15.09.2016
беседовала: Юлия Тарабарина

Оскар Мамлеев: «Студент должен сам выбирать траектории обучения»

Интервью куратора о проекте «Метафора. Новые смыслы», который будет показан на «Зодчестве».

информация:

Оскар Мамлеев
Оскар Мамлеев

Архи.ру:
– Одна из основных частей вашего проекта – выставка лауреатов премии ARCHIPRIX. Какие архитектурные школы участвуют в экспозиции?

Оскар Мамлеев:
– В контексте заявленной кураторами темы фестиваля мы хотели показать новые, нестандартные взгляды на формирование среды. Помимо работ из Великобритании, Новой Зеландии, Испании, Голландии, Китая представлены дипломы МАРХИ мастерских Юрия Григоряна и кафедры Дизайна среды.

– Какие мастер-классы планируются?

– На нашей площадке мы планируем проведение серии лекций, семинаров и мастер-классов с участием архитекторов из бюро «Космос», «Четвертое измерение», «Проект Меганом», школы «Эволюция», выпускников школы МАРШ.

– В вашем манифесте Вы сначала говорите об освобождении от стереотипов, а потом о поиске идеалов. Разве найденные идеалы не становятся потом новыми стереотипами?

– Слово «стереотип» означает сложившееся мнение, устоявшееся отношение к происходящим событиям. Жизнь показывает, что любая остановка и любование достигнутым приводит к переходу в арьергард. Задача концептуальных проектов в освоении не только новых форм решения, но и в новых видах восприятия. Городская среда с ресурсом для разностороннего развития и полноценного проживания – есть главная ценность.
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архипри
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архипри
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архипри
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архипри
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архипри
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архиприоткрыть большое изображение

– Там же в манифесте есть слова про то, что педагог должен «заставлять студента думать». Сложно с этим не согласиться, пожалуй только это и нужно самостоятельной личности. Но как Вы это делаете? Что нужно, помимо неопределимого словами учительского таланта, чтобы «научить учиться», развить, а не убить интерес? Какой подход к архитектурному образованию Вы считаете оптимальным и что в нем главное? Как раскрепостить студента творчески? В чем заключается мастерство педагога?

О. На самый длинный вопрос я дам самый короткий ответ, процитировав себя в интервью голландскому журналу HUNCH (издание Института Берлаге): «любовь и профессионализм».

– В чем, на ваш взгляд, заключаются ошибки современного архитектурного образования? Ну и главное: где лучше учиться на архитектора, в России, или за рубежом?

– В выборе образовательной модели отечественные архитектурные школы с трудом идут на новые методики. Экстремальный консерватизм становится наиболее характерной особенностью обучения, ориентированного на воспроизводство исторических стилей без попыток обновить набор объемно-пространственных и технологических решений.

Второе – недостаток квалифицированных педагогических кадров, регулярно и системно обновляющих свой информационный запас. Необходимо привлекать практиков, тяготеющих к преподаванию, участвовать в обсуждении проектов мастеров современной архитектуры.
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение

Третье – сложившийся стереотип архитектурного образования фактически девальвировал роль студента, превратив его лишь в «обучаемый объект». Привыкнуть к тому, что студенту принадлежит ведущая роль в образовательном процессе архитектурного вуза довольно трудно с позиций десятилетиями укоренившегося представления о нём как о просто слушателе.

Как и в любом процессе, необходима конкуренция. В стране появляются новые образовательные институции. У МАРХИ есть безусловный потенциал в укреплении позиций не только на отечественном, но и на международном уровне.

Преимущества зарубежных вузов в разнообразии ярко выраженных и чётко сформулированных методик. Студент, реально мотивированный на получение знаний, должен сам выбирать свои «траектории» обучения, близкие по духу учебные заведения с позиции определения своего места в профессии.
беседовала: Юлия Тарабарина

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Петр Фонфара
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Иванов
  • Наталия Шилова
  • Игорь Шварцман
  • Евгений Герасимов
  • Олег Карлсон
  • Шимон Матковски
  • Георгий Трофимов
  • Владимир Плоткин
  • Станислав Белых
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлий Борисов
  • Павел Андреев
  • Николай Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Сергей Чобан
  • Зураб Басария
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Магда Кмита
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Антон Надточий
  • Никита Явейн
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Никита Бирюков
  • Магда Чихонь
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи