видимость сцены из любой точки, удобные стулья, обивка которых выполнена согласно последним изысканиям автопрома.
Ziggo Dome: концерный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Тщательное распределение потоков позволяет добираться до места кратчайшим путем; действует множество кафе и даже – это специально подчёркивают и архитекторы, и администрация на сайте Ziggo Dome – туалетов, причём передвижные перегородки позволяют изменять число мужских и женских кабинок. Разумеется, всё предусмотрено и для звёзд эстрады: гримёрные, репетиционные, помещения для команды гастролёров. К тому же зал, хотя и строился как концертный, легко трансформируется – в нём можно залить каток, устроить бассейн олимпийского класса или соревнования по теннису.
Ziggo Dome: концерный зал. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Снаружи же Ziggo Dome – чистейшая тёмная «коробка», простейшая форма. Если бы не светодиодные экраны площадью 10 000 м2, составленные из 840 000 LED-ов и покрывающие все четыре фасада здания, превращая его в объёмный мультимедийный экран, способный транслировать даже видео. Днём, в период репетиций, Ziggo Dome прост, лишь слегка поблёскивает лампочками диодов. А в популярное для концертов современной музыки тёмное время суток он превращается в светящийся куб, способный транслировать любые изображения – в мега-афишу, витрину самого себя. Проезжая мимо, его невозможно не заметить.
Ziggo Dome: медиа-фасады днём. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: медиа-фасады днём вблизи. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Разумеется, концертный зал мирового уровня потребовал сложного электротехнического оборудования. Отвечавшая за его установку компания Beemster Electrical Solutions пригласила компанию ABB, которая спроектировала и инсталлировала в Ziggo Dome систему интеллектуального управления зданием, основанную на открытой шине KNX, решения для которой ABB выпускает уже более 20 лет.

Система, разработанная ABB для управления энергосистемами крупных и сложных зданий, подобных концерт-холлу мирового уровня, называется i-bus KNX. Фактически это «умный дом», масштабированный для решения сложных задач. Такая система управляет всем: от таймеров фонарей, окружающих здание на улице, пожарной безопасности, экономии энергии, кондиционирования и тепла – до программирования медиа-фасада, управления освещением сцены и всех помещений, включая вход и холлы-коридоры. Но в данном случае инженеры ABB, по словам представителей компании, сосредоточились на управлении всеми видами освещения, поскольку оно – важная часть любого концерта.

Вся электрика Ziggo Dome подключена к центральному ядру, от которого разведены четыре основных узла, базирующиеся в цокольном этаже и передающие задачи 56 распределительным линиям на четырёх основных этажах – что обеспечивает запас мощности и надежности, достаточный для нетривиальных задач многофункционального концертного зала, рассчитанного на лучшее качество усиленного звука и максимально эффектные представления.
Ziggo Dome: энергетические кабели в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Ziggo Dome: оборудование ABB в одном из управляющих центров. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Наладить, перенастроить и отключить все функции можно с помощью интерфейса, доступного как стационарно – на экранах, встроенных в стены основных помещений, так и с мобильного устройства, с планшета. Что не исключает, разумеется, традиционных тумблеров. Есть что-то фантастическое в том, что один человек, передвигаясь по зданию с планшетом – он же интерфейс управления – в руках, может, к примеру, приглушить свет в любом помещении, включить и выключить всё сразу или активировать, что особенно важно, какой-то из режимов освещения всего здания. Очевидно, что таким образом можно сэкономить гигантское количество не только электричества, но и времени – на одной только ходьбе к выключателям. Конечно же, одним человеком с планшетом в руках в данном случае обойтись невозможно – за системой следит команда специалистов. Но скорость реагирования, возможности и техническое совершенство этого решения очевидны.
Ziggo Dome: сенсорный экран управления, установленный в одном из репетиционных залов. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Современная музыка не только во многом держится на возможностях микширования и усилителей, но и часто бравирует своей технологичностью, выставляет её напоказ, превращаясь в разновидность эстетики хай-тека. Немалые возможности современной техники, подчинённые в конечном счёте одному солисту – «звезде» – определённо производят впечатление. Здание Ziggo Dome работает в унисон, его эстетика – лаконизм и способность к быстрым, обеспеченным техникой, трансформациям. Всё оно целиком – в сущности, тонкое, но работающее как часы сценическое оборудование, deus ex machina, театр-робот, принимающий по 17 000 зрителей за раз. Без интеллектуальной системы управления, работающей, если нужно, «от одной кнопки», этот эффект здания-инструмента был бы неполным.
 
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects
Концерт-холл Ziggo Dome © Benthem Crouwel Architects


Поставщики, технологии

АББ (АВВ)
Мастерская:
Benthem Crouwel
Проект:
Концертный зал Ziggo Dome
Нидерланды, Амстердам

2009 — 2012

14 Декабря 2016

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.