Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.05.2012

В поиске решений

Софья Кондрашина

На этой неделе пресса обсуждает Третью московскую архитектурную биеннале, пишет о работе датского архитектора Яна Гейла в Москве, а также о том, почему проект «Набережная Европы» в Петербурге может остаться так и нереализованным. Об этих и других событиях читайте в новом обзоре прессы.

23 мая начала свою работу Третья московская архитектурная биеннале под девизом «Идентичности». По словам куратора биеннале Барта Голдхоорна, разноплановое изучение этой темы «приведет к дискуссии, которая сможет выйти за рамки предпочтений и интуиции одного автора и найдет основы для развития российской архитектуры». Архитектурный критик Николай Малинин пишет, что еще при входе в здание ЦДХ посетители ощущают идентичность с национальным материалом – деревом. Там расположены выставки «АрхФермы» и Archiwood, а в парке Музеон разместился деревянный павильон «Школа». Николай Малинин рассказывает об основных проектах биеннале, говоря, что «эта выставка – главный праздник нашей архитектуры. Праздник – не как успех или триумф, а как нечто приятно регулярное, вроде Нового года». А вот архитектурный критик Григорий Ревзин так не считает: «90% выставки – это стройматериалы... Архитектура тут сбоку припека, причем припека небольшая и сильно подгоревшая». Он пишет, что большинство выставок выглядит дешево и некачественно, притом что каждая из них при соответствующем финансировании могла бы быть событием. Архитектурный критик выделяет из всего многообразия выставок только четыре: «Сложность» Левона Айрапетова, Archiwood Николая Малинина, выставку Анатолия Белова, посвященную архитектурному конкурсу в «Сколково», и выставку неоклассической архитектуры Максима Атаянца. Последнюю Григорий Ревзин считает единственным серьезным проектом «Арх-Москвы». Архитектор Кирилл Асс в журнале «Большой город» составил свой рейтинг самых интересных событиях биеннале. Среди них проект «Идентификация», который призван отразить идентичность двадцати ведущих московских архитекторов, проект «Наша вера: Тенденции», посвященный трем основным (на взгляд куратора биеннале) архитектурным течениям современности, условно названным «Сложностью», «Историзмом» и «Простотой». Кирилл Асс также выделил выставки 10 Swiss Architects, «Кремль. Неслучившееся будущее» (в Музее архитектуры) и фотопроекты Юрия Пальмина, из которых на выставке остались только фотографии ВДНХ. Биеннале  продлится до 7 июня.


А Санкт-Петербург размышляет о развитии города. Так, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко наметил пути развития северной столицы, выступая с отчетом перед Заксобранием. С одной стороны, планируется сохранять исторический центр, а с другой, развивать его и перепрофилировать. Наиболее приоритетным проектом на сегодняшний день является программа реновации кварталов, рассчитанная на десятки лет. Первыми под программу попадут территория, ограниченная Конюшенной площадью и Марсовым полем, а также квартал в районе Новой Голландии и второй сцены Мариинского театра. Колумнист телеканала «100ТВ» Сергей Ачильдиев надеется, что программа сохранения исторических кварталов Петербурга будет реализована, но при этом сомневается, что инвесторы в своем стремлении получить максимальную прибыль откажутся от идей строительства в центре города.

Так и нереализованным может остаться проект элитного жилого комплекса «Набережная Европы» и театра танца Бориса Эйфмана на Петроградской стороне, напротив Стрелки Васильевского острова. С предложением отказаться от проекта выступил глава комитета экономического развития Евгений Елин. Он считает, что появление жилого комплекса испортит вид на Ростральные колонны и закроет Князь-Владимирский собор, и предлагает создать на этой территории парк. По одной из версий,  идея отказаться от неоднозначного проекта появилась в связи с предстоящей сессией ЮНЕСКО, которая откроется в Петербурге в конце июня. Такой «пиар-ход» способен переключить внимание членов сессии с других насущных проблем города. Другая версия отсылает к якобы имеющемуся конфликту интересов инвестора проекта ЗАО «ВТБ-Девелопмент» и Газпрома, который уже владеет рядом объектов вблизи территории «Набережной Европы». Согласно третьей версии, Георгий Полтавченко таким образом наводит порядок в городе после правления Валентины Матвиенко. Между тем, инвестор уже провел архитектурный конкурс и получил все согласования. В конкурсе победили архитекторы Евгений Герасимов и Сергей Чобан, которые предложили построить комплекс высотой в восемь этажей. Предполагалось, что проект стоимостью 47 млрд рублей будет полностью завершен в 2016 году. В настоящее время на территории «Набережной Европы» заканчивается снос корпусов Государственного института прикладной химии.

Притом что в Петербурге многие проекты «зависают» или вовсе отменяются, о строительном коллапсе говорить не приходится, считает председатель комитета по строительству петербургского правительства Вячеслав Семененко. Хотя сложности для участников строительного рынка действительно существуют. Так, власть в последние годы аннулировала многие инвестиционные проекты в угоду создания зеленых общественных зон. Кроме того, сегодня не продлеваются сроки разрешений на строительство и не утверждаются проекты планировки территорий (ППТ). Вячеслав Семененко рассказал, что за последние годы были приняты ППТ, предусматривающие строительство 40 млн кв. м жилья, всего же в Петербурге 112 млн кв. м жилья. Он уверен, что значительную часть ППТ придется пересматривать.

Датский архитектор, консультант по вопросам городского дизайна Ян Гейл поможет Москве в разработке ряда масштабных проектов, пишет газета «Известия». Он примет участие в создании концепций благоустройства центрального административного округа, развития столичной агломерации и городской велосипедной инфраструктуры. Первым шагом его работы в Москве станет определение предпочтительного типа езды: использование велосипеда как средства передвижения в будние дни или только в выходные для отдыха. Затем Ян Гейл сформулирует концепцию развития велосипедной инфраструктуры и предложит сроки ее реализации. Главную проблему столицы он видит в неправильной расстановке приоритетов, – преимуществом в городе обладают автомобили. А по мнению урбаниста, Москва должна стать городом комфортным для людей с развитой сетью публичных пространств.

Список памятников Москвы может пополниться еще 60 историческими зданиями. Среди этих домов числятся дом Наркомфина на Новинском бульваре, дом-самолет на Донской улице, флигель середины XIX века рядом с храмом Воскресения в Кадашах. До конца 2012 года «Мосреставрация» закажет историко-культурную экспертизу этих объектов, на основании которой «сносная» комиссия примет решение включать ли эти здания в реестр памятников культуры. На работы по всем 60 объектам город выделяет почти 9 млн рублей.
Дом Наркомфина в Москве. Фотография / creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5
Дом Наркомфина в Москве. Фотография / creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5
О выставке-инсталляции «Коммунальный авангард. Социальная утопия в архитектуре 1920–1930-х годов» пишут «Известия». Художник Владислав Ефимов и фотограф Сергей Леонтьев знакомят посетителей с индустриальными соцгородами Уралмаш (Екатеринбург) и Автозавод (Нижний Новгород), основанными на соединении русского авангарда и «сталинского стиля».  Выставка продлится в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке до 10 июня.