Единство и борьба

Проекты участников конкурса на переосмысление «коробки» центра Единоборств на Лужнецкой улице. Девять проектов.

Автор текста:
Ангелина Уттер

mainImg
Закрытый конкурс на «Предварительную архитектурную концепцию многофункционального спортивного комплекса на территории СК Лужники» был проведен в 2018 году по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Требовалось переосмыслить «коробку», предназначенную для размещения двух федераций – самбо и бокса, существующих автономно друг от друга, но в едином здании.
zooming
Расположение участка центра Единоборств
Предоставлено Москомархитектуры

Участок – нынешняя парковка между ТТК и Лужнецкой улицей, – длинный, с соотношением сторон 1:5, высотное ограничение – 27 м, связано с соседством Новодевичьего монастыря. Лужнецкая улица сравнительно неширокая, 35 м, ограничивающая участок с противоположной стороны высокая эстакада с парковкой под ней в принципе не предполагает дальнего обзора. Между тем здание центра Единоборств представляет собой композиционную пару недавно центру гимнастики Ирины Винер, заметному благодаря венчающей фасад волне-ленте.
Параметры объема центра Единоборств
Предоставлено Москомархитектуры

В конкурсе приняли участие шесть известных московских мастерских, две из них представили по два варианта, одна – три, получилось в общей сложности 10 проектов. Победителем стал проект UNK project, познакомиться с ним подробнее можно в отдельной публикации. Здесь же показываем остальные 9 предложений. 

ТПО «Прайд» 
1 вариант 
Авторы отождествили предложенный ими объемный козырек, покрытый панелями анодированного алюминия, с руками борющихся спортсменов. Несложно заметить родство подходов со зданием центра Ирины Винер, построенного по проекту ТПО «Прайд» – здесь также самой заметной оказывается пластичная металлическая «шапка» здания на лаконичным и прозрачном объеме основания.
  • zooming
    1 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    2 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    3 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    4 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Прайд»

2 вариант
В целом напоминает первый и развивает ту же тему мускулистых рук, но в данном случае они уподоблены, по словам авторов, скульптуре, а точнее даже граненому объему, похожему на гипсовые формы для обучения рисунку. С другой стороны, форма подобна шаблонам современных программ моделирования 3D-реальности и в этом смысле выглядит дигитально.
  • zooming
    1 / 5
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    2 / 5
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    3 / 5
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    4 / 5
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Прайд»
  • zooming
    5 / 5
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Прайд»

KAMEN ARCHITECTS
1 вариант
Основан на образе броска и прогиба – крайне сложной и динамичной позиции, которая, однако, может встретиться в единоборстве и стилизована до знака, похожего на положенную на бок или просто очень пологую букву Х. Все, что не входит в пределы объемного знака, застеклено и прозрачно.
  • zooming
    1 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    2 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    3 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    4 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © Kamen architects

2-3 варианты
Определенно более развиты и рассчитаны на вау-эффект от разнообразной пластичной формы. Здание трактовано как комплекс из трех частей: центра борьбы, общественного центра и центра бокса, соединенных переходами и символизирующих три места на пьедестале, отраженных в материале фасадов как золото, серебро и бронза (все три анодированный алюминий). Третий вариант использует ту же тему, но формы, при всей скульптурности и разнообразии, подчинены скругленным углам и крупным полосам.
  • zooming
    1 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    2 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    3 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    4 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    5 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    6 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects
  • zooming
    7 / 7
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © Kamen architects

Тимур Башкаев
Объединил весь центр крупной аркой, почти мостом, со стеклянной серединой. В первом зале тренировочные зоны с естественным освещением, в центре общий атриум.
  • zooming
    1 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБТБ
  • zooming
    2 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБТБ
  • zooming
    3 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБТБ
  • zooming
    4 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБТБ

ТПО «Резерв»
1 вариант
Асимметричная композиция представляет собой конгломерат сечений с разной поверхностью: стеклянной, прорезного металла, и поверхности, напоминающей состаренную бронзу.
  • zooming
    1 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 1 вариант
    © ТПО «Резерв»

2 вариант
Немного напоминает проект «Резерва», победивший в конкурсе на здание Олимпийского комитета: светлый тон решетки фасадов, стеклянная пауза в центре, золото над входом. В данном случае авторы апеллируют к престижной награде «Золотой пояс», символ которой – золотистая полоса – объединяет две федерации.
  • zooming
    1 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Центр единоборств, концепция, 2019. 2 вариант
    © ТПО «Резерв»

ASADOV
Объем центра в проекте бюро Асадовых разделен на две части с «воздушной прослойкой» по горизонтали. Нижняя часть, стилобат, по высоте соотвествует эстакаде Третьего кольца и авторы предложили – что интересно, организовать заезд с этой стороны и даже парковку на кровле стилобата.
  • zooming
    1 / 3
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    Центр единоборств, концепция, 2019
    © АБ ASADOV

 

30 Июля 2019

Автор текста:

Ангелина Уттер
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.