Характер нордический

До 27 марта в Центральном доме архитектора проходит фотовыставка Nordic Wood, представляющая объекты, удостоенные национальных премий в области деревянной архитектуры стран Скандинавии, Балтии и России.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

22 Марта 2013
mainImg
Фотовыставка – часть одноименного фестиваля, организованного проектом АРХИWOOD при поддержке журнала «Проект Балтия» и Союза московских архитекторов (генеральный партнер мероприятия – компании HONKA (Росса Ракенне СПб), партнеры – Посольство Королевства Норвегия в России, компания «Вельский лес» и агентство «Правила Общения»). Энтузиасты деревянной архитектуры Юлия Зинкевич (продюссер фестиваля), Владимир Фролов, Мария Фадеева и Николай Малинин (сокураторы фестиваля); за последние несколько лет привившие публике если не любовь, то хотя бы стойкий интерес к этому жанру, теперь решили обратиться к опыту западных коллег. И не просто собрать по миру интересные деревянные постройки, но познакомить российскую аудиторию с выбором их коллег – организаторов «деревянных» премий в странах Балтии и Скандинавии. Собственно, Nordic Wood – это шорт-лист национальных наград в области деревянной архитектуры за последние несколько лет, который кураторы дополнили новыми объектами, претендующими на премии 2013 года. 

Экспозиция разместилась в фойе третьего этажа Центрального дома архитектора. Те, кому приходилось бывать в конференц-зале ЦДА, наверно, помнят это место – раньше это был достаточно темный предбанник, где иногда проводились фуршеты и перекусы после утомительных заседаний. Теперь, после ремонта, холл превратился в самодостаточное пространство со светлыми стенами, выразительной решеткой кессонов на потолке и небольшим подиумом в торце, позволяющим совмещать собственно выставочные проекты с проведением всевозможных дискуссий и выступлений. К слову, фестиваль Nordic Wood, открытие которого стало своего рода инаугурацией новой архитектурной площадки, использует ее возможности сполна: почти каждый день здесь проводятся круглые столы и лекции специалистов по деревянной архитектуре, а завтра, 23 марта, состоится Детский день, в рамках которого самые маленькие поклонники экозодчества смогут построить свои собственные домики.
Выставка Nordic Wood в Центральном доме архитектора. Фото Анны Мартовицкой

Выставка, показывающая достижения деревянной архитектуры ближайших северных соседей России, и сама вполне предсказуемо получилась деревянной. Авторами экспозиционного решения выступили архитекторы Никита Асадов и Елизавета Фонская (MADETOGETHER), а за воплощение их концепции отвечали Иван Овчинников и МАФ (Мастерская архитектурных форм). В роли стендов здесь выступают длинные и широкие деревянные доски, по одной на каждый объект. Количество фотографий и длина описания построек могут варьироваться, но сами доски различаются разве что нюансами рисунка спила. И к стенам они никак не прикреплены, а просто приставлены, что придает экспозиции тон непринужденный и временный – кажется, доски прибыли сюда прямо со стройки и по окончании фестиваля отправятся туда же, чтобы стать частью какого-нибудь нового строения. 

На этих досках, собственно, и представлены дружественные премии в области деревянной архитектуры. На каждую страну отведено от четырех до семи полотнищ, одно из которых кратко рассказывает о национальных особенностях строительства из дерева в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Латвии и Эстонии, а остальные показывают сами объекты, удостоенные наград. И хотя России, благодаря АРХИWOOD, тоже есть что продемонстрировать (краткий пересказ трехлетней истории премии потянул на десять досок), разница в отношении к деревянной архитектуре очевидна: у нас в этом жанре преобладают арт-объекты и малые формы, тогда как Северная Европа использует дерево по максимуму, строя из него многоквартирные дома и общественные здания, масштабные пешеходные пространства и даже промышленные объекты. Впрочем, и у нас дерево из т.н. «народной архитектуры» все активнее переходит в арсенал просто архитектуры. И прошлый год в этом смысле оказался едва ли не результативнее, чем десять ему предшествовавших: в частности, были построены павильон «Школа» (Игорь Чиркин, Алексей Подкидышев) и «Арка» Бориса Бернаскони, – кураторы не отказали себе в удовольствии показать их на выставке. 

Собственно, с них и начинается вторая часть Nordic Wood, а именно тринадцать самых интересных, по мнению кураторов, новых деревянных построек 2012 года из всех стран–участниц выставки. «Школа» и «Арка» здесь соседствуют с величественной деревянной чашей Капеллы тишины в Хельсинки и музеем Astrup Feranley Ренцо Пиано в Осло. Эта подборка оформлена более монументально: для показа объектов, которые лишь в этом или будущем году смогут претендовать на профессиональные награды, MADETOGETHER придумали стенды в виде столов-конторок. Они развернуты в разные стороны, что позволяет не только обособить каждый представленный объект, но и придать всей конструкции большую динамику. Составленные таким образом, эти стенды издалека напоминают домики с односкатной кровлей – аккуратные и лаконичные, что как нельзя лучше соответствует тематике выставки, показывающей современную деревянную архитектуру, завораживающую своим нордическим совершенством. 


22 Марта 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.