English version

Зубчатые террасы

Концепция реконструкции красильного цеха бывшей фабрики Цинделя под лаборатории завода «Мосавтостекло» сохраняет и освежает здание начала века, интересным образом решая силуэт его верхнего этажа.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Завод расположен на Дербеневской улице, рядом с «Деловым кварталом «Новоспасский», превращенным из ситценабивной фабрики в офисный центр класса B в середине 2000-х. Симпатичный ансамбль краснокирпичной промышленной архитектуры построен в начале XX века по проекту Траугота Бардта для фабрики тканей Эмиля Цинделя. В 1924 году территорию завода фабрики Цинделя не просто отдали советской ситценабивной фабрике, а поделили – крупный корпус красильного цеха по Дербеневской улице отошел ко вновь созданному тогда заводу «Мосавтостекло». Завод успешно работает, производит стекло разных видов, в том числе архитектурное, закаленное, с электрообогревом, с шелкографией и со встроенными диодами. Павел Андреев знаком с ним давно, на «Мосавтостекле», в частности, изготовили цветные витражи по рисункам Елены Марковской для потолка атриума в «Детском мире». Сейчас производство переехало в город Долгопрудный, а в здании на Дербеневской планируется разместить исследовательские лаборатории – для чего и потребовалась реконструкция.

Длинный пятиэтажный кирпичный корпус с большими окнами вытянут вдоль тихой двухполосной Дербеневской улицы. Его деловитая лаконичная архитектура обнаруживает любопытные детали, связывающие здание с началом XX века, временем стилей уже не «псевдо», а «нео». Особенно хороши приплюснутые, утопленные в стену «полуколонки» и валиковые обводы окон, объединяющих третий и четвертый ярус (не только сейчас научились менять пропорции фасадов, соединяя два этажа в один с помощью оконных проемов). Внутри встречаются характерные чугунные капители. Но фасад сейчас довольно неряшлив, а двор застроен поздними сарайного вида времянками, в том числе из силикатного кирпича.



Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Проект подчинен ГПЗУ, в котором оговорено сохранение параметров здания, его высоты, пятна застройки и объема полезных площадей. Так что искусство архитектора в данном случае заключалось в том, чтобы вычистить все лишнее, оставив ценное (хотя никакого статуса у здания нет), и найти способы компенсации площади хозпостроек, предназначенных к разборке во дворе. Это – работа в очень узких рамках, своего рода маневрирование.

Авторы предложили расчистить неглубокий подвал корпуса, обустроив там один ярус парковки с двумя симметричными рампами со стороны двора, и дополнив небольшой наземной экопарковкой с газонной решеткой во дворе, между двум небольшими сохраняемыми корпусами. Нашлось место и для благоустройства: мощения, деревьев и, местами, круглых скамеек вокруг них.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Половина первого этажа отдана общественным функциям, здесь задумано кафе, прием часть пространства, примыкающая к уличному фасаду – двусветная, то есть захватывает часть второго этажа. Здесь же, перед улицей, в центральной части фасада предусмотрен приямок с лестницами с двух сторон: в нем, заняв небольшую часть площади подземной парковки, могут разместиться магазины. По сторонам кафе в первом этаже могут разместиться как лаборатории, так и шоурумы «конверсионной» продукции – завод, в частности, производит и продает стеклопакеты. При необходимости эти помещения получат входы прямо с улицы.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло». Разрез 1-1
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло». Разрез 2-2, 3-3
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Выше расположатся помещения научно-исследовательских и опытных подразделений завода, благо структура фабричного корпуса Бардта с двумя рядами чугунных колонн допускает как опенспейс, так и выгородки.

Самое интересное решение досталось верхнему ярусу, что довольно привычно для проектов реконструкции старого прома. После расчистки чердака там должно найтись место для полутора этажей – собственно, именно в этой части и нашлись все компенсации площадей разбираемых во дворе построек. Но поскольку больше квадратных метров, чем в ГПЗУ, заложить было нельзя, верхний этаж приобрел любопытную зубчатую структуру: ребристые выступы «мансард» чередуются с террасами, куда сотрудники смогут выходить отдыхать, обозревая окрестности. Подчеркнуто-современная надстройка, с одной стороны, очевидно-современна, с другой – продолжает здание достаточно логично и деликатно. Задуманы два цвета на выбор: коричневый окисленной кортеновой стали или темно-серый титан-цинк, причем по словам Павла Андреева, он склоняется ко второму, контрастному варианту: «из необходимости »вычитания« площадей получилось, на мой взгляд, любопытное архитектурное решение», – говорит архитектор.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    6 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Полосатый вертикальный ритм надстроек продолжается в фасадах полностью обновляемых малых корпусов и складывается во вторую тему этого небольшого, по московским меркам, комплекса. Первую скрипку здесь, конечно, играет само реконструируемое здание: кирпич, разумеется, планируется вычистить и покрыть гидрофобным составом, а белые сейчас перемычки сделать черными. В принципе, концепция реконструкции хорошо вписывается в тенденции последних десяти, а может быть и более лет, хотя у нее есть два «персональных», а может быть, связанных с новыми веяниями, особенностей: во-первых, завод не переезжает, освобождая место для офисов или жилья, а остается на месте, хотя и в лице своих инженеров и дизайнеров – сохраняя таким образом функциональное разнообразие города. Во-вторых, предложенные надстройки несут в себе все черты архитектуры именно последних лет: они не заостряют контраст и даже усиливают «классический» вертикализм, но в то же время смотрятся свежо, не скрывая своего нынешнего происхождения. Ансамбль получается легко читаемым, ясным, но цельным. Даже любопытно, что это решение, в сущности, стало результатом реакции на множество ограничений, которые требовалось учесть в проекте.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    7 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

29 Мая 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Сохранить «Холодильник»
Проект-концепция, предусматривающая сохранение неохраняемого здания ангара-холодильника на Дубининской улице, в самой середине интенсивно развивающейся Павелецкой промзоны.
Vis-a-vis с парком
Конкурсный проект мастерской «Гран» для Малой Трубецкой улицы – авторское видение того, каким мог бы быть клубный дом в плотном и обязывающем окружении. Два корпуса трактованы как объёмные рамы квартир, смотрящих на парк.
Павел Андреев: «Не хочу заниматься проектами, которые...
Мастерской «Гран» Павла Андреева в 2016 году исполнилось 10 лет, а работе архитектора в Моспроекте-2 – 20. Говорим о бюро «Гран», о Большом театре и Детском мире, и о том, почему архитектор предпочитает работать в центре города, а не на окраинах.
Похожие статьи
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.