Многообразие утилитарности

Международный павильон Московской биеннале архитектуры оставил самые важные вопросы без ответа.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
0 Зарубежная часть экспозиции биеннале призвана была показать отечественным архитекторам, девелоперам и чиновникам, как надо решать проблему массового жилья: не допуская падения качества – как строительного, так и архитектурного – и выдавая необходимое людям количество квадратных метров в год. Вариантов конкретных решений предлагалось достаточно: экспозиции 14 архитектурных бюро из разных стран мира были дополнены отдельным стендом Мадрида и слайд-шоу, посвященным самым интересным в отношении жилищного строительства новым и обновленным городам Европы. Если опустить последнюю часть выставки, которая, в силу технических особенностей, была сложно читаемой, два первых её раздела показывали две стороны массовой – а в идеальном случае и социальной, доступной – жилой архитектуры.
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ


В случае Мадрида, который, наравне с Барселоной, считается одним из самых передовых в этой сфере мегаполисов в мире (особенно в отношении реконструкции и нового строительства спальных районов) на выставке были продемонстрированы «звёздные» экзерсисы на тему доступного жилья: обошедший, кажется, все архитектурные журналы комплекс «Мирадор» мастерской MVRDV и застройка районов Карабанчель и Усера, где работали, наряду с испанскими архитекторами, FOA, Виль Аретс и Том Мейн. Эти постройки ярки по своему образному строю, в эти проекты включены остроумные решения и привлекательные «жесты», но главное их отличие от второй части программы Международного павильона заключается в статусе их авторов. То есть, видимо, эта подборка проектов должна переломить сложившийся стереотип, относящий проектирование массового жилья к занятиям неинтересным, зачастую чисто техническим, и недостойным «успешных» архитекторов.
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ


Выставка работ четырнадцати приглашенных специально зарубежных участников (экспозиция проектов 15-го, Эдуара Франсуа, к открытию биеннале в ЦДХ не успела) развивает «мадридскую» тему. Здесь представлены те архитекторы, которые внесли ощутимый личный вклад (иногда – скорее теоретический, чем практический) в область проектирования массового жилья.
zooming
Том Мейн («Морфозис»). Жилой комплекс Carabanchel 11 в Мадриде


Большинство из них – действительно, превосходные мастера, проекты которых порой поражают: ведь сделать очень интересные с точки зрения архитектурного решения, функциональные и привлекательные постройки с тем мизерным бюджетом, который, как правило, обеспечивает в таких случаях государство – просто подвиг. В таких случаях приходится экономить на всём (в том числе, и на выразительности облика здания) – и в любой стране мира в результате часто получается нечто похожее на советские спальные районы: если не «хрущевки», то типовые постройки рубежа 1970-х – 1980-х годов. Но выставка в портике ЦДХ доказывает, что при по-настоящему творческом – и ответственном – подходе все эти «несчастные обстоятельства» можно преодолеть. Это вселяет оптимизм, как и любое доказательство неограниченности человеческих возможностей, но на этом вызываемые павильоном положительные эмоции заканчиваются.
zooming
BIG (PLOT). Жилой комплекс VM в Копенгагене


Дело в том, что сделать какой-либо полезной вывод из работ «экспонентов» для российской ситуации довольно сложно: они слишком разнообразны. Например, по стоимости: наряду с проектами действительно «социального» (пусть и по западноевропейским меркам) жилья там можно видеть работы архитекторов, явно рассчитанные на вполне состоятельных людей: близость к природе, как в комплексах «Helamaa and Pulkkinen», или романтическое увлечение прошлым, как у «Krier – Kohl», очень редко бывает доступным по цене. Британцы «Proctor & Matthews» демонстрируют очередной вариант типично англо-саксонской «suburbia», а Ив Льон, несомненно, заслуженный градостроитель и урбанист, при необыкновенном размахе своих проектов несколько утерял индивидуальность в деталях.
zooming
Ofis. Жилой комплекс в Изоле


Впрочем, проекты большинства представленных мастерских вызывают только уважение, но они предлагают сразу множество разных путей решения «квартирного вопроса» в российских городах; выбрать подходящий оказывается очень сложно, а куратор зрителям в этом помогать не собирается.
Очень хочется пойти по пути австрийцев «Baumschlager Eberle» или датчан BIG: их варианты социального жилья очень привлекательны и продуманы до мелочей. Но бюджет реализации этих проектов явно превышает среднемосковские показатели, не говоря уже о других городах.
zooming
Ofis. Жилой комплекс Tetris в Любляне


Представлен вниманию посетителей биеннале и явно более приемлемый по стоимости вариант словенцев Ofis: условия их работы ближе к российским хотя бы по историческим причинам. Но масштаб (и потребности) Словении и России сопоставить сложно, хотя проекты жилья от этой мастерской вполне можно отнести к интереснейшим примерам архитектуры начала XXI века без оглядки на типологию и географию.
zooming
Штефан Форстер. Реконструкция жилого дома в Ляйнфельде


Также в сходной с исторической точки зрения с отечественной обстановке работает Штефан Форстер, представивший на биеннале свои проекты реконструкции обветшавшего жилого фонда немецкого города Ляйнфельд, находившегося ранее на территории ГДР. Из до боли знакомых типовых пятиэтажек он сделал яркие жилые комплексы с обновленными фасадами, дворами и – главное – планировкой квартир. Здесь было использовано то обстоятельство, что Ляйнфельд, бывший важный промышленный центр Восточной Германии, является «убывающим» городом, поэтому там немало пустующих квартир и даже домов, что дало Форстеру пространство для манёвра. Пожалуй, это было бы идеальным решением для очень многих городов России, если бы не вечная финансовая проблема: то, что может позволить себе ФРГ, не всегда возможно для РФ.
zooming
Тот же жилой дом до реконструкции


Именно в отношении материальных средств любопытным кажется пример Чили: «центр действия» Elemental во главе с его директором, замечательным молодым архитектором-неомодернистом Алехандро Аравеной, активно решает проблему нехватки жилья и переселения жителей трущоб. Разработанная ими схема модульных двухэтажных домов очень остроумна и прошла проверку временем. Одновременно с московской биеннале её демонстрируют сейчас на Триеннале в Милане, среди подборки проектов временных жилищ для пострадавших от стихийных бедствий регионов. Но именно в этом и заключается сложность: этот проект – не более чем укрепленный вариант «бытовки» или летнего домика, что плохо подходит для стран с континентальным и резко-континентальным климатом.
zooming
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике


Подводя итог этой, безусловно, поучительной экспозиции в составе Московской биеннале архитектуры, можно только заметить, что, как обычно, нам придётся идти своим путём: «призвание варягов» в данном случае проблему явно не решит. Но, может быть, это и не плохо: талантливых архитекторов у нас хватает, и, если кто-нибудь из них захочет посоревноваться в проектировании социального жилья с зарубежными коллегами, это будет выигрышной ситуацией для всех.
zooming
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике

29 Мая 2008

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Похожие статьи
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Пресса: Генплан с человеческим лицом
В Москве открылась архитектурная биеналле - творцы из 18 стран представили свои проекты. Девиз праздника - "Как жить?" То есть показать, каким он должен быть - город для жизни. Здесь и обязательные макеты высоток, и элитного жилья, и менее броские, но более актуальные проекты развития городских районов. Москва вот-вот получит новый генплан - до 2025 город будут развивать по единым правилам
Технологии и материалы
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Сейчас на главной
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.