Пресса: Индекс устойчивости тяготеет к воспоминаниям о будущем
С Фестиваля «Зодчество-2009» / В Манеже состоялся XVII Международный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России и собравший более 200 участников из 30 городов и регионов. На этот раз он прошел под лозунгом «Индекс устойчивости», предложенный его куратором Ю.Аввакумовым.
Пресса: Понты и стропила
В Музее архитектуры им. А. В. Щусева проходит выставка "Новое деревянное. 1999-2009. Русская архитектура в поисках идентичности". Обозреватель "Власти" Григорий Ревзин считает, что поиски вновь увели архитекторов далеко от России.
«Индекс устойчивости» – в разнообразии
Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве.
«Зодчество-2009»: разговор с куратором
Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».
  • 17 октября 2009
Пресса: Фольклорный ансамбль под угрозой роспуска. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Просим прощения за то, что вначале "не увидели" на сайте Коммерсанта половину статьи Григория Ревзина о "Зодчестве". Отчасти виной этому новый дизайн сайта газеты, в котором статьи прерываются рекламной полосой. Впредь будем осмотрительнее. Итак, читайте полную версию статьи Григория Ревзина о фестивале "Зодчество-2009". //
Две стороны одной sustainability
Обретя куратора, Международный фестиваль «Зодчество» прибавил к своей экспозиции и несколько концептуальных павильонов. Один из них – «Россия» - представляет выставку «(Не)прикосновенный запас», посвященную отечественному опыту конверсии промышленных объектов, другой – Green House – рассказывает о мировом опыте проектирования зеленых зданий.
В кубе белом
В Москве стартовал XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Профессиональное сообщество ожидало его с замиранием сердца. С одной стороны, смотр общероссийских достижений в области архитектуры решился на кардинальную смену имиджа, с другой – за плечами кризисный год, который неизвестно как отразился на отечественном зодчестве. Первое знакомство с экспозицией показало, что в борьбе с кризисом ни архитектура, ни посвященный ей фестиваль сдаваться не собираются.
О саморегулировании и не только
Две недели назад произошло событие, которое можно считать ключевым для становления структуры саморегулируемых организаций проектировщиков – на втором всероссийском съезде СРО было учреждено их Национальное объединение. Предлагаем вашему вниманию интервью с тремя известными московскими архитекторами: Павлом Андреевым, Борисом Левянтом и новоизбранным руководителем Национального объединения СРО Алексеем Воронцовым.
Пресса: Новое деревянное: выставка в МУАРе
Выставка современного деревянного зодчества открылась вчера в Музее архитектуры, во флигеле «Руина». Постройки Тотана Кузембаева, Александра Бродского и других архитекторов собрал известный архитектурный критик и главный редактор журнала Made in Future — Николай Малинин.
Дерево жизни, или жизнь в дереве
12 октября в Музее архитектуры открылась выставка «Новое деревянное. 1999 – 2009. Русская архитектура в поисках идентичности». Жанр у выставки смешанный – это одновременно и ретроспектива отечественной деревянной архитектуры за последние десять лет, и пролог новой премии АРХИWOOD, – а вот цели самые благородные. Куратор выставки и премии Николай Малинин, а также их организатор – компания HONKA намерены доказать, что деревянное зодчество – примета не только старины глубокой, но и ближайшего светлого будущего, ибо именно из этого материала можно создать архитектуру нового поколения – экономичную и экологичную, в меру рациональную и одновременно остроумную.
Пресса: Мэрии дали полезные советы
1 октября "Известия" приветствовали выход нескольких распорядительных документов мэрии, касающихся отмены или корректировки строительства на территории памятников старины. Речь идет об отмене или исправлении предыдущих распоряжений, то есть о случаях возвращения к букве и духу закона.
Пресса: Пауза перед прорывом в другой мир. Выставка Александра Бродского на «Винзаводе»
С легкой руки Олега Кулика мрачноватый термин Ильи Кабакова "тотальная инсталляция" уступает место "пространственной литургии". В тотальной инсталляции слышится что-то оруэлловское, это торжество клаустрофобии, замкнутый мирок, в котором посетитель становится дрожащей тварью.
