Зубчатые террасы

Концепция реконструкции красильного цеха бывшей фабрики Цинделя под лаборатории завода «Мосавтостекло» сохраняет и освежает здание начала века, интересным образом решая силуэт его верхнего этажа.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Архитектор:

Павел Андреев

Проект:

Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
Россия, Москва, ул. Дербеневская, вл. 7

2018
Завод расположен на Дербеневской улице, рядом с «Деловым кварталом «Новоспасский», превращенным из ситценабивной фабрики в офисный центр класса B в середине 2000-х. Симпатичный ансамбль краснокирпичной промышленной архитектуры построен в начале XX века по проекту Траугота Бардта для фабрики тканей Эмиля Цинделя. В 1924 году территорию завода фабрики Цинделя не просто отдали советской ситценабивной фабрике, а поделили – крупный корпус красильного цеха по Дербеневской улице отошел ко вновь созданному тогда заводу «Мосавтостекло». Завод успешно работает, производит стекло разных видов, в том числе архитектурное, закаленное, с электрообогревом, с шелкографией и со встроенными диодами. Павел Андреев знаком с ним давно, на «Мосавтостекле», в частности, изготовили цветные витражи по рисункам Елены Марковской для потолка атриума в «Детском мире». Сейчас производство переехало в город Долгопрудный, а в здании на Дербеневской планируется разместить исследовательские лаборатории – для чего и потребовалась реконструкция.

Длинный пятиэтажный кирпичный корпус с большими окнами вытянут вдоль тихой двухполосной Дербеневской улицы. Его деловитая лаконичная архитектура обнаруживает любопытные детали, связывающие здание с началом XX века, временем стилей уже не «псевдо», а «нео». Особенно хороши приплюснутые, утопленные в стену «полуколонки» и валиковые обводы окон, объединяющих третий и четвертый ярус (не только сейчас научились менять пропорции фасадов, соединяя два этажа в один с помощью оконных проемов). Внутри встречаются характерные чугунные капители. Но фасад сейчас довольно неряшлив, а двор застроен поздними сарайного вида времянками, в том числе из силикатного кирпича.



Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»
Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
© Архитектурная мастерская «ГРАН»

Проект подчинен ГПЗУ, в котором оговорено сохранение параметров здания, его высоты, пятна застройки и объема полезных площадей. Так что искусство архитектора в данном случае заключалось в том, чтобы вычистить все лишнее, оставив ценное (хотя никакого статуса у здания нет), и найти способы компенсации площади хозпостроек, предназначенных к разборке во дворе. Это – работа в очень узких рамках, своего рода маневрирование.

Авторы предложили расчистить неглубокий подвал корпуса, обустроив там один ярус парковки с двумя симметричными рампами со стороны двора, и дополнив небольшой наземной экопарковкой с газонной решеткой во дворе, между двум небольшими сохраняемыми корпусами. Нашлось место и для благоустройства: мощения, деревьев и, местами, круглых скамеек вокруг них.
  • zooming
    1 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 3
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Половина первого этажа отдана общественным функциям, здесь задумано кафе, прием часть пространства, примыкающая к уличному фасаду – двусветная, то есть захватывает часть второго этажа. Здесь же, перед улицей, в центральной части фасада предусмотрен приямок с лестницами с двух сторон: в нем, заняв небольшую часть площади подземной парковки, могут разместиться магазины. По сторонам кафе в первом этаже могут разместиться как лаборатории, так и шоурумы «конверсионной» продукции – завод, в частности, производит и продает стеклопакеты. При необходимости эти помещения получат входы прямо с улицы.
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло». Разрез 1-1
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло». Разрез 2-2, 3-3
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Выше расположатся помещения научно-исследовательских и опытных подразделений завода, благо структура фабричного корпуса Бардта с двумя рядами чугунных колонн допускает как опенспейс, так и выгородки.

Самое интересное решение досталось верхнему ярусу, что довольно привычно для проектов реконструкции старого прома. После расчистки чердака там должно найтись место для полутора этажей – собственно, именно в этой части и нашлись все компенсации площадей разбираемых во дворе построек. Но поскольку больше квадратных метров, чем в ГПЗУ, заложить было нельзя, верхний этаж приобрел любопытную зубчатую структуру: ребристые выступы «мансард» чередуются с террасами, куда сотрудники смогут выходить отдыхать, обозревая окрестности. Подчеркнуто-современная надстройка, с одной стороны, очевидно-современна, с другой – продолжает здание достаточно логично и деликатно. Задуманы два цвета на выбор: коричневый окисленной кортеновой стали или темно-серый титан-цинк, причем по словам Павла Андреева, он склоняется ко второму, контрастному варианту: «из необходимости »вычитания« площадей получилось, на мой взгляд, любопытное архитектурное решение», – говорит архитектор.
  • zooming
    1 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    6 / 6
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»

Полосатый вертикальный ритм надстроек продолжается в фасадах полностью обновляемых малых корпусов и складывается во вторую тему этого небольшого, по московским меркам, комплекса. Первую скрипку здесь, конечно, играет само реконструируемое здание: кирпич, разумеется, планируется вычистить и покрыть гидрофобным составом, а белые сейчас перемычки сделать черными. В принципе, концепция реконструкции хорошо вписывается в тенденции последних десяти, а может быть и более лет, хотя у нее есть два «персональных», а может быть, связанных с новыми веяниями, особенностей: во-первых, завод не переезжает, освобождая место для офисов или жилья, а остается на месте, хотя и в лице своих инженеров и дизайнеров – сохраняя таким образом функциональное разнообразие города. Во-вторых, предложенные надстройки несут в себе все черты архитектуры именно последних лет: они не заостряют контраст и даже усиливают «классический» вертикализм, но в то же время смотрятся свежо, не скрывая своего нынешнего происхождения. Ансамбль получается легко читаемым, ясным, но цельным. Даже любопытно, что это решение, в сущности, стало результатом реакции на множество ограничений, которые требовалось учесть в проекте.
  • zooming
    1 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    2 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    3 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    4 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    5 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    6 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»
  • zooming
    7 / 7
    Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
    © Архитектурная мастерская «ГРАН»


0

Архитектор:

Павел Андреев

Проект:

Реконструкция комплекса зданий завода «Мосавтостекло»
Россия, Москва, ул. Дербеневская, вл. 7

2018

29 Мая 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.