15.09.2016
беседовала: Юлия Тарабарина

Оскар Мамлеев: «Студент должен сам выбирать траектории обучения»

Интервью куратора о проекте «Метафора. Новые смыслы», который будет показан на «Зодчестве».

информация:

Оскар Мамлеев
Оскар Мамлеев

Архи.ру:
– Одна из основных частей вашего проекта – выставка лауреатов премии ARCHIPRIX. Какие архитектурные школы участвуют в экспозиции?

Оскар Мамлеев:
– В контексте заявленной кураторами темы фестиваля мы хотели показать новые, нестандартные взгляды на формирование среды. Помимо работ из Великобритании, Новой Зеландии, Испании, Голландии, Китая представлены дипломы МАРХИ мастерских Юрия Григоряна и кафедры Дизайна среды.

– Какие мастер-классы планируются?

– На нашей площадке мы планируем проведение серии лекций, семинаров и мастер-классов с участием архитекторов из бюро «Космос», «Четвертое измерение», «Проект Меганом», школы «Эволюция», выпускников школы МАРШ.

– В вашем манифесте Вы сначала говорите об освобождении от стереотипов, а потом о поиске идеалов. Разве найденные идеалы не становятся потом новыми стереотипами?

– Слово «стереотип» означает сложившееся мнение, устоявшееся отношение к происходящим событиям. Жизнь показывает, что любая остановка и любование достигнутым приводит к переходу в арьергард. Задача концептуальных проектов в освоении не только новых форм решения, но и в новых видах восприятия. Городская среда с ресурсом для разностороннего развития и полноценного проживания – есть главная ценность.
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архипри
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архипри
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архипри
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архипри
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архипри
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архиприоткрыть большое изображение

– Там же в манифесте есть слова про то, что педагог должен «заставлять студента думать». Сложно с этим не согласиться, пожалуй только это и нужно самостоятельной личности. Но как Вы это делаете? Что нужно, помимо неопределимого словами учительского таланта, чтобы «научить учиться», развить, а не убить интерес? Какой подход к архитектурному образованию Вы считаете оптимальным и что в нем главное? Как раскрепостить студента творчески? В чем заключается мастерство педагога?

О. На самый длинный вопрос я дам самый короткий ответ, процитировав себя в интервью голландскому журналу HUNCH (издание Института Берлаге): «любовь и профессионализм».

– В чем, на ваш взгляд, заключаются ошибки современного архитектурного образования? Ну и главное: где лучше учиться на архитектора, в России, или за рубежом?

– В выборе образовательной модели отечественные архитектурные школы с трудом идут на новые методики. Экстремальный консерватизм становится наиболее характерной особенностью обучения, ориентированного на воспроизводство исторических стилей без попыток обновить набор объемно-пространственных и технологических решений.

Второе – недостаток квалифицированных педагогических кадров, регулярно и системно обновляющих свой информационный запас. Необходимо привлекать практиков, тяготеющих к преподаванию, участвовать в обсуждении проектов мастеров современной архитектуры.
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение

Третье – сложившийся стереотип архитектурного образования фактически девальвировал роль студента, превратив его лишь в «обучаемый объект». Привыкнуть к тому, что студенту принадлежит ведущая роль в образовательном процессе архитектурного вуза довольно трудно с позиций десятилетиями укоренившегося представления о нём как о просто слушателе.

Как и в любом процессе, необходима конкуренция. В стране появляются новые образовательные институции. У МАРХИ есть безусловный потенциал в укреплении позиций не только на отечественном, но и на международном уровне.

Преимущества зарубежных вузов в разнообразии ярко выраженных и чётко сформулированных методик. Студент, реально мотивированный на получение знаний, должен сам выбирать свои «траектории» обучения, близкие по духу учебные заведения с позиции определения своего места в профессии.
беседовала: Юлия Тарабарина

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Евгений Герасимов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Карен Сапричян
  • Владимир Биндеман
  • Антон Ладыгин
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Сергей  Орешкин
  • Левон Айрапетов
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Вера Бутко
  • Полина Воеводина
  • Всеволод Медведев
  • Александр Скокан
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Станислав Белых
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Магда Чихонь
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Бирюков
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Антон Барклянский
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Токарев
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Грень
  • Антон Бондаренко
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Магда Кмита
  • Сергей Чобан
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Георгий Трофимов
  • Никита Явейн
  • Шимон Матковски
  • Алексей Курков
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Петр Фонфара
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Переслегин
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Станция «Хорошевская»
  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи