Поиск идей продолжается

Пятый семинар развития московской агломерации; итоги конкурса на концепцию ВВЦ; утраты архитектуры авангарда последних лет; размышления Григория Ревзина о деятельности Александра Кузьмина, реконструкции центра Петербурга и о Сантьяго Калатраве, – в свежем обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе, 23-24 июля, прошел пятый семинар развития московской агломерации. Коллективы, участвующие в конкурсе, выступили с новыми идеями для Большой Москвы, предложили свои варианты размещения правительственных организаций, а также оценили бюджет развития присоединенных территорий. Французская команда Антуана Грюмбаха предложила расположить федеральные министерства по всей территории московской агломерации. Так, Минтранс, Минкомсвязи и Минрегион, по мысли коллектива, должны разместиться в районе площади трех вокзалов, Министерство экономразвития, финансов, энергетики и таможня – вблизи «Москва-Сити», Минобразование – у станции метро «Университет», Минюст и прокуратура – вблизи МКАД. Коллектив также предлагает проложить новую ветку метро протяженностью 80 км, которая пойдет от Трех вокзалов на юго-запад. Испанский архитектор Рикардо Бофилл считает, что для федерального центра надо построить комплекс зданий в районе Коммунарки. Доминантой этого комплекса должен стать небоскреб. Голландские архитекторы из мастерской ОМА предлагают перенести правительственные организации на территорию «новой» Москвы, а территорию Кремля открыть для широкого доступа, превратив его в Эрмитаж. В свою очередь глава архитектурной мастерской «Остоженка» Александр Скокан считает, что парламентский центр может разместиться в Зарядье.  Он  уверен, что на территории бывшей гостиницы «Россия» хватит места и для размещения парка. А финансовый центр, по мысли архитектора, надо расположить на месте «Экспоцентра» на Красной Пресне.

На семинаре архитекторы оценили бюджет освоения присоединенных к Москве земель. Так, архитектор Андрей Чернихов полагает, что развитие новой территории обойдется бюджету в 86 млрд евро, команда Антуана Грюмбаха назвала цифру в два раза больше – 187 млрд евро. Политолог Александр Морозов сказал газете «Известия», что не считает эти цифры точными. Сумма может вырасти в связи с подорожанием земли на новых территориях, отметил он. Заключительный шестой семинар развития московской агломерации состоится в августе, а в начале осени будут подведены итоги конкурса.

О строительстве «Большой Москвы» на этой неделе пишет французская газета «Фигаро». В статье говорится, что в 2008 году бывший президент Франции Николя Саркози, предложив развитие «Большого Парижа», подал пример российской власти. Газета рассказывает о команде Антуана Грюмбаха, которая принимала участие в развитии «Большого Парижа», а сейчас разрабатывает концепцию московской агломерации. В тексте отмечается, что французская команда собирается модернизировать метро, чтобы за час можно было объехать всю Москву, как это было в планах строительства «Большого Парижа».

В Москве завершился другой конкурс ­– на концепцию развития Всероссийского выставочного центра среди студентов. Его лауреатами стали три команды. Первая предлагает создать на территории ВВЦ офисный центр, парк аттракционов, конноспортивный клуб, аллею дружбы народов, а также конгресс-центр, который можно будет использовать как концертный зал. Вторая команда также предложила построить на территории ВВЦ бизнес-центр, в котором расположатся лекционные залы и коворкинг-офисы. Кроме того, они предложили разместить крытый пляж с бассейном, а по периметру ВВЦ – пустить экскурсионный трамвай. Третий коллектив предлагает создать тематический парк аттракционов, центр дополнительного образования и бизнес-центр. Эти идеи планируется использовать в концепции развития выставочного центра. Проект должен быть реализован к 2024 году.

Архитектурный критик Григорий Ревзин посвятил свои статьи деятельности бывшего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, градостроительной ситуации в Петербурге и одному из главных произведений Сантьяго Калатравы – «Городу науки и техники» в Валенсии. Критик пишет, что Кузьмину так не удалось реализовать главный пункт своей программы – добиться утверждения генерального плана, разработанного на основе идей теоретика архитектуры Алексея Гутнова. Согласно этому генплану, для каждого участка города предполагалось разработать градостроительный регламент застройки. Основная деятельность Кузьмина была сведена к профессиональным ответам на инициативы городской власти, пишет Ревзин. «От советских времен оставались команды с избыточной квалификацией, они в течение двух десятков лет пытались как-то воплотить свои программы, но реальное содержание экономических и политических процессов было слишком просто, слишком редуцировано к элементарным задачам накопления капитала, чтобы они могли выжить», – заключает критик.

