Арх Москва реновации

Главным сюжетом первого дня работы выставки стало объявление конкурса на реновацию. Самое интересное выступление вчерашнего дня о реновации – Алексея Новикова. А главной экспозицией хочется назвать отчет «архитектора года» Никиты Явейна.

mainImg
Надо признать, что за прошедшие 22 года, прошедшие с первой Арх Москвы, выставка основательно устоялась: ее составные части и логика достаточно ясны. Пожалуй, растет число мероприятий и площадок для их проведения, выставка же сохраняет свои основные «ядра». Впрочем, в подземном зале ДНК появился раздел, посвященный предметному дизайну.

По традиции одна из самых заметных экспозиций – стенд архитектора года, расположенный на перекрестье всех путей ЦДХ при входе на второй этаж. Эти стены много лет как крупны и эффектны, но первый архитектор года из Петербурга Никита Явейн, превзошел их все, поскольку привез в Москву множество макетов, составивших полноценный творческий отчет «Студии 44» за 25 лет работы, плюс даже более ранние проекты, к примеру «дом для семей трех поколений» предложенный Явейном для ташкентского конкурса в 1978 (!) году. Получается почти сорок лет (39). Собственно экспозиция напоминает выставку в Датском павильоне на венецианской биеннале 2016 года: фрагмент строительных лесов с лестницей, позволяющей войти на второй ярус – отличный пространственный аттракцион, погружающий зрителя в разглядывание и фотографирование макетов, многие из которых пришлось отреставрировать перед отправкой в Москву.
ЦДХ, вид с Пречистенской наб. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Дом для семей трех поколений», конкурсный проект, 1978. Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что может быть увлекательнее на архитектурной выставке, чем макеты – эти объемные «кукольные домики» профессионалов, самые наглядные, помимо собственно зданий, следы работы архитектора. Но Никита Явейн привез еще каталог проектов за последние 4 года, а также – кто бы мог подумать – собственный рабочий стол внушительных размеров.

Далее все разворачивается, как уже было сказано, по хорошо отработанный схеме (как «анекдот №71» из известного анекдота). На первом этаже – ярко-красный Архкаталог, где избранные-приглашенные архитекторы показывают свои работы на тему «будущее города». Из 25 приглашенных выставились 18, заняв 20 планшетов (не явились Борис Бернаскони, Сергей Скуратов, Николай Лызлов…). Зато каждое бюро представлено не только небольших размеров стендом, но и слайд-шоу.

Многие выставили по реальному проекту, что собственно и предполагает формат каталога, другие – как бюро «Рождественка» и Wall – показали грустные размышления о нашем будущем в мини-квартирах муравейников-человейников, вполне себе антиутопии. Уже строят квартиры по 15 м2 – сказал мне на открытии Рубен Аракелян. Его антиутопия – клетчатая, подозрительно напоминает «Аэробус» Владимира Плоткина; антиутопия «Рождественки» основана на фантазии Александра Можаева, здесь вопрос не в клетках снаружи, а в том, что внутри квартира составляет 4 м2, и совмещена с санузлом, разумеется. На фасадах же, наоборот ­– арки.
Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект бюро Wall. Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Рубен Аракелян
Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом с Архкаталогом – просторные стенды учебных заведений: Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ с объектом на тему городского шума, МАРШа и наравне с ними – интернатуры бюро Wowhaus.
Стенд ВШУ НИУ ВШЭ. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ВШУ НИУ ВШЭ. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На такой выставке, как Арх Москва, принято «искать архитектуру». Так вот, помимо двух упомянутых экспозиций, третья – выставка собственно программы Next – молодых архитекторов – на третьем этаже, собранная посредством проведенного Еленой Гонсалес (и Рубена Аракеляна) конкурса: приглашенные авторы представили проекты, выигравшие составили шорт-лист, представленный в зале №17, то есть тоже на обычном месте. Здесь участников 20, представлены они вольнее, каждый стенд инсталляция. Макет бюро А20М, к примеру, засунут в металлическую трубу. Futura привезли очень тяжелый, по словам архитектора Олега Манова, макет костистого козырька, похожего на терминал ВТЦ Сантьяго Калатравы (что-то архитекторы из Петербурга склоняются к перевозу основательных крупногабаритных экспонатов). GAFA architects показывают модульный-модульный дом, приложив кубики Лего как прототип.
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По итогам выставки Next жюри определит лучшее молодое бюро 2017. Надо заметить, что некоторые участники прежних Next-ов уже отлично чувствуют себя на первом этаже в Архкаталоге, так что движение из молодых в зрелые – ну, во всяком случае в рамках выставок Арх Москвы – присутствует.

