Другим важным градостроительным событием для Москвы стало окончательное объявление итогов конкурса на проект реконструкции Политехнического музея. Попечительский совет подтвердил свои симпатии к тандему японца Дзунья Исигами и бюро ARUP, передают «РИА Новости». Напомним, что Исигами планирует создать т.н. музей-парк – окружить здание Политехнического садом в специально вырытом для этого подземном этаже. Технические вопросы к проекту, правда, так и не были сняты: «Я не очень понимаю, как этот проект технически осуществим – он предполагает создание подземного этажа, а это у нас традиционно делается плохо», – поделилась своим мнением с Газетой.ру архитектурный критик Анна Броновицкая. У Григория Ревзина опасения также вызывает чудо-пленка, которой должны затянуть внутренние дворы музея. Те же «РИА Новости» цитируют слова критика о том, это новое изобретение еще ни разу не было опробовано на практике. В СМИ, однако, подчеркивается, что фактическое проектирование будет осуществляться генеральным проектировщиком, который еще не выбран.
Одновременно с Политехническим завершился и еще один важный архитектурный конкурс – в рамках премии «Авангард», учрежденной одноименным фондом и журналом «Проект Россия», назвали лучшего молодого архитектора России. Им стал выпускник МАрхИ Игорь Чиркин. Его проект нового кампуса МИСиС, который конкурсанты, по предложению куратора премии Барта Голдхорна, разрабатывали в квартале между станциями метро «Профсоюзная» и «Новые Черемушки», признан наиболее удачным. Чиркин сохранил от сноса часть хрущевок и встроил их в проект в качестве общежитий и домов для преподавателей. Однако, по мнению жюри, ни один из четырех финалистов, и даже победитель, не избежал серьезных ошибок, среди которых, как пишет Мария Фадеева в Газета.ру, «безразличие к городскому окружению, восприятие жилых домов как человеческих складов для сна, превалирование формальных композиционных изысков над проектированием образа жизни».
Важные градостроительные перемены произошли на этой неделе в Петербурге. В отставку отправили главу питерского Комитета по охране памятников истории и культуры Веру Дементьеву, скандально известную протеже Валентины Матвиенко и виновницу многочисленных скандалов в вверенной ей сфере наследия, сообщают Карповка.нет и «Новая газета». Несмотря на очевидность нарушений, Дементьева, как ни странно, продержалась несколько месяцев и после смены губернатора – в СМИ считают, причина в том, что поиск новой кандидатуры на этот ответственный и прибыльный пост был непрост. Новым начальником КГИОП, по решению Георгия Полтавченко, станет Александр Макаров, архитектор по образованию, кстати, отметившийся, как и новый губернатор, службой в ФСБ, передает «Росбалт».
О том, что ситуация с охраной памятников в Санкт-Петербурге остается напряженной, свидетельствует недавнее создание Коалиции Петербургского Действия «Градозащита» – об этом оппозиционеры объявили на пресс-конференции 17 октября, пишет ЗАКС.ру. Коалиция собирается противостоять разрушению исторического облика города и ухудшению условий проживания петербуржцев, в частности, «программе реновации» жилья, в результате которой около 150 тысяч человек могут быть выселены из своих благоустроенных (и нередко исторических!) кварталов на территории социально неблагополучных окраин. Подробнее об этом читайте в статье на портале Sensus Novus. Среди других направлений деятельности коалиции – борьба против возведения «Лахта-Центра» и уничтожения археологических памятников Охтинского мыса, сноса Апраксина двора, застройки Сенной площади и др.
Кстати, борцам за сохранение наследия прибавилось хлопот и в Москве: на днях газета «Московские новости» сообщила об инициативе столичных властей передать право выбора подрядчиков для ремонта культовых зданий настоятелям храмов. До сих пор заказчиком реставрационных работ выступал город, однако, как прокомментировали в Москомнаследии, решение приняли во избежание ситуаций, когда «настоятели по разным причинам не благословляли художников или строителей на работу». Защитники наследия, в свою очередь, обеспокоены, что это может привести к нарушениям при реставрации памятников и созданию откровенной бутафории ради ускорения процесса, в чем некоторые настоятели уже были замечены.
В завершение обзора упомянем две любопытные рецензии на недавно вышедшие книги – «Москва глазами архитектора» Владимира Резвина и «Советский модернизм 1955-1985» Владимира Белоголовского и Феликса Новикова. «Такому путеводителю сам дядя Гиляй был бы рад», – пишет журнал «Итоги» о книге Резвина и торопит читателя посетить описанные в ней архитектурные достопримечательности, пока их облик не утрачен. А газета The Architect`sNewspaper публикует очерк о книге, написанной двумя известными современными архитекторами и архкритиками про один из самых неоднозначных и интересных периодов советской архитектуры – модернизм. Этой книгой ее авторы в очередной раз обращают внимание на художественную ценность построек 1950-х – 1980-х годов, обладавших большой выразительностью и ярко выраженным своеобразием, несмотря на жесткую систему ограничений своего времени.
По словам Владимира Ресина, строительство ММДЦ «Москва-Сити» завершится через четыре года. KM.RU
Японское бюро «Кавамура и Исигами» собирается сделать Политех музеем-садом. Газета.Ру
Победитель премии молодых архитектором «Авангард» Игорь Чиркин является еще и участником конкурса в области современного искусства – премии Кандинского. РИА Новости
За время пребывания госпожи Дементьевой главной надзирательницей памятников архитектуры было немало громких скандалов. Карповка.Нет
Лиговский проспект, 216 (арх. Зограф А.А., 1900) – историческое здание приговорено к сносу в рамках программы «СПб – Реновация». Sensus Novus (Артель аналитиков)
Теперь настоятели храмов сами смогут выбирать подрядчиков для ремонта церквей. «Московские Новости»
Владимир Резвин, один из старейших архитекторов Москвы, ненавязчиво погружает нас в подлинную Москву – такую, какой она была до всех генпланов вместе взятых. Журнал «Итоги»
Рецензия на книгу Владимира Белоголовского и Феликса Новикова «Советский модернизм 1955-1985» посвящена одному из поворотных периодов в истории русской архитектуры – периода, часто называемого «запоздалым модернизмом». Фото предоставлено Музеем архитектуры им. А. В. Щусева