В статье про Петербург Григорий Ревзин говорит, что на реализацию программы реконструкции исторического центра выделено 10 млрд  долларов. Критик опасается, что большие деньги могут погубить наследие Петербурга, как когда-то произошло в Москве. Он считает, что под угрозой находятся дома второго ряда, на месте которых может появиться новая застройка. И все это оттого, что никто программу не обсуждал, и ни у кого нет идей развития центра города, пишет Ревзин. 

Третья статья критика посвящена, по словам самого Ревзина, «совершенно бессмысленному» произведению Калатравы – «Городу науки и техники». Бессмысленным этот огромный комплекс стал, так как практически абсолютно не используется. «Город науки и техники» состоит из Дворца искусств королевы Софии, Музея наук принца Филиппа, здания «Семисфера» и Океанариума, который построен по проекту архитектора Феликса Канделы. На сегодняшний день используется лишь Музей принца Филиппа.

На «Стрелке» девелоперы, архитекторы, чиновники и блогеры обсудили будущее московских промзон. Журнал «Афиша» публикует самые интересные мнения. Архитектор, глава бюро Latz + Partner Петер Латц считает, что территории бывших заводов должны быть  благоустроены и открыты для публичного использования. Старший научный сотрудник Института Генплана Москвы Наталья Чернышова подчеркивает, прежде чем заниматься благоустройством промзон, надо решить вопрос их транспортной доступности и экологической реабилитации. Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов сказал, что на месте бывших заводов можно создавать парки или учебные заведения. При этом он подчеркнул, что Россия все-таки пока к этому ментально не готова. 

Журнал «Огонек» выбрал десять самых значительных за последнее десятилетие утрат архитектуры авангарда. В этот список попали гостиница «Москва», бывший гараж НКВД в Москве, Дворец культуры и техники имени Первой пятилетки и Стадион имени Кирова в Санкт-Петербурге, а также снесенное этой весной здание бывшей Товарной биржи в Екатеринбурге. В настоящее время под угрозой находится дом Мельникова в Москве, пишет газета «Коммерсант». Вблизи памятника архитектуры планируется возвести торгово-развлекательный центр с подземной стоянкой. Дом Мельникова стоит на небезопасном месте, где под землей есть пустоты и реки, поэтому рядом с ним запрещено освоение подземного пространства. Вырытый котлован может стать причиной разрушения памятника. 

Карту для развития велодвижения в Москве создала интернет-газета The Village. На нее все пользователи могут наносить парковки для велосипедов, а также шиномонтажные мастерские, веломагазины, велопрокаты. Карта «Цепная реакция», по задумке авторов, должна продемонстрировать, в каком состоянии находится велосипедная инфраструктура в Москве, и как надо дальше ее развивать. Архитектор Александр Перов и предприниматель Дмитрий Угрюмов считают, что будущее велодвижения – в создании крытых магистралей над водой, внутри которых будут созданы по две дорожки в каждую сторону для велосипедистов и отдельная – для пешеходов и колясочников. Проект авторы представят на фестивале ландшафтной архитектуры «Архстояние» в Николо-Ленивце, который открылся 27 июля. 

Журнал «Большой город» составил список 16 основных объектов «Архстояния», которые надо посетить в обязательном порядке. К ним относятся капсульный отель «Ваш шкаф» архитектурного бюро «АрхНах», «Удаленный офис» художника Александра Константинова, объект «Штурм неба» бюро Manipulazione Internazionale, представляющий собой  огромную пирамиду из составленных вместе деревянных лестниц. Журнал выделил «Ротонду» и «Кроватку» архитектора Александра Бродского, а также арт-объект  художника Николая Полисского «Граница империи», состоящий из пограничных столбов, увенчанных скульптурами.

Кто не готов ехать за город на «Архстояние», может сходить на выставку архитектора Юрия Аввакумова «Проверка зрения» в галерею «Триумф». На ней представлены три серии фотографий, пишет газета «Ведомости». Одна из них включает пейзажи с наложенными на них таблицами для проверки зрения, другая – пейзажи звездного неба, созданные при помощи страз, третья – одинаковые фотографии одной и той же башни, при совмещении которых возникает неожиданный оптический эффект.
zooming
Проект велодорожек над водой. Изображение с сайта газеты «Московские новости»

28 Июля 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».