Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.12.2019

В преддверии театра

Юлия Тарабарина
Объект:
Гостиница Mövenpick на ул. Земляной Вал
Адрес:
Россия, Москва. ул. Земляной Вал, вл.70 стр.1
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
АМ «ГРАН» (Мастерская Павла Андреева)
Авторский коллектив:
П.Ю. Андреев, А.Е Пахомов, А. Бутырин, А. Андреева-Платонова, М. Ахмедова
 

На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.

Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана 2 и 3 этажей
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана 2 и 3 этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Здание-параллелепипед восьмиэтажной высоты с тремя подземными ярусами имеет прямоугольный план, его проект согласован с рекомендациями гостиничного оператора Accor, управляющего сетью Novotel. Основные этажи внутри сгруппированы вокруг вытянутого лестнично-лифтового холла, номера выстроены вдоль длинных фасадов, западного и восточного, также как и по северному торцу – это сделано, чтобы на углу избежать взгляда окна-в-окна отвернуть с жилым корпусом «Шоколада», которые впрочем, по удачному стечению обстоятельств, присутствуют там только в северной части.
Гостиница на ул. Земляной Вал
Гостиница на ул. Земляной Вал
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Здание заполняет лакуну в красной линии Земляного вала, чем восстанавливает фронт застройки, вписываясь в ритмичное чередование двухэтажных старомосковских домиков и зданий повыше, из которых одно, слева – театр на Таганке, а другое, справа – доходный дом 1910-х годов.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

И если бренд-бук гостиничного оператора делает достаточно предсказуемой внутреннюю структуру здания, то образующая фасады частая и легкая, вертикально ориентированная сетка светлого камня, также как и трехчастное деление на цокольный ярус, середину и аттик, вписывает гостиницу в контекст современной латентной классики, достаточно дорогой благодаря стеклу и камню, но уместной для исторического окружения.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Между тем здание строится всё же в центре, в знаковом месте, на виду у пешеходов и машин никогда не отдыхающей трассы Садового кольца. Что предполагало не только деликатность, но и поиск решения, до некоторой степени заметного. Так что в процессе поиска архитекторы рассмотрели множество вариантов, стремясь подчеркнуть как северо-восточный угол, хорошо видный издали и удачно оттененный квадратом небольшого сквера перед ним, – так и главный вход в лобби, в левой части уличного фасада, ближе к метро.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Варианты фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Рассматривался и контекст, прежде всего существующих зданий – театра на Таганке, признанного шедевра брутализма архитекторов Александра Анисимова, Юрия Гнедовского и Бориса Таранцева, ЖК «Шоколад» Юрия Григоряна и соседних двухэтажных домиков XIX века. Но также – и еще неосуществленного проекта ТРЦ Алексея Гинзбурга на противоположной стороне Садового кольца.

Основной вариант, предложенный Павлом Андреевым, был построен на контрастном сочетании двух материалов – темной «середины» и светлой, отделенной стеклянными полосами Г-образной полурамки, отчерчивающей главный угол. Или наоборот, светлой середины и темной рамки. Здание трактовалось как двухчастное: как будто шестиэтажный объем накрыт крупной консолью на опоре, – такое решение можно назвать одним из любимых Павлом Андреевым, взять хотя бы гигантскую консоль-шарнир в проекте БЦ Владимирские ворота, позднее переименованного в Золотые, или проект для «Холодильника» на Дубининской улице. Но форма перекликается и с театром на Таганке, где в месте пересечения нового здания с рядом старых домиков кирпичная полоса-масса нависает над декоративным портиком и фронтоном.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Вторая тема – акцентирование входа, решена так: два общественных нижних этажа, в первом лобби и ресторан, во втором переговорные, внутри объединены лестницей, а снаружи, визуально – стеклянным витражом, срезанным по косой в сторону театра, но прикрытого удерживающим красную линию рядом тонких пилонов, образующих перед входом тонкий треугольник лоджии. Ее карнизная тяга визуально продолжает линию верха соседнего двухэтажного дома, а острым углом лоджия обращена к лестнице, в которую Павел Андреев превратил склон тротуара с трехметровым перепадом высот.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фрагмент фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фрагмент фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Генплан © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Генплан
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Ситуационный план © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Ситуационный план
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана -1 и -2 этажей © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана -1 и -2 этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана цокольного и первого этажей © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана цокольного и первого этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 7 этажей © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 7 этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 8 этажей © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Схема плана типового и 8 этажей
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Разрезы © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Разрезы
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Фасады
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

В итоговых авторских версиях проекта поворот плоскости первых этажей находил отклик в центральной части фасада – повернутый хайтековски, на ряде круглых металлических колонн выступ-эркер создавал впечатление раскрытия объема наподобие шкатулки-головоломки, где при нажатии одной клавиши приходят в движение остальные части механизма. Несложно заметить, что поворот плоскости не только оживлял пластику и добавлял сюжетной мотивации скосу линии первых этажей, но и перекликался с ершистыми эркерами театра на Таганке – их треугольные выступы составляют едва ли не самую узнаваемую особенность здания Анисимова-Гнедовского-Таранцева.
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада © Архитектурная мастерская «ГРАН»
Гостиница на ул. Земляной Вал. Вариант фасада
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Между тем на архсовете проект предложили «успокоить», приведя контрастные части к одному светлому оттенку, а выступ – к плоскости, что сделало здание значительно более нейтральным: от Г-образной «консоли» осталась лишь тонкая стеклянная вертикаль, подчеркивающая надпись с названием гостиницы, а от поворота плоскостей – скос входа-лоджии в первом ярусе. Колонны из металлических сделались каменными и приобрели квадратное сечение, хай-тек растворился. Теперь здание много прочнее удерживает красную линию, но неясно, хорошо это или плохо. Сам проект определенно потерял часть своей выразительности; выиграла ли среда – сложно сказать. Но остается вопрос если не правомерности, то правильности худсоветовского вторжения коллег-архитекторов и коллективной правки как таковой. Кто должен принимать решения: заказчик? Автор? Или консилиум? И кто, как следствие, должен брать на себя основную ответственность? Останется ли замысел цельным после всех советов и совещаний? В нашей практике ответ на этот вопрос пока зависит скорее от стечения случайных обстоятельств.