Когда уходит эпоха

Пресса на этой неделе пишет о Вячеславе Глазычеве, о новых концепциях «Детского мира» и Музея Москвы, а также публикует мнения архитекторов Юрия Григоряна и Андрея Чернихова о развитии московской агломерации. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре прессы.

mainImg
Большинство СМИ вспоминает архитектора, эксперта в области городского развития Вячеслава Глазычева, скончавшегося от сердечного приступа в ночь со вторника на среду. Журнал «Афиша» рассказывает о книгах, написанных и переведенных Глазычевым, среди которых «Город без границ», «Кевин Линч. Образ города», «Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре» и другие. Также журнал публикует воспоминания друзей и коллег известного урбаниста. Архитектор Евгений Асс говорит: «Слава был вообще полифоническим человеком, он рассуждал о мире, и город был одним – важнейшим для него – элементом этой конструкции мира. Он очень хорошо понимал устройство жизни, чувствовал ее, его воображение опиралось на реальность бытия, реальность жизни». Архитектор Юрий Григорян: «Вячеслав Глазычев занимался особенно важным делом: переводом с градостроительного языка на язык человеческий и бюрократический. При этом он сохранял дистанцию, не становясь частью власти, – некоторый природный аристократизм, который делал из него настоящего профессора, к которому прислушивались». Президент Союза архитекторов России Андрей Боков: «Глазычев – это явление, равного которому, пожалуй, сегодня ни в отечественной, ни в мировой культуре трудно отыскать. Это человек, который… старался все-таки преодолеть это чудовищное одичание нашего мира, сделать нашу профессию, наши города более цивилизованными, более человеческими, более осмысленными». О деятельности Вячеслава Глазычева, его книгах и многом другом на страницах газеты «Коммерсант» пишет Григорий Ревзин. В конце он заключает: «Честно сказать, я больше не знаю столь неприлично умных людей, которые полагали бы, что этим умом надо пользоваться, чтобы людям лучше жилось».

В начале недели компания «Галс-Девелопмент» представила новую концепцию «Детского мира», разработанную архитектором Павлом Андреевым из бюро «Моспроект-2». По словам президента «Галс-Девелопмента» Сергея Калинина, прежняя концепция универмага была переработана на 90%. Согласно новому варианту, инвестор намерен сохранить исторические габариты здания, а также прямоугольную форму и шаг колонн атриума. В семиэтажный атриум, который превратится в городскую площадь под куполом, можно будет попасть с Лубянки, Рождественки и Охотного ряда. Кроме того, концепция предполагает восстановление балюстрады и лепнины по старым чертежам. Новый проект не привел к кардинальному сокращению общей площади: 73 тыс. кв. м, заложенные в новой концепции, против 74 тыс. кв. м прежнего варианта. Примечательно, что изменения коснулись не только архитектуры здания, но и его названия: теперь оно будет называться «Центральным детским магазином на Лубянке». Окончательный проект, реализация которого оценивается в 8 млрд рублей, будет готов осенью.
zooming
Макет «Детского мира». Фото: Архи.ру, Юлия Тарабарина.
Столичные власти положительно оценили новую концепцию «Детского мира», пишет газета «Ведомости». Так, глава Мосгорнаследия Александр Кибовский назвал этот проект лучшим по многим позициям и предложил обсудить его более детально. А главному архитектору Москвы Александру Кузьмину понравилась идея превратить атриум в площадку для городских мероприятий. Но не все остались довольны новым вариантом реконструкции. Заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов называет происходящее с «Детским миром» трагедией, он настаивает на воссоздании вестибюлей, парадных лестниц здания и на перекрытии атриума фермами на высоте четвертого этажа, как это было изначально. Координатор общественного движения «Арнадзор» Наталья Самовер говорит: «Прежнего «Детского мира» никогда больше не будет. Он убит, уничтожен полностью, окончательно, навсегда. Это нужно осознать. Осталась пустая оболочка, одни фасады». И сейчас не важно, будет ли новый объект похож на прежний «Детский мир» или нет, считает она. Кроме того, Самовер сомневается в экономической эффективности нового торгового центра. Архитектурный критик Григорий Ревзин тоже полагает, что заполнить огромную площадь только детскими товарами не удастся. Позитивной новостью он считает приглашение нового архитектора Павла Андреева, который ранее работал над реставрацией Манежа и ГУМа.

Компания «Галс-Девелопмент», представив концепцию «Детского мира», возобновляет и конкурс дизайн-решений по оформлению внутренних помещений универмага, сообщают «РИА Новости».  Конкурс был объявлен три месяца назад, но только сейчас на основе новой концепции анонсировано техническое задание. На сегодняшний день на участие в открытом конкурсе подали заявки более 500 команд из России, стран СНГ, Балтии, а также специалисты из Европы, в частности из Италии и Франции. Возглавит жюри конкурса Павел Андреев. Победители, занявшие первые три места, получат от 50 тыс. рублей до 200. Итоги конкурса планируется подвести через месяц.

