Главным сюжетом первого дня работы выставки стало объявление конкурса на реновацию. Самое интересное выступление вчерашнего дня о реновации – Алексея Новикова. А главной экспозицией хочется назвать отчет «архитектора года» Никиты Явейна.
Надо признать, что за прошедшие 22 года, прошедшие с первой Арх Москвы, выставка основательно устоялась: ее составные части и логика достаточно ясны. Пожалуй, растет число мероприятий и площадок для их проведения, выставка же сохраняет свои основные «ядра». Впрочем, в подземном зале ДНК появился раздел, посвященный предметному дизайну.
По традиции одна из самых заметных экспозиций – стенд архитектора года, расположенный на перекрестье всех путей ЦДХ при входе на второй этаж. Эти стены много лет как крупны и эффектны, но первый архитектор года из Петербурга Никита Явейн, превзошел их все, поскольку привез в Москву множество макетов, составивших полноценный творческий отчет «Студии 44» за 25 лет работы, плюс даже более ранние проекты, к примеру «дом для семей трех поколений» предложенный Явейном для ташкентского конкурса в 1978 (!) году. Получается почти сорок лет (39). Собственно экспозиция напоминает выставку в Датском павильоне на венецианской биеннале 2016 года: фрагмент строительных лесов с лестницей, позволяющей войти на второй ярус – отличный пространственный аттракцион, погружающий зрителя в разглядывание и фотографирование макетов, многие из которых пришлось отреставрировать перед отправкой в Москву.
Что может быть увлекательнее на архитектурной выставке, чем макеты – эти объемные «кукольные домики» профессионалов, самые наглядные, помимо собственно зданий, следы работы архитектора. Но Никита Явейн привез еще каталог проектов за последние 4 года, а также – кто бы мог подумать – собственный рабочий стол внушительных размеров.
Далее все разворачивается, как уже было сказано, по хорошо отработанный схеме (как «анекдот №71» из известного анекдота). На первом этаже – ярко-красный Архкаталог, где избранные-приглашенные архитекторы показывают свои работы на тему «будущее города». Из 25 приглашенных выставились 18, заняв 20 планшетов (не явились Борис Бернаскони, Сергей Скуратов, Николай Лызлов…). Зато каждое бюро представлено не только небольших размеров стендом, но и слайд-шоу.
Многие выставили по реальному проекту, что собственно и предполагает формат каталога, другие – как бюро «Рождественка» и Wall – показали грустные размышления о нашем будущем в мини-квартирах муравейников-человейников, вполне себе антиутопии. Уже строят квартиры по 15 м2 – сказал мне на открытии Рубен Аракелян. Его антиутопия – клетчатая, подозрительно напоминает «Аэробус» Владимира Плоткина; антиутопия «Рождественки» основана на фантазии Александра Можаева, здесь вопрос не в клетках снаружи, а в том, что внутри квартира составляет 4 м2, и совмещена с санузлом, разумеется. На фасадах же, наоборот – арки.
Рядом с Архкаталогом – просторные стенды учебных заведений: Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ с объектом на тему городского шума, МАРШа и наравне с ними – интернатуры бюро Wowhaus.
На такой выставке, как Арх Москва, принято «искать архитектуру». Так вот, помимо двух упомянутых экспозиций, третья – выставка собственно программы Next – молодых архитекторов – на третьем этаже, собранная посредством проведенного Еленой Гонсалес (и Рубена Аракеляна) конкурса: приглашенные авторы представили проекты, выигравшие составили шорт-лист, представленный в зале №17, то есть тоже на обычном месте. Здесь участников 20, представлены они вольнее, каждый стенд инсталляция. Макет бюро А20М, к примеру, засунут в металлическую трубу. Futura привезли очень тяжелый, по словам архитектора Олега Манова, макет костистого козырька, похожего на терминал ВТЦ Сантьяго Калатравы (что-то архитекторы из Петербурга склоняются к перевозу основательных крупногабаритных экспонатов). GAFA architects показывают модульный-модульный дом, приложив кубики Лего как прототип.
По итогам выставки Next жюри определит лучшее молодое бюро 2017. Надо заметить, что некоторые участники прежних Next-ов уже отлично чувствуют себя на первом этаже в Архкаталоге, так что движение из молодых в зрелые – ну, во всяком случае в рамках выставок Арх Москвы – присутствует.
Совершенно иной способ участия архитекторов в выставке: на втором этаже компания Lumi, производитель мебели, показывает скамейки, спроектированные знаменитостями начиная от Александра Бродского, Веры Бутко и Антона Наточия, Тотана Кузембаева. Скамейка Бродского – обычная городская, но со столиком для распития. За лавки можно голосовать на выставке, выбранную запустят в производство.
Другой постоянный участник Арх Москвы на постоянном месте постоянно прекрасен: куратор Екатерина Шалина показывает архитектурную графику – место эскапизма архитектора от будничных забот и этического выбора. На сей раз атмосферу зала №15 формирует бледно-фиолетовая стена.
Кольцо залов на третьем этаже, как всегда отведенное под выставки образовательного плана о европейской архитектуре, на сей раз посвящено в основном Скандинавии, причем три выставки из четырех: лауреатов премии Шведской деревянной архитектуры, top-10 Норвегии и лучшие здания по мнению Архдейли курирует Анна Мартовицкая и журнал speech:. Выставку 10 молодых бюро Финляндии организовало посольство. Из круга немного выбивается «Великолепная изба» (Izba magnifique), где сравнивают Асташевский терем с Парижским, и показывают проекты их реставрации.