Пресса: Бумажный дом. Какими могли бы быть наши города, если бы архитекторы воплотили свои фантазии в жизнь
Бумага все стерпит. Результаты деятельности архитекторов иногда попадают на улицы городов. Теперь известно, куда попадают их мечты — в музей. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «бумажной архитектуры» — архива строительных утопий 80-х годов.
От беседки к звездам
Со 2 по 11 октября в Москве пройдут третьи Дни архитектуры. Этот фестиваль приурочен к всемирному дню архитектуры, который в 2009 году проводится под девизом «Энергия архитекторов против глобального кризиса», а в его программу вошли экскурсии по достопримечательностям столицы – архитектурному наследию XX и XXI веков. Дни архитектуры также пройдут в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
  • 2 октября 2009
Пресса: Памятник несбыточным мечтам. "Бумажная Архитектура. Mausoleum" в ГТГ
Важно, показательно и даже символично, что 3-я Московская биеннале современного искусства не упустила из поля зрения архитектуру. В иерархии изобразительных искусств ей вроде бы не место, она рядом, но должна идти отдельно, хоть и рука об руку с менее функциональными, как бы созданными исключительно для чистой радости либо философских глубин живописью, графикой и прочими инсталяциями.
Устойчивое развитие: версии генплана и «Зодчества»
25 сентября в Центральном доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная двум важнейшим архитектурным событиям нынешней осени – публичным обсуждениям актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года и готовящемуся XVII Международному фестивалю «Зодчество-2009», который в этом году обещает кардинально изменить свой формат.
Пресса: ГЧП - Как вызвать ОМОН к памятнику в три приема
На прошлой неделе я провела два дня на межрегиональной конференции "Государственно-частное партнерство в сфере культуры: Модели сотрудничества". Конференцию проводило Министерство Культуры Московской области, и причина мероприятия была на поверхности: в регионе, как и по всей стране, с ужасающей скоростью погибают усадьбы.
Пресса: Топь утопии. Выставка достижений народного хозяйства с Паперным, но без Мухиной
В минувшую субботу в рамках программы историка Сергея Никитина «Москультпрог» состоялась экскурсия по Всероссийскому выставочному центру (знаменитой ВДНХ). Экскурсия во всех смыслах неординарная. В ней участвовали более ста человек.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Волшебники «Зеленого города»
С 1 по 9 августа в Алтайском крае на Нижнем Мультинском озере прошел 9-й летний архитектурный фестиваль из цикла «Города». На этот раз он получил название «Зеленый город» и собрал самых смелых молодых архитекторов России, которым не страшны ни сложные творческие задачи, ни испытания суровым климатом. Не взирая на отсутствие дорог, а также острую нехватку строительных материалов, 600 с лишним участников фестиваля смогли за неделю создать в горах Алтая целый город, причем не обычный, а с ярко-выраженным экологическим уклоном.
Пресса: Может ли канадский театр прижиться в центре Петербурга?
Как и прогнозировалось, победителем в конкурсе на проектирование фасада и крыши второй сцены Мариинского театра признали заявку канадского бюро Diamond & Schmitt Architects и петербургского КБ ВиПС.
Пресса: Огород не хуже версальского. Состоялся фестиваль «Архстояние-2009»
Фестиваль «Архстояние» проходит уже несколько лет. В нынешнем году форум состоялся при поддержке Фонда Форда, Ассоциации менеджеров культуры и Typo Graphic Design. «Архстояние» -- единственный фестиваль, посвященный малоизвестному в России жанру ландшафтного искусства, ленд-арт.
Пресса: Новое здание Мариинки построят канадцы
Объявлены итоги конкурса на проектирование нового здания Мариинского театра, которое пытаются построить в Петербурге уже шесть лет. Как и ожидалось, тендер выиграл генпроектировщик второй сцены театра в тандеме с канадскими архитекторами.
