Когда уходит эпоха

Пресса на этой неделе пишет о Вячеславе Глазычеве, о новых концепциях «Детского мира» и Музея Москвы, а также публикует мнения архитекторов Юрия Григоряна и Андрея Чернихова о развитии московской агломерации. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре прессы.

mainImg
Большинство СМИ вспоминает архитектора, эксперта в области городского развития Вячеслава Глазычева, скончавшегося от сердечного приступа в ночь со вторника на среду. Журнал «Афиша» рассказывает о книгах, написанных и переведенных Глазычевым, среди которых «Город без границ», «Кевин Линч. Образ города», «Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре» и другие. Также журнал публикует воспоминания друзей и коллег известного урбаниста. Архитектор Евгений Асс говорит: «Слава был вообще полифоническим человеком, он рассуждал о мире, и город был одним – важнейшим для него – элементом этой конструкции мира. Он очень хорошо понимал устройство жизни, чувствовал ее, его воображение опиралось на реальность бытия, реальность жизни». Архитектор Юрий Григорян: «Вячеслав Глазычев занимался особенно важным делом: переводом с градостроительного языка на язык человеческий и бюрократический. При этом он сохранял дистанцию, не становясь частью власти, – некоторый природный аристократизм, который делал из него настоящего профессора, к которому прислушивались». Президент Союза архитекторов России Андрей Боков: «Глазычев – это явление, равного которому, пожалуй, сегодня ни в отечественной, ни в мировой культуре трудно отыскать. Это человек, который… старался все-таки преодолеть это чудовищное одичание нашего мира, сделать нашу профессию, наши города более цивилизованными, более человеческими, более осмысленными». О деятельности Вячеслава Глазычева, его книгах и многом другом на страницах газеты «Коммерсант» пишет Григорий Ревзин. В конце он заключает: «Честно сказать, я больше не знаю столь неприлично умных людей, которые полагали бы, что этим умом надо пользоваться, чтобы людям лучше жилось».

В начале недели компания «Галс-Девелопмент» представила новую концепцию «Детского мира», разработанную архитектором Павлом Андреевым из бюро «Моспроект-2». По словам президента «Галс-Девелопмента» Сергея Калинина, прежняя концепция универмага была переработана на 90%. Согласно новому варианту, инвестор намерен сохранить исторические габариты здания, а также прямоугольную форму и шаг колонн атриума. В семиэтажный атриум, который превратится в городскую площадь под куполом, можно будет попасть с Лубянки, Рождественки и Охотного ряда. Кроме того, концепция предполагает восстановление балюстрады и лепнины по старым чертежам. Новый проект не привел к кардинальному сокращению общей площади: 73 тыс. кв. м, заложенные в новой концепции, против 74 тыс. кв. м прежнего варианта. Примечательно, что изменения коснулись не только архитектуры здания, но и его названия: теперь оно будет называться «Центральным детским магазином на Лубянке». Окончательный проект, реализация которого оценивается в 8 млрд рублей, будет готов осенью.
zooming
Макет «Детского мира». Фото: Архи.ру, Юлия Тарабарина.
Столичные власти положительно оценили новую концепцию «Детского мира», пишет газета «Ведомости». Так, глава Мосгорнаследия Александр Кибовский назвал этот проект лучшим по многим позициям и предложил обсудить его более детально. А главному архитектору Москвы Александру Кузьмину понравилась идея превратить атриум в площадку для городских мероприятий. Но не все остались довольны новым вариантом реконструкции. Заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов называет происходящее с «Детским миром» трагедией, он настаивает на воссоздании вестибюлей, парадных лестниц здания и на перекрытии атриума фермами на высоте четвертого этажа, как это было изначально. Координатор общественного движения «Арнадзор» Наталья Самовер говорит: «Прежнего «Детского мира» никогда больше не будет. Он убит, уничтожен полностью, окончательно, навсегда. Это нужно осознать. Осталась пустая оболочка, одни фасады». И сейчас не важно, будет ли новый объект похож на прежний «Детский мир» или нет, считает она. Кроме того, Самовер сомневается в экономической эффективности нового торгового центра. Архитектурный критик Григорий Ревзин тоже полагает, что заполнить огромную площадь только детскими товарами не удастся. Позитивной новостью он считает приглашение нового архитектора Павла Андреева, который ранее работал над реставрацией Манежа и ГУМа.

Компания «Галс-Девелопмент», представив концепцию «Детского мира», возобновляет и конкурс дизайн-решений по оформлению внутренних помещений универмага, сообщают «РИА Новости».  Конкурс был объявлен три месяца назад, но только сейчас на основе новой концепции анонсировано техническое задание. На сегодняшний день на участие в открытом конкурсе подали заявки более 500 команд из России, стран СНГ, Балтии, а также специалисты из Европы, в частности из Италии и Франции. Возглавит жюри конкурса Павел Андреев. Победители, занявшие первые три места, получат от 50 тыс. рублей до 200. Итоги конкурса планируется подвести через месяц.

