Умное пространство

Четыре интерьера, созданных с помощью умных технологий или для их развития

mainImg
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =

Центр цифровой трансформации «Цифергауз»

Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
где:Россия, Санкт-Петербург. наб. Адмиралтейского канала, 2И, корпус 12-12а
даты / — 2020
функция:Административно-офисный / Творческий кластер
мастерская:
VOX architects
https://www.vox-architects.com/
автор:Борис Воскобойников
авторский коллектив:
Руководители проекта: Борис Воскобойников, Мария Ахременкова
Проектная группа: Екатерина Чернышова, Юлия Носкова, Карина Пономарь, Артем Выборнов, Ника Арутюнов, Нонна Ованесян, Ольга Ивлева-Нейтер, Михаил Севан, Светлана Гунина, Евгений Незамайкин, Максим Фролов, Павел Суршков, Андрей Косков, Алина Епифанова, Екатерина Епифанова и другие

Графический дизайн, брендинг, нейминг, навигация: Faro
Андрей Шелютто
Бизнес–задача
Создание крупнейшего в Санкт-Петербурге цифрового пространства – современного, трансформируемого, отражающего дух компании и развитие технологий «умной» энергетики будущего.

Дизайн-идея
В основе драматургии интерьера – преемственность прошлого и будущего. В исторический архитектурный контекст здания, построенного в середине 19 века, удалось органично вписали современный и функциональный интерьер технологического центра будущего. Пространство «Цифергауза», запрограммированное на слияние с цифровой реальностью и открытость авангардным идеям, появляется там, где почти 200 лет назад история сделала новый виток и началась становление великого российского флота. При Петре I это здание служило для вертикального хранения корабельного леса, привезенного для нужд Адмиралтейских верфей.

Ключевая идея проекта – расширение и генерация свободного пространства, добавление визуальной легкости. Новый образ возникает из стремления выйти за слишком осязаемые кирпичные границы здания, застывшего во времени, и наполнить анфилады монотонных темных помещений свежим воздухом и созидательной энергией.

Введение в существующую архитектурную ситуацию новых структур и элементов рождает напряженный конфликт материалов – двухслойные стеклянные «порталы» визуально раздвигают слишком «близкие» кирпичные стены и уравновешивают доминирующий теплый оранжево-красный кирпич холодными оттенками голубого. Переливающиеся синим прозрачные «порталы», интерактивные медиаэкраны, многослойные потолочные системы, за которыми таятся скрытые вентиляционные системы, биодинамические освещение – все это позволяет растворить ощущение доминирования кирпичной кладки, тесноту и темноту помещений, изначально предназначавшихся для хранения и сушки леса. 

Сопряжение контрастных поверхностей, фактур и материалов дает ощущение сжатой «энергетической пружины», которая разворачиваясь, задает пространству импульс движения и трансформации. Стеклянные поверхности с их постоянными переотражениями, вибрацией зеленовато-голубых теней становятся порталами, открытыми в другое, новое измерение.

Роль «порталов» выполняют и морские фрески Андрея Шелютто, расположенные в нишах в местах переходов с этажа на этаж, около лестниц и лифтов – там, где поток движения по локациям Центра цифровой трансформации меняет свое течение. Фрески соответствуют девяти буквам слова «Цифергауз» и концептуально поддерживают само название, которое находит морфологические и исторические связи с пакгаузом на стрелке Васильевского острова, где ранее размещался Морской музей с моделями кораблей из коллекции Петра I, и с цейхгаузом – военно-морским складом, в которое корпус будущего «Цифергауза» был переоборудован в XIX веке. Серия фресок визуализирует флаговую азбуку – в сюжете каждой картины, которые отсылают то к Джорджо де Кирико и Александру Дейнеке, то к Андре Дерену и Каспару Давиду Фридриху, «спрятан» флаг, обозначающий ту или иную букву. Морская языковая система и сам образ моря становятся прообразом коммуникаций нового цифрового пространства. Архаическая природа знаков проявляется и в пиктограммах навигационной системы по «Цифергаузу», также предложенной Шелютто: ироничные графические значки, предельно лаконичны, как наскальные рисунки.


«Цифергауз», как большой contemporary art проект, вовлекает зрителя в процесс его непрекращающейся расшифровки, позволяя каждый раз получать новый визуальный и пространственный опыт. Образ места постоянно движется, меняется, обновляется, расширяется, подобно морскому простору. Пространство переживается как непрестанное путешествие и познавательный квест, связанный с историей места и его морфологией.
«Цифергауз» аккумулирует и развивает тему развертывания пространства во времени – кочующего сюжета проектов VOX Architects. Переотражения стеклянных поверхностей и прошивающая кирпичные стены зеленая световая нить – отзвук прозрачной геометрии перегородок и голубого сияния, которое брезжит из-за линии воображаемого степного горизонта, в проекте «Horizon» для зала priority pass ростовского аэропорта «Платов»; наполненная светом и натянутыми сквозь этажи алюминиевыми цепями лестница, наследует другому порталу – винтовой лестнице в вертикальном столбе света, который организует интерьер vip-зала саратовского аэропорта «Гагарин»… Идея перемещения в пространстве в случае «Цифергауза» трансформируется в образ «машины времени», с помощью которой можно перенестись из XVIII века XXI-й и увидеть новый жизнь исторического здания.

