Архитектурное соучастие

Свердловский памятник конструктивизма возвращается в ткань города: арх-группа PODELNIKI продолжает кампанию по сохранению Белой Башни.

mainImg
Екатеринбург (бывший Свердловск) известен своими памятниками архитектурного авангарда 1920-х – начала 1930-х: Городок чекистов, Дом физкультуры и спорта «Динамо» – и, конечно, Белая Башня. Также известная как башня УЗТМ, она построена на севере города в 1931 для обслуживания соцгородка завода Уралмаш (УЗТМ). На ее проект был проведен общегородской конкурс, победителем которого стал архитектор М. В. Рейшер. 29-метровая водонапорная башня была задумана как символ района и города и их вертикальная доминанта: она завершала Аллею культуры и просматривалась с площади Первой пятилетки. И Белая Башня отлично играет эту роль до сих пор: она одинаково впечатляет снаружи и внутри даже сегодня – когда она запущена и исписана граффити.
 
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Резервуар-цилиндр для воды, поднятый над землей на 4 прямоугольных опорах, снабжен двумя смотровыми площадками: прямо на его крыше и на площадке над ним; оттуда открывается вид на прилегающий район и весь город. Винтовая лестница скрыта в прямоугольном объеме с окном по всей его высоте (сегодня оно не остеклено): так, при подъеме на башню у человека по правую руку оказывается «ось»-пустота, вокруг которой лестница поворачивается, а по левую – этот оконный проем, и внезапно открывается эффектный вид на огромный резервуар изнутри.
 
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Башня была выведена из эксплуатации в 1960-е гг., когда с развитием городской водопроводной сети нужда в ней отпала. Тогда начались дискуссии об изменении ее функции: так, Рейшер предлагал превратить ее в кафе на 50 человек. Но ничего сделано не было, и «замороженная» башня простояла в первозданном виде до 1990-х, когда она была снята с баланса Уралмаша и пришла в запустение, в котором сейчас и пребывает. В 2000-х башня принадлежала отделению Российского Красного Креста, которое собиралось разместить в ней музей конструктивизма и планетарий, но не сумело реализовать эти планы.
 
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Сегодня о Белой Башне много говорят. Это сооружение хорошо известно среди горожан, и популярна идея сделать ее «брендом» города. Такую известность башня получила благодаря арх-группе PODELNIKI, которая на протяжении нескольких лет привлекает внимание общественности к проблеме ее сохранения (или даже спасения). Самые активные участники группы – три молодых архитектора Полина Зиновьева, Антонина Савилова и Евгений Волков. Группа получила официальный статус «пользователя» башни (ее владельцем остается государство) и несет охранные обязательства в ее отношении. Официальный сайт проекта – save-the-tower.ru .
 
Белая Башня. Фотограф HappLuck. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Группа периодически проводит сбор средств на работы по изучению и на консервацию башни, на установку там забора для защиты от вандалов и т.д. Деньги собирают по системе краудфандинга, которая позволяет получать финансирование только тем проектам, у которых есть поддержка общества.
 
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором

Кроме того, PODELNIKI привлекали к уборке башни и прилегающей территории, а также исследованию этого памятника студентов УралГАХА, так что молодые архитекторы и дизайнеры могли помочь памятнику авангарда своими руками и идеями. При этом изучались архивных материалы и конструкций Белой Башни: при всей его популярности, этот объект исследован недостаточно.
 
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Также в Екатеринбурге уже несколько лет проходит фестиваль архитектуры и дизайна «Белая Башня», программа которого всегда связана с давшим ему имя сооружением. Так, несколько лет назад была устроена световая инсталляция «Красный крест на Белой Башне», а в этот раз в последний день фестиваля, 1 ноября, был показан фильм «Жемчужины конструктивизма. Белая Башня».
 
zooming
Белая Башня. Резервуар для воды © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Также здесь основана Культурная лаборатория Белой Башни (о ее текущей деятельности можно узнавать в группе Вконтакте): в ходе этого проекта башня изучается как «полигон» для разных видов активности, так как важно выбрать для нее самую удачную и популярную функцию. События лабораторий проходят как на соседних с башней площадках, так и внутри нее самой.
 
zooming
Белая Башня. Смотровые площадки © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Главным результатом усилий группы PODELNIKI стал проект консервации башни, созданный московским архитектурным бюро «Рождественка». Сейчас проект утвержден Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО), и текущий сбор средств должен принести деньги на заполнение оконных и дверных проемов, отверстий в перекрытиях, устройство временных ограждений лестницы, гидроизоляцию кровли: средства можно перечислить здесь; там же  представлен короткий ролик-интервью с «Подельниками».
 
Александр Самарин. Логотип проекта «Белая Башня». Изображение предоставлено группой PODELNIKI

После консервации станет возможным начало реставрации, причем башня будет параллельно с ходом работ использоваться как площадка для мероприятий. Однако реставрация не самоцель, говорят PODELNIKI: Белая Башня – это еще и исследовательский проект, т.е. важно понять, в каком виде она нужна городу, и, если достаточно сохранить ее в нынешнем состоянии, то нужно поступить именно так. Ключевым является физическое сохранение башни и возвращение ее в жизнь Екатеринбурга. Подобный принцип консервации уже применялся «Рождественкой» в случае с Флигелем-Руиной Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве.
 
Белая Башня. Изображение предоставлено группой PODELNIKI

На сегодняшний день, Белая Башня – удачный пример того, как усилия неравнодшных граждан могут действительно способствовать сохранению памятника архитектуры. Белая Башня в самом деле становится символом Екатеринбурга, и интерес к ней уже вышел за пределы профессионального сообщества. Все чаще говорят о гражданской позиции архитектора, и в случае группы PODELNIKI эта позиция читается совершенно отчетливо. Познакомиться с предложениями по консервации и дальнейшему развитию этого объекта на официальном сайте проекта. Сюжет о сохранении Белой Башни также заслуживает особого внимания как история о объединении архитекторов и общественности в деле спасения памятника, которая имеет все шансы на благополучный исход.
Изображение предоставлено группой PODELNIKI
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Upmixer. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

05 Ноября 2014

Пресса: Пояснительная записка: Light Tower, проект сохранения Белой...
Архитектор Елена Лазаренко поделилась размышлениями об этом печально известном памятнике уральской архитектуры. Жемчужина конструктивизма в последнее время вызывает активный интерес местного и международного арт-сообщества, оставаясь при этом в ужасающем состоянии.
От «Зеленого проекта» до «Белой башни»
Сразу несколько фестивалей стартуют на будущей неделе: галерея ВХУТЕМАС отмечает 110-летие знаменитого авангардиста Ивана Николаева, в ЦДХ открывается ежегодный форум экоустойчивой архитектуры «Зеленый проект», а в Екатеринбурге – фестиваль «Белая Башня». Подробнее об этих и других мероприятиях – в нашем новом анонсе.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Образовательные коммуны для Шаболовки
Проекты студентов очередной летней школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего»: в этом году она прошла под девизом «Школа-коммуна: от утопии к реальности» в районе московской улицы Шаболовка.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил кленовый брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.