Новая концепция подготовлена и для Музея Москвы на Зубовском бульваре, пишет газета «Известия». Музейный центр предлагается создать на базе «Провиантских магазинов», памятника архитектуры федерального значения. Во внутреннем дворе памятника будет создана площадка для массовых мероприятий, а первые и вторые этажи зданий планируется связать по вертикали и горизонтали. Согласно концепции, в музейном центре будут открытые хранилища и система навигации. Коллекцию музея предлагается разбить на пять разделов по тематическим и хронологическим принципам. На первом этапе работ, который должен быть окончен к концу 2013 года, будет проведена реставрация зданий музея. На эти работы город готов выделить почти 190 млн рублей. Создать же полноценный музейный комплекс планируется  до 2016 года. Познакомиться с концепцией развития Музея Москвы можно на его сайте.
zooming
Эскиз нового Музея Москвы. Иллюстрация с сайта mosmuseum.ru
А в Архангельске планируется открыть целый «музейный квартал», перекрыв  несколько архитектурных памятников-музеев единым стеклянным куполом. Музейный городок будет находиться на пересечении Поморской улицы, Набережной Северной Двины и Театрального переулка. По замыслу авторов проекта, будет создано единое музейное пространство, в котором посетитель сможет перемещаться из одного музея в другой, не выходя на улицу.

Журнал «Афиша» опубликовал на этой неделе два интервью. Одно – с японским архитектором Кенго Кума, второе – с российским архитектором Юрием Григоряном. Говоря о расширении Москвы, Кенго Кума сказал, что государство должно не контролировать расширение, а работать над характером города, используя для этого культурные проекты. Он привел пример Франции, где властям удается создавать идентичность места, комбинировать культуру и социальные обязательства. О конкурсе на развитие московской агломерации и о своей концепции рассказывает Юрий Григорян. Его команда совместно с бюро ОМА на ­первом этапе конкурса получила высший балл. Они предложили развивать аэропорты как центры притяжения людей. Вокруг них будут формироваться научные городки, конгресс-центры, производства. А территорию «новой» Москвы, согласно их идее, нужно оставить  зеленой.

О московской агломерации рассуждает и еще один участник конкурса ­– архитектор Андрей Чернихов. Он говорит, что путем присоединения к Москве огромного участка земли «власти просто попытались решить локальную задачу на фоне истощения градостроительного потенциала города. Причем решали они ее исходя не из стратегических программ развития Москвы и области, а из сиюминутных соображений сложившегося диковатого рынка». В итоге, будет воплощена формула: «бизнесу – сверхприбыль, обществу – проблемы». Разумнее, по мысли архитектора, использовать для развития индустриальные зоны, которых в Москве насчитывается 18 тыс. га.

Блогер Илья Варламов и депутат Максим Кац запустили программу «Городские проекты», в рамках которой предложили горожанам собрать средства на развитие инфраструктуры в московском Щукине и на создание комфортной пешеходной зоны на Тверской, сообщает The Village. Они создали «Яндекс. Кошелек», куда все желающие могут перечислить деньги. Планируется, что каждый проект будет запускаться, как только на него соберут 100 тыс. рублей. Активисты уже запустили два небольших проекта, для которых пожертвований горожан не требуется: установка уличных пепельниц на Тверской и первый карнавал в Москве.

Газета «Московские новости» рассказывает о трех книгах творческого наследия Александра Дейнеки, последняя из которых была издана совсем недавно. Первый том 2009 года называется «Дейнека. Графика», второй 2010 года – «Дейнека. Живопись» и третий – «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура». Завершение проекта, который включал в себя серию выставок по всему миру и издание трех книг, было ознаменовано перфомансом в московском метро на станции «Маяковская», где плафоны украшены мозаиками Александра Дейнеки.

В петербургской Галерее дизайна / bulthaup открылась выставка «Эйлин Грей: Возвращение», сообщает газета «Коммерсант». Архитектор и дизайнер Эйлин Грей еще в начале XX века проектировала мебель, намного опережавшую время и впоследствии растиражированную многими дизайнерами. Во Франции она спроектировала для себя две виллы, одну из которых купил для себя Ле Корбюзье, высоко ценивший ее как архитектора. Другая выставка Петербурга посвящена региональному Союзу архитекторов. На ней представлены лучшие работы петербургских архитекторов, начиная с 1920 года. Выставка проходит в Центральном музее связи им. А.С. Попова.
zooming
Вилла Эйлин Грей. Фотография с сайта archive.diary.ru
А в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» строится целый бумажный город Картонкамск, пишет «Российская газета». В нем архитекторы будут создавать свои здания, памятники и арт-объекты. Также в Картонкамске можно будет посетить бесплатную библиотеку, бюро находок, студию песочной анимации, театральный квартал и кинотеатр диафильмов.

08 Июня 2012

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.