Пресса: 4–8 февраля

В Санкт-Петербурге в пух и прах раскритиковали вторую сцену Мариинского театра и начали сбор подписей за её снос, а полиция задержала защитников Варшавского вокзала. В Москве обнародовали информацию о планируемой застройке двух районов города, Театр Виктюка наконец смог приступить к реставрации своего здания, а MAPS опубликовало статью-исследование проекта реконструкции ЗИЛ.

Всю неделю в центре внимания прессы находилась многострадальная вторая сцена Мариинского театра. Мало того, что реализация проекта была непростой и длилась более 10 лет (историю вспоминали «Санкт-Петербургские ведомости» и «Фонтанка»), после снятия строительных лесов страсти вспыхнули с новой силой. Казалось, что критика доносилась со всех сторон: горожане негодовали в блогах, журналисты и эксперты – на страницах изданий.

The Village привёл слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, назвавшего здание «никаким». «РИА Новости» опубликовали мнения архитекторов, сходящихся во мнении, что «это сооружение – голое функциональное здание, архитектуру здесь обсуждать не приходится». А ИА REGNUM сообщило: горожане активно собирают подписи за снос второй сцены, которые намереваются отправить губернатору Петербурга.

Вместе с тем, Григорий Ревзин в «Русской жизни» напомнил: он прогнозировал подобный результат. И привёл в качестве доказательств выдержки из своей статьи 2009 года: «Это будет здание, выглядящее как нечто среднее между универмагом и «Макдоналдсом». Также критик посетовал, что его участие в архитектурных советах, жюри и прочее консультирование в итоге не смогло уберечь ни один проект, в том числе и Мариинку-2, от ошибок: «Мины, которые были заложены в проект и которые я видел заранее, всегда взрывались, и никогда мне не удавалось их обезвредить». И предложил вниманию читателей остроумный рассказ о реализации архитектурных проектов в России: «Первым этапом любого крупного проекта в России является мечта безбрежная. <...> Каждый из наших больших государственных (и не только) проектов начинается с идеи построить что-нибудь лучше всех в мире. <…> Архитектура начинается с мечты по высшему разряду, а заканчивается мечтой по нижнему. И всегда заканчивается по нижнему. И неясно, кто виноват». К слову, в другой своей статье на страницах «Огонька» Григорий Ревзин затронул наболевший вопрос «зажравшейся Москвы», обнаруживая истоки проблемы в больших аппетитах власти.

В заключение темы Мариинки-2 отметим, что статьи спокойной тональности в прессе тоже имели место. Например, «Фонтанка» недоумевала, «где были градозащитники все последнее время, ведь проект был показан всем желающим», и привела мнения Григория Ревзина и Александра Кононова. А Николай Малинин в «Ведомостях» философски заключил: «Отчего-то казалось, что жизнь теперь станет другой. Не стала. И что все так удивились? Профессионалы знали, что будет, а жители видели, как оно вылупляется».

Не менее горячо обсуждаемой в прессе стала отчаянная акция петербургских градозащитников и анархистов, которые, фактически оккупировав один из уцелевших пакгаузов Варшавского вокзала, пытались спасти строение от сноса. В начале недели «Московские новости», посетив активистов, опубликовали информацию с передовой: ребята сдаваться не собираются. Но уже на следующий день сообщили, что полиция и ОМОН задержали защитников пакгауза, на некоторых из них, возможно, будут заведены уголовные дела. Вместе с тем, как написало ИА REGNUM, петербургские депутаты пообещали проконтролировать процесс расследования, чтобы оно было максимально объективным.

В продолжение темы сохранения наследия – новости из Петергофа. По информации газеты «Коммерсантъ», администрация Петербурга собирается построить над знаменитым Английским парком, памятником федерального значения, автомобильную эстакаду. Причём противоречия с 73-м федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов РФ» чиновники не видят, настаивая на том, что это будет не новое строительство, а «приспособление объекта под современное использование». Депутат ЗакСа Алексей Ковалёв, не согласившись с такой вольной трактовкой закона, направил обращение в Министерство культуры РФ.

