Красота натянутых струн

15 февраля в клубе Artplay состоялась презентация десятого номера архитектурного журнала «Speech:». Тема этого номера – конструкции, поэтому одним из главных его героев стал немецкий инженер и конструктор Майк Шлайх, прочитавший на презентации увлекательную лекцию о «легком» строительстве.

Автор текста:
Алла Павликова

19 Февраля 2013
mainImg
Выход в свет десятого, юбилейного номера журнала «Speech:» собрал в клубе Artplay огромное количество гостей. В зале, где яблоку негде было упасть, в этот вечер говорили о конструкциях – фантастических и уникальных достижениях в сфере инженерных решений, которые и стали темой очередного номера журнала «Speech:». Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение вечера – диджейский сет и визуальный ряд Александра Острогорского (DJ Koshermann), составленный из фотографий конструкций, о которых рассказывается в номере.
Десятый номер журнала "Speech: конструкции". Фото: www.speech.su
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой

Сергей Чобан. Фото Аллы Павликовой

Один из учредителей журнала архитектор Сергей Чобан так объяснил выбор темы: «Все мы знаем, насколько остро для российской архитектуры стоит вопрос качества строительных и инженерных решений. Одна из целей журнала – рассказать о тех передовых конструкциях, которые применяются в современном западном проектировании и строительстве. Сегодня в этой области в мире творятся настоящие чудеса, и для нас это неоценимый опыт, который следует изучать и осваивать».

В предисловии к этому номеру главный редактор журнала Ирина Шипова пишет: «Сегодня отделить архитектуру от конструкции практически невозможно – современное здание зачастую представляет собой сложнейший организм, в котором все элементы работают на создание целого, и границы отдельных дисциплин оказываются размыты. Однако постоянное развитие инженерной мысли, ставящей перед собой все более сложные, и, на первый взгляд, недостижимые цели, неразрывно связанное с развитием компьютерных, промышленных и строительных технологий, а также с использованием новых материалов, оказывает огромное влияние не только на устройство, но и на облик современной архитектуры». Именно это тесное переплетение архитектурного и конструктивного, их неразрывное и постоянное взаимодействие, – независимо от того, выведен ли конструктивный скелет здания демонстративно наружу, как в ярких образцах архитектуры хай-тека, или замаскирован, как в постройках органической архитектуры, – и стало главной темой номера, которая подвергается детальному и тщательному рассмотрению. По уже сложившейся традиции, в журнале нашлось место и для исторического экскурса, и для интервью с ведущими конструкторами и архитекторами, и для обзора современных построек, поражающих своими технологическими и инженерными новациями.
Страницы журнала Speech: конструкции

Чего стоит одна только библиотека, построенная архитекторами «Helen & Hard» в норвежском городе Веннесла. Интерьер этого сооружения полностью подчинен его конструктивной схеме, и именно выразительные конструкции становятся визитной карточкой здания. Эту постройку, прославившую Веннеслу далеко за пределами Норвегии, можно назвать воплощенным символом слияния инженерной и архитектурной мысли  – не зря именно эта библиотека изображена на заставке одной из последних версий программы ArchiCAD.
Библиотека и культурный центр г. Веннесла, построенная архитекторами Helen & Hard. Фото: dronov.blogspot.ru

Не менее выразительно конструктивное решение торгово-развлекательного центра Las Arenas Ричарда Роджерса в Барселоне, перепрофилированного из бывшей арены для проведения корриды. В разделе «Объект» читатель найдет также завораживающие золотистые конструкции волнообразной оболочки отдела исламского искусства в парижском Лувре, спроектированного Марио Беллини и Руди Риччотти, учебный корпус Мильстейн Рема Колхаса и крепость Фортецца в Италии, реконструированную с использованием самых современных конструктивных решений, деликатно интегрированных в сооружение начала XIX века.

Главными героями номера на этот раз стали не только архитекторы, но конструкторы и инженеры: один из основателей движения хай-тек Николас Гримшоу, испанский архитектор Антон Гарсиа-Абриль, уверенный, что «пространственность архитектуры – следствие именно технических аспектов строительства», и Майк Шлайх – один из руководителей немецкого инженерно-строительного бюро Schlaich Bergermann und Partner (SBP). Последний и выступил в роли основного докладчика вечера, рассказав о принципах работы своей компании и секретах «легкого» строительства.
Отель “Yas” в Абу-Даби на страницах журнала Speech:

Стадион в Йоханнесбурге, в ЮАР. Архитекторы: Boogetmann Urban Edge and partners; конструкторы: бюро spb. Фото: www.speech.su

Бюро SBP было основано более 30 лет назад отцом Майка Шлайха Йоргом Шлайхом совместно с Рудольфом Бергерманом, и одной из основных его специализаций стали футуристические конструкции, которые, даже будучи созданными из весьма тяжеловесных материалов (таких как дерево или бетон) внешне кажутся абсолютно невесомыми. Как рассказал Майк Шлайх, «легкие» постройки можно создать практически из любого материала, главное здесь правильная работа с давлением и распределением тяжести.
Майк Шлайх читает лекцию в клубе Artplay. Фото Аллы Павликовой

В основе конструктивных решений бюро лежат несколько принципов – принцип «велосипедного колеса», «сита» и «теннисной ракетки». Например, принцип натяжения струн ракетки можно проследить в некоторых фасадных решениях, используемых инженерами SBP. Иногда авторы обращаются к природным образам, скажем, к структуре дерева – простой и одновременно очень надежной конструкции, которая, если выполнить ее из стали, способна выдерживать колоссальные нагрузки.

Еще один основополагающий принцип работы бюро, которым во время своего доклада поделился немецкий конструктор, состоит в постоянном обращении к опыту великих инженеров прошлого. Так, Майк Шлайх с восхищением отметил работы российского инженера-конструктора Владимира Шухова, идеи которого не раз служили основой для проектов бюро и даже для прямого цитирования. Кстати, заключительная рубрика десятого номера журнала тоже посвящена работам этого уникального русского инженера, по проектам которого были созданы железнодорожные и другие мосты (всего их более 500), маяки, дебаркадеры, радиобашни и многое другое.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой

В завершение официальной части презентации главный архитектор Москвы и один из учредителей журнала Сергей Кузнецов объявил о старте нового архитектурного конкурса, тематика которого счастливо совпала с темой юбилейного выпуска «Speech:». Речь идет о небольшом, но крайне важном для города объекте – реконструкции козырька гостиницы «Украина». Сергей Кузнецов рассказал, что к участию в этом состязании планируется привлечь лучших архитекторов и конструкторов, и гарантировал, что проект победителя будет реализован.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". В центре – Вернер Зобек. Фото Аллы Павликовой
Открывала презентацию Ирина Кузнецова. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой


19 Февраля 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.