Россия,Санкт-Петербург.Петроградский район, наб. реки Карповки, д. 27, лит. А, Б, В, Г
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Никита Явейн, Иван Кожин
При участии В.Б. Пономарев, И.Е. Григорьев, Ю.В.Дубейко
Визуализация А. Патрикеев
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
С тех пор как дом на Карповке впервые взбудоражил умы петербургской общественности своим сурово-романтичным видом, утекло много воды. Не только в глобальном смысле, но и локальном: например, на противоположной стороне проспекта снесли гостиницу «Северная корона» и начали строить жилой комплекс по проекту бюро «А.Лен». Градсовет и КГИОП согласовали дом еще в 2013 году, но не все петербуржцы ценят мрачноватое обаяние северного модерна в его современном истолковании – так что в ожидании реализации проекту досталось от общественности обидное прозвище «гроб». Позже, впрочем, пришло признание от профессионалов – серебро «Зодчества». Дом проходил экспертизы, необходимые из-за тесного соседства с четырьмя объектами культурного наследия, менял заказчика. Все это время пустота на углу проспекта не давала забыть проект.
Наконец строительство началось, сейчас дом поднят до уровня третьего этажа, и по не вполне ясно обозначенным причинам возникла необходимость корректировки фасадных решений. Никита Явейн объяснил эту необходимость тем, что прошло много лет, и в архитектурном процессе выработались другие подходы.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
Изменения коснулись нескольких моментов. Со стороны Каменноостровского проспекта упорядочили раскладку окон, сохранив главную изюминку: каждое окно отличается размером, откосами и расстекловкой, варианты заимствованы у домов Петроградской стороны.
Клубный дом Meltzer Hall. Снизу – корректировка фасадных решений 2023 г.
Переход к наклонной части стены сделали более выраженным, придав ей еще больше сходства со скатной кровлей. Для этого подняли отметку карниза и акцентировали место перехода контрастом темного и светлого камня. Для облицовки всего дома используется карельский пироксенит с разной фактурой, а для верхней части его обработают таким способом, который даст самый светлый оттенок. «Штучность» плиток придаст сходство с черепицей или сланцем. Декоративные каминные трубы уводят от ненужных ритуальных ассоциаций.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
Со стороны двора фасады почти не поменялись, зато ушел навес над спуском в паркинг и скрывавшая его колоннада, что позволило раскрыть курдонер как смысловую часть композиции. Труба фабрики Мельцера сейчас разобрана из-за аварийности, но ее обещают восстановить на прежнем месте преимущественно из сохранившегося кирпича.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
Рецензентом выступил Владимир Григорьев. Он напомнил об общественном резонансе, который вызвал проект, и приветствовал готовность авторов пойти на изменения, поскольку «эпатировать и вызывать несогласие – не цель архитектурного творчества». Он отметил четыре приема, которые придали дому столь яркую индивидуальность: переход от фасада к кровле без карниза, их единый материал, «пляшущие» окна разного размера, выход на угол квартала торцом здания. В новом варианте все эти моменты так или иначе смягчены. В результате «найдена мера традиционного и новаторского»: «получился сдержанный и в то же время абсолютно отвечающий духу нашего времени дом с очень интересной архитектурой».
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
Владимир Григорьев был как никогда поэтичен, назвал Каменноостровский проспект «новым Петербургом, протяженным во времени» и привел строки, которые повторим и мы, потому что было бы здорово уметь писать архитектурную критику в духе Мандельштама:
«… Каменноостровский – это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и беззаботный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щеголь свой воздушный пакет от прачки».
Все это, впрочем, ничуть не впечатлило Евгения Герасимова, который стал главным оппонентом проекта на совете: как и десять лет назад, он считает дом неудачным и устаревшим, изменения – микроскопическими, при всем прочем здание «наползает на одноэтажного малыша и соседнее кирпичное здание». Также архитектора возмутила необходимость обсуждать фасады здания, которое уже отлито в железобетоне до третьего этажа, а «втягивание градсовета в пересогласование фасадов» он назвал профанацией, что бы это ни значило.
Клубный дом Meltzer Hall. Снизу – корректировка фасадных решений 2023 г.
После продолжительной пикировки Владимир Григорьев отметил, что «все дома в бетоне или кирпиче удивительно похожи друг на друга, а если с Зимнего дворца снять декор – получится обувная коробка с дырками», поэтому необходимость обсуждения фасадов не вызывает сомнений. Далее последовало обсуждение трубы, которой сейчас нет, и курдонера, который из-за нее выходит к набережной Карповки не перпендикулярно. Некоторое время занял спор о том, под каким углом курдонер соседнего дома выходит на улицу Литераторов. Самокритично назвав происходящее «балаганом», эксперты перешли к другим соображениям.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
Выступавшие сошлись во мнении, что выносить проект на обсуждение стоило, поскольку место ответственное, а изменения действительно положительные. Владимир Линов заметил, что «общественности важно получить подтверждение от совета в том, что выбранный авторами прием современный и уместный для контекста и Петербурга». Опасения у него вызвала только возможная пористость камня, который будет загрязняться. Святослав Гайкович назвал предложенную архитектуру безупречной и современной, но критично отнесся к «поглощению» одноэтажного здания исторического кинотеатра, оценив его как «наивный постмодернизм». Михаил Мамошин счел изменения положительными и напомнил, что тема сланца на крыше на Петроградской стороне уже есть – на Великокняжеской усыпальнице в Петропавловской крепости. Согласился и Сергей Орешкин, указав лишь на то, что дом не использует панорамные виды, которые не захватывают маленькие окна. Максим Атаянц отметил, что «изменения уводят от того, что больше всего беспокоило общественность», а пока шли обсуждения, он померил угол курдонера на улице Литераторов – он-таки отклоняется от перпендикуляра аж на целых 15 градусов.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.