Связь эпох олицетворяют рассредоточенные по этажам инсталляции в виде зеленых островков с тремя стволами сосен. Корабельные мачты «прорастают» из прошлого сквозь здание, выражая своей устремленностью ввысь дух места и направленность проекта в будущее. Это не только дыхание природы, которое наполняет свежестью историческое здание петровской эпохи, – это тот самый лес, что становится кораблем и отправляется в море – исследований и открытий. «Цифергауз» наполняется присутствием будущего – оно еще не случилось, но уже обещано.
 
Организация пространства
В основе образа Центра цифровой трансформации – идея цифрового будущего. Проект представляет собой уникальное динамичное пространство, насыщенное технологическими функциями. В нем удалось совместить цифровые лаборатории для разработчиков, лектории для проведения масштабных деловых и образовательных мероприятий, а также инновационное общественное пространство.

Для гостей «Цифергауза» предусмотрено открытие галереи цифрового искусства. Ее миссия – показать близость технологий к человеку и передать атмосферу вдохновения от новых изобретений и креативных идей российских медиахудожников. Также в «Цифергаузе» спроектировано мобильное пространство для проведения образовательных проектов со школьниками и студентами.

Конференц-зал и лекторий – зоны, в которых происходит непрерывный обмен идеями, открытиями и впечатлениями – оборудованы телескопическими трибунами, мобильными сценами и стенами-трансформерами, благодаря чему, в дни мероприятий, могут принимать более двухсот гостей.

Галерея цифрового искусства и конференц-зал «Цифергауза» имеют возможность объединения, благодаря автоматизированной системе поворотных арочных стеклянных перегородок. Система была специально разработана для Центра цифровой трансформации: перегородки имеют сложную форму исторического свода и поворачиваются по оси. Стекло в перегородках выполнено по системе Smart Glass, что позволяет менять прозрачность и проецировать изображение, в случае если стекло становится матовым. Специально для этого пространства была сделана видеотрансляция из цифровых лабораторий, которую могут наблюдать гости «Цифергауза».

Офисная часть с автономным входом – гибкая мобильная структура, которая включает эргономичный open space, коворкинги, переговорные комнаты, зоны для неформального общения, кухни-столовые и кофе-пойнты.

Для того, чтобы объединить все локации «Цифергауза» был разработан специальный концептуальный элемент дизайна – лестница входной группы, объединяющая разные уровни пространства здания. Этот сложный полупрозрачный архитектурный объём, закручиваясь вверх, визуально пронизывает тяжелые кирпичные своды и переходит в новое качество – становясь порталом в другое, новое измерение.

Инновации и технологии
Быстро трансформировать пространство «Цифергауза» под творческие проекты и рабочие задачи позволяет универсальное планировочное решение, раздвижные конструкции и арочные перегородки с поворотным механизмом. Стиль и интерьеры локаций могут кардинально меняться с помощью 596 мультимедийных экранов и стекол с изменяемой прозрачностью – интерактивная поверхность панелей в зонах open space превращает их в мониторы, на которых можно проводить презентации или отображать рабочие дашборды. Также трансформацию обеспечивают мобильные модульные переговорные, которые можно быстро разобрать и собрать в новом месте. 
Центр цифровой трансформации «Газпром нефти» максимально приближен к Well-стандарту: многофункциональные рабочие места, доступ к качественно очищенной питьевой воде, биодинамическое освещение, локальное озеленение, механизм рекуперации воздуха для его очистки, инсталлированный в smart-потолки, сенсорные системы управления водоснабжением, комплекс цифрового контроля «умный дом», технологии акустического комфорта, экологичные напольные покрытия, шумопоглощающие панели из вспененного алюминия, звукоизолирующие структуры из двухслойного закаленного стекла – все вместе формирует комфортную среду для создания инноваций в сфере «умной» энергетики.
  • zooming
    1 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    2 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    3 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    4 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    5 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    6 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects
  • zooming
    7 / 7
    Центр цифровой трансформации «Цифергауз»
    Фотография Даниил Анненков / предоставлена Vox architects

Шоурум Crane Design

Второй зал. Шоурум Crane Design
© фотография Илья Иванов
где:Россия, Санкт-Петербург. Большой Сампсониевский пр., д.70
даты2018 / 2018 — 2020
функция:Торгово-коммерческий / шоу-рум
мастерская:
SA lab
авторский коллектив:
Руководитель проекта: Степан Кухарский
Архитектор, прототипирование: Александра Теребова
Архитектор: Алина Черейская
Дизайнер экспозиции второго зала: Елена Сидорина
Crane Design – салон интерьерных решений, который после реконструкции стал напоминать музей современного искусства. Три зала с каталогами и образцами объединяет внушительных размеров арт-объект – металлическая конструкция, перетекающая из одного помещения в другое. Конструкция функциональна, поскольку зонирует пространство, но прежде всего она отвечает за wow-эффект: бионические форма создает неожиданные ракурсы, а глянцевая поверхность, отверстия и подсветка – игру бликов и отражений.

