Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.05.2008

Многообразие утилитарности

Нина Фролова
Объект:
Комплекс социального жилья «Квартиры на берегу»
Адрес:
Словения, None, Изола.
Мастерская:
Baumschlager Eberle Architekten
BIG
FOA - Foreign Office Architects
MVRDV
Ofis
Rob Krier · Christoph Kohl · Architects

Международный павильон Московской биеннале архитектуры оставил самые важные вопросы без ответа.

Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ
Зарубежная часть экспозиции биеннале призвана была показать отечественным архитекторам, девелоперам и чиновникам, как надо решать проблему массового жилья: не допуская падения качества – как строительного, так и архитектурного – и выдавая необходимое людям количество квадратных метров в год. Вариантов конкретных решений предлагалось достаточно: экспозиции 14 архитектурных бюро из разных стран мира были дополнены отдельным стендом Мадрида и слайд-шоу, посвященным самым интересным в отношении жилищного строительства новым и обновленным городам Европы. Если опустить последнюю часть выставки, которая, в силу технических особенностей, была сложно читаемой, два первых её раздела показывали две стороны массовой – а в идеальном случае и социальной, доступной – жилой архитектуры.
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ


В случае Мадрида, который, наравне с Барселоной, считается одним из самых передовых в этой сфере мегаполисов в мире (особенно в отношении реконструкции и нового строительства спальных районов) на выставке были продемонстрированы «звёздные» экзерсисы на тему доступного жилья: обошедший, кажется, все архитектурные журналы комплекс «Мирадор» мастерской MVRDV и застройка районов Карабанчель и Усера, где работали, наряду с испанскими архитекторами, FOA, Виль Аретс и Том Мейн. Эти постройки ярки по своему образному строю, в эти проекты включены остроумные решения и привлекательные «жесты», но главное их отличие от второй части программы Международного павильона заключается в статусе их авторов. То есть, видимо, эта подборка проектов должна переломить сложившийся стереотип, относящий проектирование массового жилья к занятиям неинтересным, зачастую чисто техническим, и недостойным «успешных» архитекторов.
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ
Вид экспозиции Международного павильона Московской биеннале архитектуры в портике ЦДХ


Выставка работ четырнадцати приглашенных специально зарубежных участников (экспозиция проектов 15-го, Эдуара Франсуа, к открытию биеннале в ЦДХ не успела) развивает «мадридскую» тему. Здесь представлены те архитекторы, которые внесли ощутимый личный вклад (иногда – скорее теоретический, чем практический) в область проектирования массового жилья.
Том Мейн («Морфозис»). Жилой комплекс Carabanchel 11 в Мадриде
Том Мейн («Морфозис»). Жилой комплекс Carabanchel 11 в Мадриде


Большинство из них – действительно, превосходные мастера, проекты которых порой поражают: ведь сделать очень интересные с точки зрения архитектурного решения, функциональные и привлекательные постройки с тем мизерным бюджетом, который, как правило, обеспечивает в таких случаях государство – просто подвиг. В таких случаях приходится экономить на всём (в том числе, и на выразительности облика здания) – и в любой стране мира в результате часто получается нечто похожее на советские спальные районы: если не «хрущевки», то типовые постройки рубежа 1970-х – 1980-х годов. Но выставка в портике ЦДХ доказывает, что при по-настоящему творческом – и ответственном – подходе все эти «несчастные обстоятельства» можно преодолеть. Это вселяет оптимизм, как и любое доказательство неограниченности человеческих возможностей, но на этом вызываемые павильоном положительные эмоции заканчиваются.
BIG (PLOT). Жилой комплекс VM в Копенгагене
BIG (PLOT). Жилой комплекс VM в Копенгагене


