Экспозиция разместилась в фойе третьего этажа Центрального дома архитектора. Те, кому приходилось бывать в конференц-зале ЦДА, наверно, помнят это место – раньше это был достаточно темный предбанник, где иногда проводились фуршеты и перекусы после утомительных заседаний. Теперь, после ремонта, холл превратился в самодостаточное пространство со светлыми стенами, выразительной решеткой кессонов на потолке и небольшим подиумом в торце, позволяющим совмещать собственно выставочные проекты с проведением всевозможных дискуссий и выступлений. К слову, фестиваль Nordic Wood, открытие которого стало своего рода инаугурацией новой архитектурной площадки, использует ее возможности сполна: почти каждый день здесь проводятся круглые столы и лекции специалистов по деревянной архитектуре, а завтра, 23 марта, состоится Детский день, в рамках которого самые маленькие поклонники экозодчества смогут построить свои собственные домики.
Выставка Nordic Wood в Центральном доме архитектора. Фото Анны Мартовицкой
Выставка, показывающая достижения деревянной архитектуры ближайших северных соседей России, и сама вполне предсказуемо получилась деревянной. Авторами экспозиционного решения выступили архитекторы Никита Асадов и Елизавета Фонская (MADETOGETHER), а за воплощение их концепции отвечали Иван Овчинников и МАФ (Мастерская архитектурных форм). В роли стендов здесь выступают длинные и широкие деревянные доски, по одной на каждый объект. Количество фотографий и длина описания построек могут варьироваться, но сами доски различаются разве что нюансами рисунка спила. И к стенам они никак не прикреплены, а просто приставлены, что придает экспозиции тон непринужденный и временный – кажется, доски прибыли сюда прямо со стройки и по окончании фестиваля отправятся туда же, чтобы стать частью какого-нибудь нового строения.
На этих досках, собственно, и представлены дружественные премии в области деревянной архитектуры. На каждую страну отведено от четырех до семи полотнищ, одно из которых кратко рассказывает о национальных особенностях строительства из дерева в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Латвии и Эстонии, а остальные показывают сами объекты, удостоенные наград. И хотя России, благодаря АРХИWOOD, тоже есть что продемонстрировать (краткий пересказ трехлетней истории премии потянул на десять досок), разница в отношении к деревянной архитектуре очевидна: у нас в этом жанре преобладают арт-объекты и малые формы, тогда как Северная Европа использует дерево по максимуму, строя из него многоквартирные дома и общественные здания, масштабные пешеходные пространства и даже промышленные объекты. Впрочем, и у нас дерево из т.н. «народной архитектуры» все активнее переходит в арсенал просто архитектуры. И прошлый год в этом смысле оказался едва ли не результативнее, чем десять ему предшествовавших: в частности, были построены павильон «Школа» (Игорь Чиркин, Алексей Подкидышев) и «Арка» Бориса Бернаскони, – кураторы не отказали себе в удовольствии показать их на выставке.
Собственно, с них и начинается вторая часть Nordic Wood, а именно тринадцать самых интересных, по мнению кураторов, новых деревянных построек 2012 года из всех стран–участниц выставки. «Школа» и «Арка» здесь соседствуют с величественной деревянной чашей Капеллы тишины в Хельсинки и музеем Astrup Feranley Ренцо Пиано в Осло. Эта подборка оформлена более монументально: для показа объектов, которые лишь в этом или будущем году смогут претендовать на профессиональные награды, MADETOGETHER придумали стенды в виде столов-конторок. Они развернуты в разные стороны, что позволяет не только обособить каждый представленный объект, но и придать всей конструкции большую динамику. Составленные таким образом, эти стенды издалека напоминают домики с односкатной кровлей – аккуратные и лаконичные, что как нельзя лучше соответствует тематике выставки, показывающей современную деревянную архитектуру, завораживающую своим нордическим совершенством.