В поиске решений

На этой неделе пресса обсуждает Третью московскую архитектурную биеннале, пишет о работе датского архитектора Яна Гейла в Москве, а также о том, почему проект «Набережная Европы» в Петербурге может остаться так и нереализованным. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре прессы.

mainImg
23 мая начала свою работу Третья московская архитектурная биеннале под девизом «Идентичности». По словам куратора биеннале Барта Голдхоорна, разноплановое изучение этой темы «приведет к дискуссии, которая сможет выйти за рамки предпочтений и интуиции одного автора и найдет основы для развития российской архитектуры». Архитектурный критик Николай Малинин пишет, что еще при входе в здание ЦДХ посетители ощущают идентичность с национальным материалом – деревом. Там расположены выставки «АрхФермы» и Archiwood, а в парке Музеон разместился деревянный павильон «Школа». Николай Малинин рассказывает об основных проектах биеннале, говоря, что «эта выставка – главный праздник нашей архитектуры. Праздник – не как успех или триумф, а как нечто приятно регулярное, вроде Нового года». А вот архитектурный критик Григорий Ревзин так не считает: «90% выставки – это стройматериалы... Архитектура тут сбоку припека, причем припека небольшая и сильно подгоревшая». Он пишет, что большинство выставок выглядит дешево и некачественно, притом что каждая из них при соответствующем финансировании могла бы быть событием. Архитектурный критик выделяет из всего многообразия выставок только четыре: «Сложность» Левона Айрапетова, Archiwood Николая Малинина, выставку Анатолия Белова, посвященную архитектурному конкурсу в «Сколково», и выставку неоклассической архитектуры Максима Атаянца. Последнюю Григорий Ревзин считает единственным серьезным проектом «Арх-Москвы». Архитектор Кирилл Асс в журнале «Большой город» составил свой рейтинг самых интересных событиях биеннале. Среди них проект «Идентификация», который призван отразить идентичность двадцати ведущих московских архитекторов, проект «Наша вера: Тенденции», посвященный трем основным (на взгляд куратора биеннале) архитектурным течениям современности, условно названным «Сложностью», «Историзмом» и «Простотой». Кирилл Асс также выделил выставки 10 Swiss Architects, «Кремль. Неслучившееся будущее» (в Музее архитектуры) и фотопроекты Юрия Пальмина, из которых на выставке остались только фотографии ВДНХ. Биеннале  продлится до 7 июня.

А Санкт-Петербург размышляет о развитии города. Так, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко наметил пути развития северной столицы, выступая с отчетом перед Заксобранием. С одной стороны, планируется сохранять исторический центр, а с другой, развивать его и перепрофилировать. Наиболее приоритетным проектом на сегодняшний день является программа реновации кварталов, рассчитанная на десятки лет. Первыми под программу попадут территория, ограниченная Конюшенной площадью и Марсовым полем, а также квартал в районе Новой Голландии и второй сцены Мариинского театра. Колумнист телеканала «100ТВ» Сергей Ачильдиев надеется, что программа сохранения исторических кварталов Петербурга будет реализована, но при этом сомневается, что инвесторы в своем стремлении получить максимальную прибыль откажутся от идей строительства в центре города.

Так и нереализованным может остаться проект элитного жилого комплекса «Набережная Европы» и театра танца Бориса Эйфмана на Петроградской стороне, напротив Стрелки Васильевского острова. С предложением отказаться от проекта выступил глава комитета экономического развития Евгений Елин. Он считает, что появление жилого комплекса испортит вид на Ростральные колонны и закроет Князь-Владимирский собор, и предлагает создать на этой территории парк. По одной из версий,  идея отказаться от неоднозначного проекта появилась в связи с предстоящей сессией ЮНЕСКО, которая откроется в Петербурге в конце июня. Такой «пиар-ход» способен переключить внимание членов сессии с других насущных проблем города. Другая версия отсылает к якобы имеющемуся конфликту интересов инвестора проекта ЗАО «ВТБ-Девелопмент» и Газпрома, который уже владеет рядом объектов вблизи территории «Набережной Европы». Согласно третьей версии, Георгий Полтавченко таким образом наводит порядок в городе после правления Валентины Матвиенко. Между тем, инвестор уже провел архитектурный конкурс и получил все согласования. В конкурсе победили архитекторы Евгений Герасимов и Сергей Чобан, которые предложили построить комплекс высотой в восемь этажей. Предполагалось, что проект стоимостью 47 млрд рублей будет полностью завершен в 2016 году. В настоящее время на территории «Набережной Европы» заканчивается снос корпусов Государственного института прикладной химии.

Притом что в Петербурге многие проекты «зависают» или вовсе отменяются, о строительном коллапсе говорить не приходится, считает председатель комитета по строительству петербургского правительства Вячеслав Семененко. Хотя сложности для участников строительного рынка действительно существуют. Так, власть в последние годы аннулировала многие инвестиционные проекты в угоду создания зеленых общественных зон. Кроме того, сегодня не продлеваются сроки разрешений на строительство и не утверждаются проекты планировки территорий (ППТ). Вячеслав Семененко рассказал, что за последние годы были приняты ППТ, предусматривающие строительство 40 млн кв. м жилья, всего же в Петербурге 112 млн кв. м жилья. Он уверен, что значительную часть ППТ придется пересматривать.

Датский архитектор, консультант по вопросам городского дизайна Ян Гейл поможет Москве в разработке ряда масштабных проектов, пишет газета «Известия». Он примет участие в создании концепций благоустройства центрального административного округа, развития столичной агломерации и городской велосипедной инфраструктуры. Первым шагом его работы в Москве станет определение предпочтительного типа езды: использование велосипеда как средства передвижения в будние дни или только в выходные для отдыха. Затем Ян Гейл сформулирует концепцию развития велосипедной инфраструктуры и предложит сроки ее реализации. Главную проблему столицы он видит в неправильной расстановке приоритетов, – преимуществом в городе обладают автомобили. А по мнению урбаниста, Москва должна стать городом комфортным для людей с развитой сетью публичных пространств.

Список памятников Москвы может пополниться еще 60 историческими зданиями. Среди этих домов числятся дом Наркомфина на Новинском бульваре, дом-самолет на Донской улице, флигель середины XIX века рядом с храмом Воскресения в Кадашах. До конца 2012 года «Мосреставрация» закажет историко-культурную экспертизу этих объектов, на основании которой «сносная» комиссия примет решение включать ли эти здания в реестр памятников культуры. На работы по всем 60 объектам город выделяет почти 9 млн рублей.
zooming
Дом Наркомфина в Москве. Фотография / creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5
О выставке-инсталляции «Коммунальный авангард. Социальная утопия в архитектуре 1920–1930-х годов» пишут «Известия». Художник Владислав Ефимов и фотограф Сергей Леонтьев знакомят посетителей с индустриальными соцгородами Уралмаш (Екатеринбург) и Автозавод (Нижний Новгород), основанными на соединении русского авангарда и «сталинского стиля».  Выставка продлится в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке до 10 июня. 

25 Мая 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.