English version

В преддверии театра

На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

18 Декабря 2019
mainImg
Архитектор:
Павел Андреев
Проект:
Гостиница Mövenpick на ул. Земляной Вал
Россия, Москва, ул. Земляной Вал, вл.70 стр.1

Авторский коллектив:
П.Ю. Андреев, А.Е Пахомов, А. Бутырин, А. Андреева-Платонова, М. Ахмедова
 

2015 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Динас»
Оператор: Accor
Здание-параллелепипед восьмиэтажной высоты с тремя подземными ярусами имеет прямоугольный план, его проект согласован с рекомендациями гостиничного оператора Accor, управляющего сетью Novotel. Основные этажи внутри сгруппированы вокруг вытянутого лестнично-лифтового холла, номера выстроены вдоль длинных фасадов, западного и восточного, также как и по северному торцу – это сделано, чтобы на углу избежать взгляда окна-в-окна отвернуть с жилым корпусом «Шоколада», которые впрочем, по удачному стечению обстоятельств, присутствуют там только в северной части.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана 2 и 3 этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Здание заполняет лакуну в красной линии Земляного вала, чем восстанавливает фронт застройки, вписываясь в ритмичное чередование двухэтажных старомосковских домиков и зданий повыше, из которых одно, слева – театр на Таганке, а другое, справа – доходный дом 1910-х годов.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

И если бренд-бук гостиничного оператора делает достаточно предсказуемой внутреннюю структуру здания, то образующая фасады частая и легкая, вертикально ориентированная сетка светлого камня, также как и трехчастное деление на цокольный ярус, середину и аттик, вписывает гостиницу в контекст современной латентной классики, достаточно дорогой благодаря стеклу и камню, но уместной для исторического окружения.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Между тем здание строится всё же в центре, в знаковом месте, на виду у пешеходов и машин никогда не отдыхающей трассы Садового кольца. Что предполагало не только деликатность, но и поиск решения, до некоторой степени заметного. Так что в процессе поиска архитекторы рассмотрели множество вариантов, стремясь подчеркнуть как северо-восточный угол, хорошо видный издали и удачно оттененный квадратом небольшого сквера перед ним, – так и главный вход в лобби, в левой части уличного фасада, ближе к метро.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Рассматривался и контекст, прежде всего существующих зданий – театра на Таганке, признанного шедевра брутализма архитекторов Александра Анисимова, Юрия Гнедовского и Бориса Таранцева, ЖК «Шоколад» Юрия Григоряна и соседних двухэтажных домиков XIX века. Но также – и еще неосуществленного проекта ТРЦ Алексея Гинзбурга на противоположной стороне Садового кольца.

Основной вариант, предложенный Павлом Андреевым, был построен на контрастном сочетании двух материалов – темной «середины» и светлой, отделенной стеклянными полосами Г-образной полурамки, отчерчивающей главный угол. Или наоборот, светлой середины и темной рамки. Здание трактовалось как двухчастное: как будто шестиэтажный объем накрыт крупной консолью на опоре, – такое решение можно назвать одним из любимых Павлом Андреевым, взять хотя бы гигантскую консоль-шарнир в проекте БЦ Владимирские ворота, позднее переименованного в Золотые, или проект для «Холодильника» на Дубининской улице. Но форма перекликается и с театром на Таганке, где в месте пересечения нового здания с рядом старых домиков кирпичная полоса-масса нависает над декоративным портиком и фронтоном.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Вторая тема – акцентирование входа, решена так: два общественных нижних этажа, в первом лобби и ресторан, во втором переговорные, внутри объединены лестницей, а снаружи, визуально – стеклянным витражом, срезанным по косой в сторону театра, но прикрытого удерживающим красную линию рядом тонких пилонов, образующих перед входом тонкий треугольник лоджии. Ее карнизная тяга визуально продолжает линию верха соседнего двухэтажного дома, а острым углом лоджия обращена к лестнице, в которую Павел Андреев превратил склон тротуара с трехметровым перепадом высот.
  • zooming
    1 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Фрагмент фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Генплан
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Ситуационный план
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана -1 и -2 этажей
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    6 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана цокольного и первого этажей
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    7 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 7 этажей
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    8 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 8 этажей
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    9 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Разрезы
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    10 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    11 / 11
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

В итоговых авторских версиях проекта поворот плоскости первых этажей находил отклик в центральной части фасада – повернутый хайтековски, на ряде круглых металлических колонн выступ-эркер создавал впечатление раскрытия объема наподобие шкатулки-головоломки, где при нажатии одной клавиши приходят в движение остальные части механизма. Несложно заметить, что поворот плоскости не только оживлял пластику и добавлял сюжетной мотивации скосу линии первых этажей, но и перекликался с ершистыми эркерами театра на Таганке – их треугольные выступы составляют едва ли не самую узнаваемую особенность здания Анисимова-Гнедовского-Таранцева.
  • zooming
    1 / 4
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 4
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 4
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 4
    Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Между тем на архсовете проект предложили «успокоить», приведя контрастные части к одному светлому оттенку, а выступ – к плоскости, что сделало здание значительно более нейтральным: от Г-образной «консоли» осталась лишь тонкая стеклянная вертикаль, подчеркивающая надпись с названием гостиницы, а от поворота плоскостей – скос входа-лоджии в первом ярусе. Колонны из металлических сделались каменными и приобрели квадратное сечение, хай-тек растворился. Теперь здание много прочнее удерживает красную линию, но неясно, хорошо это или плохо. Сам проект определенно потерял часть своей выразительности; выиграла ли среда – сложно сказать. Но остается вопрос если не правомерности, то правильности худсоветовского вторжения коллег-архитекторов и коллективной правки как таковой. Кто должен принимать решения: заказчик? Автор? Или консилиум? И кто, как следствие, должен брать на себя основную ответственность? Останется ли замысел цельным после всех советов и совещаний? В нашей практике ответ на этот вопрос пока зависит скорее от стечения случайных обстоятельств.
Архитектор:
Павел Андреев
Проект:
Гостиница Mövenpick на ул. Земляной Вал
Россия, Москва, ул. Земляной Вал, вл.70 стр.1

Авторский коллектив:
П.Ю. Андреев, А.Е Пахомов, А. Бутырин, А. Андреева-Платонова, М. Ахмедова
 

2015 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Динас»
Оператор: Accor

18 Декабря 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Зубчатые террасы
Концепция реконструкции красильного цеха бывшей фабрики Цинделя под лаборатории завода «Мосавтостекло» сохраняет и освежает здание начала века, интересным образом решая силуэт его верхнего этажа.
Сохранить «Холодильник»
Проект-концепция, предусматривающая сохранение неохраняемого здания ангара-холодильника на Дубининской улице, в самой середине интенсивно развивающейся Павелецкой промзоны.
Vis-a-vis с парком
Конкурсный проект мастерской «Гран» для Малой Трубецкой улицы – авторское видение того, каким мог бы быть клубный дом в плотном и обязывающем окружении. Два корпуса трактованы как объёмные рамы квартир, смотрящих на парк.
Павел Андреев: «Не хочу заниматься проектами, которые...
Мастерской «Гран» Павла Андреева в 2016 году исполнилось 10 лет, а работе архитектора в Моспроекте-2 – 20. Говорим о бюро «Гран», о Большом театре и Детском мире, и о том, почему архитектор предпочитает работать в центре города, а не на окраинах.
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.