Ещё одна важная новость недели, затронутая петербургскими СМИ, касалась программы реновации двух исторических кварталов города, которая, кстати, до сих пор не обнародована властями. На недавней пресс-конференции, как написал «Петербург 3.0», Жилищный комитет объявил, что готовит поправки в законодательство с целью упростить расселение жильцов данных территорий. Содержание поправок уточнено не было. Алексей Ковалёв опасается, что власти таким образом хотят расчистить дорогостоящую землю в центре города под новое строительство. Очередной запрос Ковалёва и Бориса Вишневского губернатору относительно программы реновации уже утверждён ЗаКсом  – сообщила «Фонтанка».

Похожая с точки зрения поведения властей ситуация разворачивается в Петрозаводске. Здесь уже третью неделю не утихают волнения в связи с назначением А.В. Нелидова на должность директора музея-заповедника «Кижи». Издание «РК-Пресс» напомнило, что Нелидов числится в списке 126 коррупционеров, опубликованном в прошлом году в СМИ. А концепция развития туризма в Заонежье, разработанная под его руководством, грозит объекту Всемирного наследия уничтожением. Тем временем корреспондент «Ведомостей», побывавший в «Кижах», не только опубликовал интервью с новым и бывшим директором заповедника, но и привёл весьма любопытное мнение жителей острова: «Я слышал, в музее говорили: дескать, продаст он за полгода все Кижи. Как он это сделает? По бревнам растаскает? Он еще ничего не сделал. Почему я должен ему не верить? Человек вроде как адекватный. И вообще – я хочу сохранять памятники. Дайте мне делать мою работу».

А теперь о созидательных новостях, которых на этой неделе было тоже немало.

MAPS разместило интересную статью, посвящённую планируемой реконструкции ЗИЛ. Автор материала, специалист по промышленной архитектуре и реконструкции промышленных предприятий Маргарита Бассе, анализирует и комментирует проект реновации промзоны, разработанный под руководством Юрия Григоряна. В итоге она приходит к выводу, что «проект реконструкции территории завода ЗИЛ требует пересмотра с позиций оценки наследия промышленной архитектуры, решения транспортной ситуации с учетом нового назначения территорий и изучения данных экологического мониторинга».

«РИА Новости» сообщило о начале долгожданной реставрации в здании, где уже более 15 лет располагается Театр Романа Виктюка. Памятник конструктивизма, ДК им. Русакова, построенный в 1929 году по проекту Константина Мельникова, уже в эту пятницу планируют избавить от незаконной пристройки, чтобы затем приступить к реставрационным работам.

О судьбе другого московского памятника, родовой усадьбы Муравьёва-Апостола, в интервью The Village рассказал финансист и меценат Кристофер Муравьёв-Апостол, который провёл за свой счёт комплексную научную реставрацию старинного здания.

Кроме этого, «Строительный еженедельник» сообщил о старте реставрации историко-архитектурного комплекса Старой Ладоги, а «РИА Новости» – о запуске программы по восстановлению Псковского кремля.

Помимо известий о сохранения наследия, в московской прессе на этой неделе появилась информация о нескольких новых градостроительных проектах. «Коммерсантъ» рассказал о намерении правительства РФ создать в Домодедово образовательно-спортивный кластер, где планируется размещение студенческих кампусов и спортивных объектов. На страницах «Московской перспективы» проинформировали о грядущем превращении столичного района Молжаниново, уникального своей хорошей экологической обстановкой, транспортной доступностью и низким уровнем заселённости, в индустриальный парк. А «РБК daily» сообщило, что Москомархитектура разработала проект планировки территории Тушинского аэродрома, которую собираются преобразовать в полноценный благоустроенный район.

В заключение скажем, что в столице продолжается поиск компромисса по вопросу выделенных полос между властями и автомобилистами. По информации «Коммерсанта», с 6 февраля будет отменена «выделенка» на Звенигородском шоссе, где дорожная ситуация одна из самых тяжёлых в городе. Принятию такого решения способствовало независимое исследование активистов, доказавших, что пассажиропоток на этом участке трассы крайне незначителен. Тем не менее, введение выделенных полос в Москве, запланированное на 2013-2014 годы, продолжится. Кроме того, как написали «Известия», городские власти перешли к более активным действиям: весной 2013 года на самых загруженных шоссе дорогах появятся делиниаторы, ограждающие выделенные полосы от автомобилистов.

«Эксперт» сообщил о том, что в столице будут налаживать скоростное трамвайное сообщение. А также приучать пассажиров к более активному использованию наземного общественного транспорта, рассказали «Известия».

08 Февраля 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.