  • 28 июля 2009 / 28 июля 2009
Пресса: Прекрати-поле. Деревне Никола-Ленивец поправили ландшафт
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел фестиваль "АрхСтояние", сделанный при поддержке Европейского союза, ООО "Агросфера" и Bars. Лозунг "АрхСтояния" этим летом был "Вне земли". Зачем мастерам лэнд-арта и ландшафтных объектов понадобилось отрываться от земли, выясняла АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
Пресса: Новый отчет Московского общества охраны архитектурного наследия: "ситуация остается достаточно мрачной"
Московское общество охраны архитектурного наследия (The Moscow Architecture Preservation Society (MAPS) 22 июля представило второй выпуск отчет "Московское архитектурное наследие: точка невозврата". Отчет подготовлен совместно с международной организацией SAVE Europe's Heritage и существенно дополнен по сравнению с первым выпуском 2007 года. По оценке главного редактора книги, члена правления MAPS Эдмунда Харриса, хотя с момента первого издания произошли некоторые изменения в положительную сторону, "ситуация остается достаточно мрачной".
  • 23 июля 2009 / 23 июля 2009
Пресса: Ханс Холляйн: здесь можно и нужно строить современные здания
Лауреат Притцкеровской премии ХАНС ХОЛЛЯЙН прилетел в Санкт-Петербург ради двух архитектурных "театральных" конкурсов, которые он прокомментировал АННЕ ПУШКАРСКОЙ.
Пресса: Пятерка по интерьерам. Определены участники тендера по Мариинке-2
К участию в тендере по выбору проектировщика фасадов, кровли и интерьеров Мариинки-2 допущены пятеро из девяти претендентов. Комментирует АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ.
Пресса: Союз рубля и мочала. Очередной конкурс на лучший проект прошел в отсутствие архитектуры
Итоги конкурса архитектурных решений Дворца танцев Бориса Эйфмана объявят завтра. Большой интриги в том, кто же окажется первым среди равных, нет. Главный итог вполне очевиден, и заключается он вовсе не в определении победителя (тут его и искать нечего, ибо все участники оказались равноудалены от решения собственно градостроительных задач), но в еще одном подтверждении печальной истины: никакой пользы и от этого конкурса Петербургу не будет. А та унизительная ситуация, при которой приходится отдавать предпочтение минимальному вреду, к архитектуре никакого отношения не имеет.
Пресса: RMJM: За конкурс по Мариинке-2 не заплатили из принципа
Главным сюрпризом вскрытия конвертов конкурса на архитектурное решение второй сцены Мариинского театра стало участие в нем авторов проекта «Охта центра» - архитектурного бюро «RMJM Scotland». Однако допустят ли шотландцев до самого конкурса, станет ясно только 22-го июля. Дело в том, что они проигнорировали требование организаторов о «вступительном взносе» в 15 миллионов рублей. Почему и что именно RMJM хочет предложить построить на Театральной площади, «Фонтанка» узнала у возглавляющего петербургское отделение компании архитектора Филиппа Никандрова.
Пресса: Мариинке-2 занесли конверты. Названы участники конкурса
Вчера в Мариинском театре вскрыли конверты с заявками девяти участников открытого конкурса на проект фасадов, кровли и интерьеров Мариинки-2. Комментирует АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ.
Пресса: Григорий Ревзин: Главных редакторов трудно заинтересовать архитектурой
Журналист, архитектурный критик и обозреватель газеты "Коммерсант" Григорий Ревзин наряду с архитекторами и другими специалистами в этой сфере вошел в состав жюри второго конкурса на новый внешний вид здания Мариинки-2, альтернативный "золотому куполу" французского архитектора Доминика Перро. Лениздат.Ру решил поинтересоваться у Григория Ревзина, что он думает по поводу своего участия в конкурсе в качестве члена жюри и как в целом оценивает скандальное строительство Мариинки-2.