Объект был создан с помощью алгоритмов: параметры проектирования задали в среде Rhino+Grasshopper, а детали изготовили методом file to factory. SA lab вдохновлялись идеями архитектора Фрая Отто, который в условиях послевоенного дефицита стремился разумно расходовать материалы и прагматично подходил к строительству. Как ни парадоксально, для современного перепроизводства такая философия более чем актуальна. Первая версия конструкции состояла из 10 000 элементов, благодаря алгоритмическому проектированию эту цифру удалось сократить до 485 деталей и минимального количества материалов. Конструкция крепится на обычные фиксаторы, в любой момент может быть снята и отправлена на полную переработку. 
  • zooming
    1 / 7
    Первый зал. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    2 / 7
    Второй зал. Экспозиция. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    3 / 7
    Первый зал. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    4 / 7
    Второй зал. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    5 / 7
    Второй зал. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    6 / 7
    Второй зал. Рабочее место. Шоурум Crane Design
    © фотография Илья Иванов
  • zooming
    7 / 7
    До и после. Шоурум Crane Design
    © SA lab

Магистратура Энерджинет

Входная зона. Магистратура Энерджинет
Фотография © Глеб Леонов
где:Россия, Севастополь. Университетская ул. 33
даты3.2019 — 6.2019 / 6.2019 — 9.2019
функция:Образование и наука / Учебный корпус
мастерская:
NZ-group
http://nz-group.ru/ru/o-kompanii/
автор:Наталия Зайченко
Руководитель авторского коллектива, ГАП
авторский коллектив:
Руководитель, ГАП: Наталия Зайченко
Архитекторы: Иван Рубежанский, Нина Гринько

Консультант проекта: T-systema
Олег Гринько, Юрий Волокитин, Федор Афанасьев

Роспись: граффити художник МИША MOST
Энерджинет – магистратура на базе Севастопольского государственного университета по специальности «Интеллектуальные сети электроснабжения». Здесь осваивают энергетику будущего, для чего создано соответствующее образовательное пространство, далекое от привычных аудиторий.

Энерджинет складывается из пяти пространств. Основное – это «трансформаторная»: лекционный зал с раздвижным амфитеатром и реклоузером. Звукоизоляционные шторы и легкая мебель на колесах позволяет за считанные минуты менять пространство: чтобы провести 3-4 лекции или одну на 100 человек, организовать просмотр фильма или создать островки для командной работы. «Перезагрузочная» – место для отдыха, включающее кафе с граффити художника МишиMost. «Генераторная», где есть стол для самостоятельных занятий студентов, предполагает общение и обмен идеями. «Коммутаторная» – территория преподавателей, а в «диспетчерской» экспонируется ретро-панно из диспетчерской СССР. Погрузиться в образовательный процесс студентам помогают даже спланированный запах трансформаторного масла и заменяющий звонок сигнал трансформатора. Отрабатывать полученные знания на практике студенты могут на специальном полигоне, расположенном прямо под окнами магистратуры.
  • zooming
    1 / 7
    Трансформаторная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    2 / 7
    Диспетчерская. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    3 / 7
    Трансформаторная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    4 / 7
    Трансформаторная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    5 / 7
    Коммутаторная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    6 / 7
    Перезагрузочная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов
  • zooming
    7 / 7
    Трансформаторная. Магистратура Энерджинет
    Фотография © Глеб Леонов

Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»

Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
где:Россия, Ростов-на-Дону. Красноармейская улица, 105
даты2018 — 2019 / 2019 — 2020
функция:Развлекательный / Кинотеатр
мастерская:
Архитектурное бюро «Новая Р.А.С.А.»
https://www.new-rasa.com/
автор:Андрей Дойницын
авторский коллектив:
ГАП: Андрей Алексеевич Дойницын
Ведущий дизайнер: Сергей Владимирович Лазарев
Ведущий архитектор: Арутюнян Тигран Грачикович
Архитекторы: Александр Семенович Бондаренко, Роман Валерьевич Нуриаслямов
Кинотеатр в Ростове-на-Дону не останавливая работу ни на один день постепенно приобрел интерьер в духе эскапистских голливудских блокбастеров. Внутренний фасад длиной почти 60 метров состоит из криволинейных элементов, которые крепятся к металлическому каркасу и образуют «вибрирующую» волнистую поверхность. Элементы фасада спроектировали в трехмерной программе, а изготовили на предприятии, которое производит детали интерьера для автобусов и маршруток. Встроенная между ламелями подсветка позволяет менять настроение пространства и привносить ощущение новизны. Зоны кафе, торговли и даже лестничные пролеты оформлены таким образом, чтобы создать у посетителя ощущение праздника и настроить его на погружение в кинематографический мир грез. Проект отмечен дипломом рейтинга «Золотая капитель» 2020 года. 
  • zooming
    1 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    2 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    3 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    4 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    5 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    6 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов
  • zooming
    7 / 7
    Дизайн-проект интерьера КЦ «Большой»
    Фотография © Михаил Чекалов, Дмитрий Зотов

09 Апреля 2021

Похожие статьи
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.