Совершенно иной способ участия архитекторов в выставке: на втором этаже компания Lumi, производитель мебели, показывает скамейки, спроектированные знаменитостями начиная от Александра Бродского, Веры Бутко и Антона Наточия, Тотана Кузембаева. Скамейка Бродского – обычная городская, но со столиком для распития. За лавки можно голосовать на выставке, выбранную запустят в производство.
Лавка Александра Бродского. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка ATRIUM. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка Тотана Кузембаева. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка Владимира Кузьмина и Николая Калошина. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другой постоянный участник Арх Москвы на постоянном месте постоянно прекрасен: куратор Екатерина Шалина показывает архитектурную графику – место эскапизма архитектора от будничных забот и этического выбора. На сей раз атмосферу зала №15 формирует бледно-фиолетовая стена.
Архиграфика. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект «Приметы городов» показывает новый материал в устойчивом прежнем дизайне со скетчами на фонарях.
Экспозиция «Приметы городов». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Приметы городов». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кольцо залов на третьем этаже, как всегда отведенное под выставки образовательного плана о европейской архитектуре, на сей раз посвящено в основном Скандинавии, причем три выставки из четырех: лауреатов премии Шведской деревянной архитектуры, top-10 Норвегии и лучшие здания по мнению Архдейли курирует Анна Мартовицкая и журнал speech:. Выставку 10 молодых бюро Финляндии организовало посольство. Из круга немного выбивается «Великолепная изба» (Izba magnifique), где сравнивают Асташевский терем с Парижским, и показывают проекты их реставрации.
Soumi seven, выставка финского музея архитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Soumi seven, выставка финского музея архитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Norway: top-10. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Woodland and Swedish Wood Prize. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Woodland and Swedish Wood Prize. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
l′izba magnifique. R 300-летию русско-французских дипломатических отношений. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
l′izba magnifique. R 300-летию русско-французских дипломатических отношений. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но главное в другом. Сотрудничать с Москомархитектуры Арх Москва начала еще в последние годы руководства Александра Кузьмина. Тогда, надо признать, стенды комитета несколько выбивались из общего строя выставки; теперь в дизайнерском отношении они убедительны.
Стенд Москомархитектуры. Тележурналисты ждут прихода Марата Хуснуллина. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Уже лет семь стенд Москомархитектуры – один из самых крупных и «основательных». За ним, опять же традиционно – тянется цепочка стендов крупных девелоперов с их проектами. Они тоже формируют ядро Арх Москвы.
Стенд компании ADG. Макеты 39 кинотеатров подвешены на леске. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году экспозиция МКА посвящена новым градостроительным нормативам – Точнее РГНП – региональным нормативам градостроительного проектирования, разрабатываемым ведомством для Москвы.

Экспозиция лаконична, красива и ничего толком пока не показывает, хотя видно, что старые нормы ориентированы на микрорайонную застройку, а новые на квартальную, а также – на многофункциональность, разнообразие архитектуры, достаточность инфраструктуры, в том числе магазинов, ресторанов, кафе. «Время безликих «машин для жилья», механически расставленных посреди неблагоустроенных пустырей, обитатели которых обречены проводить свой досуг в одном и том же мегамолле, по всей видимости, подходит к концу», – говорится на стенде МКА.
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Там же обозначено, что средняя этажность по существующим нормативам – 5-17, по новым 8-18. Что «бесхозное» озеленение предполагается окультурить, превратить в зелень либо приватных дворов, либо общественных пространств. Что процент жилой застройки и территории проездов и парковок не изменяется, но немного уменьшаются территории школ и детских садов: с 19% до 17%.