Новая концепция подготовлена и для Музея Москвы на Зубовском бульваре, пишет газета «Известия». Музейный центр предлагается создать на базе «Провиантских магазинов», памятника архитектуры федерального значения. Во внутреннем дворе памятника будет создана площадка для массовых мероприятий, а первые и вторые этажи зданий планируется связать по вертикали и горизонтали. Согласно концепции, в музейном центре будут открытые хранилища и система навигации. Коллекцию музея предлагается разбить на пять разделов по тематическим и хронологическим принципам. На первом этапе работ, который должен быть окончен к концу 2013 года, будет проведена реставрация зданий музея. На эти работы город готов выделить почти 190 млн рублей. Создать же полноценный музейный комплекс планируется  до 2016 года. Познакомиться с концепцией развития Музея Москвы можно на его сайте.
zooming
Эскиз нового Музея Москвы. Иллюстрация с сайта mosmuseum.ru
А в Архангельске планируется открыть целый «музейный квартал», перекрыв  несколько архитектурных памятников-музеев единым стеклянным куполом. Музейный городок будет находиться на пересечении Поморской улицы, Набережной Северной Двины и Театрального переулка. По замыслу авторов проекта, будет создано единое музейное пространство, в котором посетитель сможет перемещаться из одного музея в другой, не выходя на улицу.

Журнал «Афиша» опубликовал на этой неделе два интервью. Одно – с японским архитектором Кенго Кума, второе – с российским архитектором Юрием Григоряном. Говоря о расширении Москвы, Кенго Кума сказал, что государство должно не контролировать расширение, а работать над характером города, используя для этого культурные проекты. Он привел пример Франции, где властям удается создавать идентичность места, комбинировать культуру и социальные обязательства. О конкурсе на развитие московской агломерации и о своей концепции рассказывает Юрий Григорян. Его команда совместно с бюро ОМА на ­первом этапе конкурса получила высший балл. Они предложили развивать аэропорты как центры притяжения людей. Вокруг них будут формироваться научные городки, конгресс-центры, производства. А территорию «новой» Москвы, согласно их идее, нужно оставить  зеленой.

О московской агломерации рассуждает и еще один участник конкурса ­– архитектор Андрей Чернихов. Он говорит, что путем присоединения к Москве огромного участка земли «власти просто попытались решить локальную задачу на фоне истощения градостроительного потенциала города. Причем решали они ее исходя не из стратегических программ развития Москвы и области, а из сиюминутных соображений сложившегося диковатого рынка». В итоге, будет воплощена формула: «бизнесу – сверхприбыль, обществу – проблемы». Разумнее, по мысли архитектора, использовать для развития индустриальные зоны, которых в Москве насчитывается 18 тыс. га.

Блогер Илья Варламов и депутат Максим Кац запустили программу «Городские проекты», в рамках которой предложили горожанам собрать средства на развитие инфраструктуры в московском Щукине и на создание комфортной пешеходной зоны на Тверской, сообщает The Village. Они создали «Яндекс. Кошелек», куда все желающие могут перечислить деньги. Планируется, что каждый проект будет запускаться, как только на него соберут 100 тыс. рублей. Активисты уже запустили два небольших проекта, для которых пожертвований горожан не требуется: установка уличных пепельниц на Тверской и первый карнавал в Москве.

Газета «Московские новости» рассказывает о трех книгах творческого наследия Александра Дейнеки, последняя из которых была издана совсем недавно. Первый том 2009 года называется «Дейнека. Графика», второй 2010 года – «Дейнека. Живопись» и третий – «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура». Завершение проекта, который включал в себя серию выставок по всему миру и издание трех книг, было ознаменовано перфомансом в московском метро на станции «Маяковская», где плафоны украшены мозаиками Александра Дейнеки.

В петербургской Галерее дизайна / bulthaup открылась выставка «Эйлин Грей: Возвращение», сообщает газета «Коммерсант». Архитектор и дизайнер Эйлин Грей еще в начале XX века проектировала мебель, намного опережавшую время и впоследствии растиражированную многими дизайнерами. Во Франции она спроектировала для себя две виллы, одну из которых купил для себя Ле Корбюзье, высоко ценивший ее как архитектора. Другая выставка Петербурга посвящена региональному Союзу архитекторов. На ней представлены лучшие работы петербургских архитекторов, начиная с 1920 года. Выставка проходит в Центральном музее связи им. А.С. Попова.
zooming
Вилла Эйлин Грей. Фотография с сайта archive.diary.ru
А в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» строится целый бумажный город Картонкамск, пишет «Российская газета». В нем архитекторы будут создавать свои здания, памятники и арт-объекты. Также в Картонкамске можно будет посетить бесплатную библиотеку, бюро находок, студию песочной анимации, театральный квартал и кинотеатр диафильмов.

08 Июня 2012

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.