Генплан и колхозница. О заседании общественного совета при мэре Москвы 8 июля
8 июля общественный совет при мэре Москвы носил «муниципальный» характер: на повестке дня только один из семи пунктов выражал интересы частного инвестора. Кажется, сбылись прогнозы тех, кто говорил, что в связи с кризисом городские проекты будут преобладать над инвестиционными. Все семь рассмотренных проектов мэр одобрил, одни беспрекословно, другие с условием последующих доработок. Обсуждали: актуализацию генплана, муниципальное жилье, в том числе и на месте исторической застройки на Садовнической, Кунцевский транспортный узел, строительство гаражей под «Рабочим и колхозницей».
Приводненная архитектура
В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.
Площади
В четверг на летней террасе ЦДА прошла презентация третьего номера журнала ‘SPEECH: Площадь’. Один из героев номера – венский архитектор Борис Подрекка – был приглашен в Москву, чтобы прочесть лекцию о своей работе с общественным пространством центральноевропейских городов, которые он воспринимает как результат наслоения разных эпох. Последний из этих слоев – современность.
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится профессиональной
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Безоткатные технологии. Лучшие проекты «Арх-Москвы» посвящены развитию Центрального дома художника
Прошедший в Центральном доме художника фестиваль современной архитектуры «Арх-Москва» (организатор -- компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты») порадовал высоким качеством экспозиций. Кризис «Арх-Москве» пошел лишь к украшению. Несмотря на то что бюджет по сравнению с прошлым годом уменьшился вдвое, больше стало «разговора по существу».
Народный голос
В прошедший четверг на «Арх Москве» был назван лауреат премии «Дом года-2009», выбранный в результате интернет-голосования. Победителем стал торговый комплекс «Китеж» на Киевском вокзале. Результаты голосования дают основание для раздумий о «народном» и «профессиональном» представлении об архитектуре.
Человек из шестидесятых
Лекция Моше Сафди, легендарного американо-канадо-израильского архитектора, автора экспериментального дома Habitat’67 в Монреале и мемориального музея Яд Вашем в Иерусалиме, приглашенного журналом AD, стала одним из главным событий фестиваля «Арх Москва Next!». Показывая свои новые работы, Моше Сафди убеждал аудиторию в том, что автомобили должны уйти из города, что мега-масштабные здания можно гуманизировать, что архитектура должна быть sustainable, green, но buildable.
Архитектурные ристалища. Победители конкурса «Новые имена»
Главной интригой нынешней «Арх Москвы» стал придуманный куратором Бартом Голдхорном турнир между 24 участниками выставки «Новые имена». Молодые архитекторы в течение трех дней работали буквально в он-лайн режиме в самом дальнем закутке выставки над выполнением клаузуры. В качестве темы был предложен наземный гараж на 400 мест, совмещенный с какой-либо общественной функцией. К середине минувшей субботы измученные участники представили свои планшеты рядом с выставочными проектами, и еще более трех часов их изучало жюри. В итоге определились четыре победителя.
Архитектурное образование next. Часть 1: Мастерская экспериментального учебного проектирования МАрхИ за сохранение ЦДХ
Впервые в экспозиции «Арх Москвы» в этом году появился раздел, посвященный архитектурному образованию. Он представлен двумя московскими школами – Евгения Асса (мастерская в МАрхИ) и Александра Ермолаева (мастерская «ТАФ»), а также самарской школой Сергея Малахова и Евгении Репиной. Все три авторские методики, как оказалось, похожи в том, что делают упор на архитектурную пропедевтику, заставляя студентов начинать проект с драматургии, мифологии, философии, содержания, понимать которые учат на простейших элементах. Стенды школ, напротив, выглядели весьма различно: Евгений Асс представлял три подробных студенческих проекта развития территории ЦДХ, самарская школа – макет мифологического «Города одиноких холостяков» и коллажи из перформансов, ТАФ – пропедевтические штудии.
Между традицией и новаторством. Лекция Паоло Дезидери на "Арх Москве"
В четверг в рамках программы Дней Италии на «Арх Москве» прошел мастер-класс итальянского архитектора Паоло Дезидери. Говоря о традиции и новаторстве, которые были главной темой выступления, архитектор не уставал повторять – современный город должен развиваться, если прервать это развитие, он превратится в музей.