Пояснения дал Сергей Кузнецов на конференции, прошедшей вчера вечером в главной аудитории ЦДХ. Аудитория была полна, в основном архитекторами, но также и сторонниками/противниками программы реновации. Вот, очень коротко, о чем шла речь. Работа над новыми РГНП для Москвы идет уже больше года с начала 2016. Завершить планируется к концу текущего года – и следовательно принять новые нормы, которые в числе прочего будут использованы и при реновации (по-видимому, это означает, реновация не «отменит» нормативы, а будет использовать новые, хотя здесь, вероятно, много нюансов). В новых, пока еще только разрабатываемых нормативах, помимо понятия микрорайона, который в старых нормах иногда подменятется «кварталом», три понятия: наименьшая единица – urban block, это, фактически дом с двором, свободным от машин. Единица крупнее – квартал, это группа урбан блоков с внутриквартальными проездами, обеспечивающими 20% проницаемости, а также детским садом. Микрорайон, по словам Дины Дридзе – расчетная единица, то есть он рассчитывается исходя из количества жителей и радиуса доступности. По словам разработчиков РГНП, они с уважением относятся к старым нормам и стремятся сохранить все позитивное, что в них было, добавив проницаемость и избавившись от «рыхлости» общественных пространств.
Круглый стол «Принципы реновации...». Проблемы и пути их решения из доклада Сергея Кузнецова. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Одним из самых интересных было выступление декана ВШУ НИУ ВШЭ Алексея Новикова. По его словам, НИУ готовит доклад по международному опыту проектов реновации. На общем фоне Москва – один из самых плотных и в то же время «рыхлых» городов, и такое сочетание для города очень неудачно, так что «город обречен на реновацию еще лет на сто». Однако, по убеждению Новикова, законопроект о реновации, который сейчас рассматривает Госдума, необходимо отозвать и пересмотреть, и достаточно радикально. Во-первых, там должны появиться критерии необходимости реновации. Во-вторых, требуется добавить вариативность принципов компенсации, чтобы собственник мог выбирать, как минимум, между компенсацией площадями или деньгами. Экономику территории нужно считать не от стоимости квадратных метров на территории, как это делается сейчас, а от дохода с территории в целом, в том числе «третьей функции»: кафе, магазинов. Реновацией не должна заниматься одна строительная компания, регулировать можно только «настройку» деятельности разных строительных компаний. Кроме того, по словам Алексея Новикова, неструктурированных территорий, нуждающихся в реновации, в Москве намного больше, чем рассматривается сейчас, и не следует ограничиваться пятиэтажками. Но программу реновации декан ВШУ НИУ ВШЭ рекомендовал не ускорять, что происходит сейчас, а наоборот замедлять. А также не слишком увеличивать этажность и обратить внимание на концепцию «адаптивного города», крайне популярную сейчас в мире.
Неструктурированные территории из доклада Алексея Новикова. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но самым важным, надо думать, стало то, что Сергей Кузнецов – для чего и была созвана конференция – объявил о старте конкурса на реновацию. Теперь, до 24 июня на сайте архсовета можно подать заявку. Рассматривать будут портфолио, однако учтя высказанные позавчера пожелания Союза архитекторов, вероятно, будет рассмотрена возможность «творческого предложения» – впрочем как будет устроена эта часть конкурса, пока неясно.
Круглый стол «Принципы реновации...». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На встрече присутствовали активисты, причем с обеих сторон: одни потребовали включить 32 микрорайон Измайлово в программу реновации, другие выступили резко против реновации вообще, но прямо скажем – тема острая, и получилось чересчур эмоционально, мгновенно родился мем «живите сами в своих урбан блоках», который уже путешествует по сети в самом нелицеприятном виде. Хотя казалось бы, чем провинился убран блок – это всего лишь мельчайшая единица деления городской застройки, которая, по идее, должна стать основой для более внимательной и детальной работы с городским пространством. Намного более болезненный вопрос собственности затронула Елена Гонсалес – Сергей Кузнецов парировал, что данная встреча посвящена объявлению конкурса и сосредоточена на вопросах архитектурных.

Словом, горящая сейчас для Москвы тема реновации неизбежно, надо думать, станет главной на нынешней Арх Москве. Во всяком случае, конкурс объявлен. 

25 Мая 2017

Похожие статьи
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент...
На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.
Пресса: Иностранные архитекторы — о программе реновации
Зарубежные архитекторы и эксперты, принявшие участие в круглом столе «Принципы реновации. Создание комфортной жилой среды», который прошел в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 24 мая, поделились мнением о программе реновации жилищного фонда Москвы.
Пресса: Дина Дридзе — о проекте новых градостроительных нормативов...
В этом году Москомархитектура выступила на АРХ Москве NEXT! с темой Региональных нормативов градостроительного проектирования жилых территорий. Как РНГП позволят регулировать проницаемость и доступность, а также высотность застройки, порталу Архсовета рассказала креативный директор и главный архитектор разработчиков РНГП — проектного бюро «БРТ РУС» — Дина Дридзе.
Пресса: На Завтраке архитектора обсудили перспективы реновации...
На традиционном Завтраке архитектора в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 26 мая состоялась дискуссия о перспективах программы реновации в Москве, с учетом показателей плотности и высотности застройки.
Пресса: Московские архитекторы занялись проектированием...
Масштабный проект-исследование «Идеальный город», придуманный архитектурным бюро Kleinewelt Architekten, стартовал 25 мая в рамках выставки архитектуры и дизайна Арх Москва. Работа над созданием виртуального города займет полгода — на конец декабря запланированы презентация, выставка и публикация результатов законченного проекта.
Архи-события: 22–28 мая
Дискуссии и мастер-классы Арх Москвы, выставка в честь 200-летия Манежа, архитектурный форум «Пальмира, которой нет…».
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
Сейчас на главной
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».