Но главное в другом. Сотрудничать с Москомархитектуры Арх Москва начала еще в последние годы руководства Александра Кузьмина. Тогда, надо признать, стенды комитета несколько выбивались из общего строя выставки; теперь в дизайнерском отношении они убедительны.
Уже лет семь стенд Москомархитектуры – один из самых крупных и «основательных». За ним, опять же традиционно – тянется цепочка стендов крупных девелоперов с их проектами. Они тоже формируют ядро Арх Москвы.
В этом году экспозиция МКА посвящена новым градостроительным нормативам – Точнее РГНП – региональным нормативам градостроительного проектирования, разрабатываемым ведомством для Москвы.
Экспозиция лаконична, красива и ничего толком пока не показывает, хотя видно, что старые нормы ориентированы на микрорайонную застройку, а новые на квартальную, а также – на многофункциональность, разнообразие архитектуры, достаточность инфраструктуры, в том числе магазинов, ресторанов, кафе. «Время безликих «машин для жилья», механически расставленных посреди неблагоустроенных пустырей, обитатели которых обречены проводить свой досуг в одном и том же мегамолле, по всей видимости, подходит к концу», – говорится на стенде МКА.
Там же обозначено, что средняя этажность по существующим нормативам – 5-17, по новым 8-18. Что «бесхозное» озеленение предполагается окультурить, превратить в зелень либо приватных дворов, либо общественных пространств. Что процент жилой застройки и территории проездов и парковок не изменяется, но немного уменьшаются территории школ и детских садов: с 19% до 17%.
Пояснения дал Сергей Кузнецов на конференции, прошедшей вчера вечером в главной аудитории ЦДХ. Аудитория была полна, в основном архитекторами, но также и сторонниками/противниками программы реновации. Вот, очень коротко, о чем шла речь. Работа над новыми РГНП для Москвы идет уже больше года с начала 2016. Завершить планируется к концу текущего года – и следовательно принять новые нормы, которые в числе прочего будут использованы и при реновации (по-видимому, это означает, реновация не «отменит» нормативы, а будет использовать новые, хотя здесь, вероятно, много нюансов). В новых, пока еще только разрабатываемых нормативах, помимо понятия микрорайона, который в старых нормах иногда подменятется «кварталом», три понятия: наименьшая единица – urban block, это, фактически дом с двором, свободным от машин. Единица крупнее – квартал, это группа урбан блоков с внутриквартальными проездами, обеспечивающими 20% проницаемости, а также детским садом. Микрорайон, по словам Дины Дридзе – расчетная единица, то есть он рассчитывается исходя из количества жителей и радиуса доступности. По словам разработчиков РГНП, они с уважением относятся к старым нормам и стремятся сохранить все позитивное, что в них было, добавив проницаемость и избавившись от «рыхлости» общественных пространств.
Одним из самых интересных было выступление декана ВШУ НИУ ВШЭ Алексея Новикова. По его словам, НИУ готовит доклад по международному опыту проектов реновации. На общем фоне Москва – один из самых плотных и в то же время «рыхлых» городов, и такое сочетание для города очень неудачно, так что «город обречен на реновацию еще лет на сто». Однако, по убеждению Новикова, законопроект о реновации, который сейчас рассматривает Госдума, необходимо отозвать и пересмотреть, и достаточно радикально. Во-первых, там должны появиться критерии необходимости реновации. Во-вторых, требуется добавить вариативность принципов компенсации, чтобы собственник мог выбирать, как минимум, между компенсацией площадями или деньгами. Экономику территории нужно считать не от стоимости квадратных метров на территории, как это делается сейчас, а от дохода с территории в целом, в том числе «третьей функции»: кафе, магазинов. Реновацией не должна заниматься одна строительная компания, регулировать можно только «настройку» деятельности разных строительных компаний. Кроме того, по словам Алексея Новикова, неструктурированных территорий, нуждающихся в реновации, в Москве намного больше, чем рассматривается сейчас, и не следует ограничиваться пятиэтажками. Но программу реновации декан ВШУ НИУ ВШЭ рекомендовал не ускорять, что происходит сейчас, а наоборот замедлять. А также не слишком увеличивать этажность и обратить внимание на концепцию «адаптивного города», крайне популярную сейчас в мире.
Но самым важным, надо думать, стало то, что Сергей Кузнецов – для чего и была созвана конференция – объявил о старте конкурса на реновацию. Теперь, до 24 июня на сайте архсовета можно подать заявку. Рассматривать будут портфолио, однако учтя высказанные позавчера пожелания Союза архитекторов, вероятно, будет рассмотрена возможность «творческого предложения» – впрочем как будет устроена эта часть конкурса, пока неясно.
На встрече присутствовали активисты, причем с обеих сторон: одни потребовали включить 32 микрорайон Измайлово в программу реновации, другие выступили резко против реновации вообще, но прямо скажем – тема острая, и получилось чересчур эмоционально, мгновенно родился мем «живите сами в своих урбан блоках», который уже путешествует по сети в самом нелицеприятном виде. Хотя казалось бы, чем провинился убран блок – это всего лишь мельчайшая единица деления городской застройки, которая, по идее, должна стать основой для более внимательной и детальной работы с городским пространством. Намного более болезненный вопрос собственности затронула Елена Гонсалес – Сергей Кузнецов парировал, что данная встреча посвящена объявлению конкурса и сосредоточена на вопросах архитектурных.
Словом, горящая сейчас для Москвы тема реновации неизбежно, надо думать, станет главной на нынешней Арх Москве. Во всяком случае, конкурс объявлен.