Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.09.2013

Образовательный диалог

Маргарита Чубукова

Преподаватели "Стрелки", МАРШ и Высшей школы урбанистики обсудили актуальные проблемы градостроительного образования в России.

Круглый стол под названием «Стрелка, МАРШ, ВШУ: пересечения образовательных полей» прошел в рамках выставки магистерских работ выпускников Высшей Школы Урбанистики «Город:». Кураторы московских постдипломных программ в области архитектуры и управления городским пространством встретились, чтобы обсудить точки соприкосновения и перспективы развития градостроительного образования. Директор образовательной программы «Стрелки» Юрий Григорян, декан факультета ВШУ Александр Высоковский и профессор МАРШа Оскар Мамлеев ответили на  вопросы Алексея Муратова, главного редактора журнала «Проект Россия», выступившего в качестве модератора круглого стола.

Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян

Эта дискуссия стала не просто содержательной беседой талантливых профессионалов, но моментом рефлексии: прозвучали ответы на вопросы: «Чем мы все (а не каждый по отдельности) занимаемся?» и «Куда движемся?». Спикеры обсудили ценность выдаваемых дипломов и преимущества, которые дает образование, мотивацию студентов, социальный капитал в стенах альма-матер, политическую окраску образовательной деятельности и возможные перспективы изменений в архитектурно-градостроительной системе.

Рассказ о программах развернулся словно по спирали: несколько кругов, – и все три учебных заведения оказались у слушателей как на ладони. У «Стрелки» было три выпуска, у ВШУ – один, а первые магистранты МАРШа получат свои дипломы еще только в будущем году. Представители программ с государственным и международным дипломом, а также собственным сертификатом расставляют акценты по-разному. Александр Высоковский вводит «градостроителя» в перечень специальностей, Юрий Григорян говорит о возможности неинституционального проникновения в профессию, а Оскар Мамлеев раскрывает смысл новой планки, которая задается современными мировыми образовательными стандартами (в частности –  стандартом London Metropolitan University).

С одной стороны, все три школы относятся к единой области, а с другой – между ними проведены ясные границы, потому соперничества нет. Для бакалавров-архитекторов, желающих усовершенствовать свое мастерство, открыты двери платной Московской Архитектурной Школы. Те, кто мыслят себя планировщиком и/или классическим исследователем в междисциплинарной среде, приглашаются в Высшую Школу Урбанистики, где можно учиться как на бюджетных, так и платных местах. Институт «Стрелка», как отметил Юрий Григорян, «охотится за более зрелыми студентами»: за теми, кто готов работать вне традиционной системы, участвуя в медиа-проектах и «выпадая» из академических рамок.
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.
Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: Пересечения образовательных полей». Алексей Муратов, Оскар Мамлеев, Александр Высоковский, Юрий Григорян. Фото предоставлено пресс-службой Высшей Школы Урбанистики.


Проблема «переученности», о которой напомнил Алексей Муратов, – ее суть заключается в том, что на Западе в силу ряда причин с трудом принимают на работу тех, кто долго учился – ни «Стрелку», ни МАРШ, ни ВШУ не пугает. Все уверены: спрос на образование есть и будет. Оскар Мамлеев видит миссию Школы традиционно: в углублении знаний студентов. Но качественно отличается сам подход к преподаванию: студент больше не «контейнер» для знаний, обучение построено таким образом, что преподаватель является их «транслятором», а учащийся – «поисковиком». Для Александра Высоковского основная ценность магистратуры по направлению «Управление пространственным развитием городов» заключается в формировании особой оптики: студенты, осваивая специальный инструментарий, учатся видеть профессиональные проблемы на разных уровнях – в мельчайших деталях и крупным планом. Учитывая состав студенческих групп, возникают параллельные задачи: архитекторов – научить писать, а географов и социологов – проектному мышлению.

Сжимая двухлетнюю программу в один год, «Стрелка» первые полгода занимается ликвидацией лакун в образовании своих студентов, причем особое внимание уделяется тренировке коммуникативной техники, а вторая половина года посвящена проектной деятельности. Все это дает учащемуся возможность выйти на качественно новый уровень, позволяющий грамотно маневрировать в международной профессиональной среде. Одной из главных целей «Стрелки»  остается – научить критическому мышлению.

Немаловажный вопрос мотивации решается в МАРШе сам собой: все поступившие платят за свое образование, и этот момент оказывается решающим. В ВШУ, где есть и бесплатные места, декану приходится конкурировать за внимание студентов к обучению с работодателями студентов. Он объясняет, что в ходе работы учишься лучше всего, но часто на местах учат «по-старому», поэтому важно донести до студентов суть вещей. «Стрелка» методом проб и ошибок научилась отбирать мотивированных студентов, потому что финансового стимула там вообще нет: они учатся бесплатно и получают при этом стипендию.
Расчет на профессиональную интеграцию – не последний пункт при выборе вуза. В МАРШе и ВШУ на лекционные и семинарские занятия приглашаются опытные специалисты, кроме того, студенты ВШУ могут участвовать в проектной деятельности преподавателей. У «Стрелки» на создание социального капитала нацелены 4 платформы: образовательная, издательская, проектная и исследовательская.

На выходе каждый из новоиспеченных специалистов волен выбирать, что ему больше по душе: проектная деятельность, консалтинг или работа в государственных структурах, – полученная база в любом случае поможет реализоваться. Также помочь в самореализации архитекторам и урбанистам должно российское отделение международного конкурса дипломных работ Archiprix: кроме собственно конкурса, его руководитель Оскар Мамлеев планирует проводить в региональных архитектурных вузах мастер-классы и лекционные программы с участием ведущих российских и зарубежных профессионалов, а также приглашать студентов в Москву на летние школы и другие образовательные мероприятия. Подробнее об этой инициативе профессор Мамлеев рассказал в интервью Архи.ру.

Ознакомиться с полной версией круглого стола можно, посмотрев видео: