Красота натянутых струн

15 февраля в клубе Artplay состоялась презентация десятого номера архитектурного журнала «Speech:». Тема этого номера – конструкции, поэтому одним из главных его героев стал немецкий инженер и конструктор Майк Шлайх, прочитавший на презентации увлекательную лекцию о «легком» строительстве.

mainImg
Выход в свет десятого, юбилейного номера журнала «Speech:» собрал в клубе Artplay огромное количество гостей. В зале, где яблоку негде было упасть, в этот вечер говорили о конструкциях – фантастических и уникальных достижениях в сфере инженерных решений, которые и стали темой очередного номера журнала «Speech:». Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение вечера – диджейский сет и визуальный ряд Александра Острогорского (DJ Koshermann), составленный из фотографий конструкций, о которых рассказывается в номере.
Десятый номер журнала "Speech: конструкции". Фото: www.speech.su
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой

Сергей Чобан. Фото Аллы Павликовой

Один из учредителей журнала архитектор Сергей Чобан так объяснил выбор темы: «Все мы знаем, насколько остро для российской архитектуры стоит вопрос качества строительных и инженерных решений. Одна из целей журнала – рассказать о тех передовых конструкциях, которые применяются в современном западном проектировании и строительстве. Сегодня в этой области в мире творятся настоящие чудеса, и для нас это неоценимый опыт, который следует изучать и осваивать».

В предисловии к этому номеру главный редактор журнала Ирина Шипова пишет: «Сегодня отделить архитектуру от конструкции практически невозможно – современное здание зачастую представляет собой сложнейший организм, в котором все элементы работают на создание целого, и границы отдельных дисциплин оказываются размыты. Однако постоянное развитие инженерной мысли, ставящей перед собой все более сложные, и, на первый взгляд, недостижимые цели, неразрывно связанное с развитием компьютерных, промышленных и строительных технологий, а также с использованием новых материалов, оказывает огромное влияние не только на устройство, но и на облик современной архитектуры». Именно это тесное переплетение архитектурного и конструктивного, их неразрывное и постоянное взаимодействие, – независимо от того, выведен ли конструктивный скелет здания демонстративно наружу, как в ярких образцах архитектуры хай-тека, или замаскирован, как в постройках органической архитектуры, – и стало главной темой номера, которая подвергается детальному и тщательному рассмотрению. По уже сложившейся традиции, в журнале нашлось место и для исторического экскурса, и для интервью с ведущими конструкторами и архитекторами, и для обзора современных построек, поражающих своими технологическими и инженерными новациями.
Страницы журнала Speech: конструкции

Чего стоит одна только библиотека, построенная архитекторами «Helen & Hard» в норвежском городе Веннесла. Интерьер этого сооружения полностью подчинен его конструктивной схеме, и именно выразительные конструкции становятся визитной карточкой здания. Эту постройку, прославившую Веннеслу далеко за пределами Норвегии, можно назвать воплощенным символом слияния инженерной и архитектурной мысли  – не зря именно эта библиотека изображена на заставке одной из последних версий программы ArchiCAD.
Библиотека и культурный центр г. Веннесла, построенная архитекторами Helen & Hard. Фото: dronov.blogspot.ru

Не менее выразительно конструктивное решение торгово-развлекательного центра Las Arenas Ричарда Роджерса в Барселоне, перепрофилированного из бывшей арены для проведения корриды. В разделе «Объект» читатель найдет также завораживающие золотистые конструкции волнообразной оболочки отдела исламского искусства в парижском Лувре, спроектированного Марио Беллини и Руди Риччотти, учебный корпус Мильстейн Рема Колхаса и крепость Фортецца в Италии, реконструированную с использованием самых современных конструктивных решений, деликатно интегрированных в сооружение начала XIX века.

Главными героями номера на этот раз стали не только архитекторы, но конструкторы и инженеры: один из основателей движения хай-тек Николас Гримшоу, испанский архитектор Антон Гарсиа-Абриль, уверенный, что «пространственность архитектуры – следствие именно технических аспектов строительства», и Майк Шлайх – один из руководителей немецкого инженерно-строительного бюро Schlaich Bergermann und Partner (SBP). Последний и выступил в роли основного докладчика вечера, рассказав о принципах работы своей компании и секретах «легкого» строительства.
Отель “Yas” в Абу-Даби на страницах журнала Speech:

Стадион в Йоханнесбурге, в ЮАР. Архитекторы: Boogetmann Urban Edge and partners; конструкторы: бюро spb. Фото: www.speech.su

Бюро SBP было основано более 30 лет назад отцом Майка Шлайха Йоргом Шлайхом совместно с Рудольфом Бергерманом, и одной из основных его специализаций стали футуристические конструкции, которые, даже будучи созданными из весьма тяжеловесных материалов (таких как дерево или бетон) внешне кажутся абсолютно невесомыми. Как рассказал Майк Шлайх, «легкие» постройки можно создать практически из любого материала, главное здесь правильная работа с давлением и распределением тяжести.
Майк Шлайх читает лекцию в клубе Artplay. Фото Аллы Павликовой

В основе конструктивных решений бюро лежат несколько принципов – принцип «велосипедного колеса», «сита» и «теннисной ракетки». Например, принцип натяжения струн ракетки можно проследить в некоторых фасадных решениях, используемых инженерами SBP. Иногда авторы обращаются к природным образам, скажем, к структуре дерева – простой и одновременно очень надежной конструкции, которая, если выполнить ее из стали, способна выдерживать колоссальные нагрузки.

Еще один основополагающий принцип работы бюро, которым во время своего доклада поделился немецкий конструктор, состоит в постоянном обращении к опыту великих инженеров прошлого. Так, Майк Шлайх с восхищением отметил работы российского инженера-конструктора Владимира Шухова, идеи которого не раз служили основой для проектов бюро и даже для прямого цитирования. Кстати, заключительная рубрика десятого номера журнала тоже посвящена работам этого уникального русского инженера, по проектам которого были созданы железнодорожные и другие мосты (всего их более 500), маяки, дебаркадеры, радиобашни и многое другое.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой

В завершение официальной части презентации главный архитектор Москвы и один из учредителей журнала Сергей Кузнецов объявил о старте нового архитектурного конкурса, тематика которого счастливо совпала с темой юбилейного выпуска «Speech:». Речь идет о небольшом, но крайне важном для города объекте – реконструкции козырька гостиницы «Украина». Сергей Кузнецов рассказал, что к участию в этом состязании планируется привлечь лучших архитекторов и конструкторов, и гарантировал, что проект победителя будет реализован.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". В центре – Вернер Зобек. Фото Аллы Павликовой
Открывала презентацию Ирина Кузнецова. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой

19 Февраля 2013

Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.