Дело в том, что сделать какой-либо полезной вывод из работ «экспонентов» для российской ситуации довольно сложно: они слишком разнообразны. Например, по стоимости: наряду с проектами действительно «социального» (пусть и по западноевропейским меркам) жилья там можно видеть работы архитекторов, явно рассчитанные на вполне состоятельных людей: близость к природе, как в комплексах «Helamaa and Pulkkinen», или романтическое увлечение прошлым, как у «Krier – Kohl», очень редко бывает доступным по цене. Британцы «Proctor & Matthews» демонстрируют очередной вариант типично англо-саксонской «suburbia», а Ив Льон, несомненно, заслуженный градостроитель и урбанист, при необыкновенном размахе своих проектов несколько утерял индивидуальность в деталях.
Ofis. Жилой комплекс в Изоле
Ofis. Жилой комплекс в Изоле


Впрочем, проекты большинства представленных мастерских вызывают только уважение, но они предлагают сразу множество разных путей решения «квартирного вопроса» в российских городах; выбрать подходящий оказывается очень сложно, а куратор зрителям в этом помогать не собирается.
Очень хочется пойти по пути австрийцев «Baumschlager Eberle» или датчан BIG: их варианты социального жилья очень привлекательны и продуманы до мелочей. Но бюджет реализации этих проектов явно превышает среднемосковские показатели, не говоря уже о других городах.
Ofis. Жилой комплекс Tetris в Любляне
Ofis. Жилой комплекс Tetris в Любляне


Представлен вниманию посетителей биеннале и явно более приемлемый по стоимости вариант словенцев Ofis: условия их работы ближе к российским хотя бы по историческим причинам. Но масштаб (и потребности) Словении и России сопоставить сложно, хотя проекты жилья от этой мастерской вполне можно отнести к интереснейшим примерам архитектуры начала XXI века без оглядки на типологию и географию.
Штефан Форстер. Реконструкция жилого дома в Ляйнфельде
Штефан Форстер. Реконструкция жилого дома в Ляйнфельде


Также в сходной с исторической точки зрения с отечественной обстановке работает Штефан Форстер, представивший на биеннале свои проекты реконструкции обветшавшего жилого фонда немецкого города Ляйнфельд, находившегося ранее на территории ГДР. Из до боли знакомых типовых пятиэтажек он сделал яркие жилые комплексы с обновленными фасадами, дворами и – главное – планировкой квартир. Здесь было использовано то обстоятельство, что Ляйнфельд, бывший важный промышленный центр Восточной Германии, является «убывающим» городом, поэтому там немало пустующих квартир и даже домов, что дало Форстеру пространство для манёвра. Пожалуй, это было бы идеальным решением для очень многих городов России, если бы не вечная финансовая проблема: то, что может позволить себе ФРГ, не всегда возможно для РФ.
Тот же жилой дом до реконструкции
Тот же жилой дом до реконструкции


Именно в отношении материальных средств любопытным кажется пример Чили: «центр действия» Elemental во главе с его директором, замечательным молодым архитектором-неомодернистом Алехандро Аравеной, активно решает проблему нехватки жилья и переселения жителей трущоб. Разработанная ими схема модульных двухэтажных домов очень остроумна и прошла проверку временем. Одновременно с московской биеннале её демонстрируют сейчас на Триеннале в Милане, среди подборки проектов временных жилищ для пострадавших от стихийных бедствий регионов. Но именно в этом и заключается сложность: этот проект – не более чем укрепленный вариант «бытовки» или летнего домика, что плохо подходит для стран с континентальным и резко-континентальным климатом.
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике


Подводя итог этой, безусловно, поучительной экспозиции в составе Московской биеннале архитектуры, можно только заметить, что, как обычно, нам придётся идти своим путём: «призвание варягов» в данном случае проблему явно не решит. Но, может быть, это и не плохо: талантливых архитекторов у нас хватает, и, если кто-нибудь из них захочет посоревноваться в проектировании социального жилья с зарубежными коллегами, это будет выигрышной ситуацией для всех.
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике
Алехандро Аравена и Elemental. Жилые дома на месте трущоб Кинта-Монрой в Икике