Мегаполис: люди, автомобили, поезда. Часть 1.

Редакция получила вдумчивый и развернутый текст, посвященный транспортной проблеме Москвы в сравнении с другими мегаполисами и подписанный псевдонимом – Р. Вол. Публикуем этот текст в двух частях.

mainImg
0 Сегодня транспортная проблема является одной из важнейших для всех мегаполисов Земли. Каждый город ищет свой путь решения этой задачи. Москва – не исключение. Для выбора оптимального решения необходимо критически оценить опыт мегаполисов, вступивших в автомобильную эру ранее Москвы, и выбрать свои решения, исходя из существующих в городе реалий и финансовых возможностей.

Центр, город, агломерация

Крупнейшие города мира исторически развивались по одному из трех сценариев:
  1. развитие средневекового города-крепости
  2. свободное расширение городского поселения с включением окрестных городов и сел
  3. плановое (по плану) развитие относительно «молодых» городов.
Процесс становления мегаполиса существенно определил ситуацию, сложившуюся в городе в настоящее время. Как правило, возникшие из крепостей города, имеют радиально-кольцевую структуру, существенно затрудняю-щую организацию движения транспорта в таком городе. В «составных» городах на значительной территории городские кварталы чередуются с большим количеством парков, возникших на месте полей и огородов. В планово развивающихся городах стремятся к созданию ортогональной сетки улиц.

Крупные города формировались на протяжении нескольких столетий, постепенно увеличивая население и расширяя территорию, что позволяет определить в них несколько концентрических зон, окружающих центр. Условно они могут быть названы так: историческое ядро => центр города => город => мегаполис => агломерация.

Из многочисленных крупных городов сегодня выделяют четыре мировые агломерации, существенно опреде-ляющие жизнь на Земле. Они, естественно, находятся под пристальным вниманием градостроителей. Это – Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио, представляющие разные парадигмы развития и имеющие свою специфику, характерную для разных регионов Земли.
Москва также может быть отнесена к глобальным центрам как по своим характеристикам, так и по влиянию на события в мире. Для оценки места Москвы среди ведущих городов Земли необходимо сравнить основные характе-ристики мировых мегаполисов.

В работе приводятся оценочные данные, ибо сведения национальных и международных организаций о чис-ленности населения городов и их агломераций существенно разнятся, что тесно связано с различными критериями и методикой выделения границ городских образований. Эти оценки можно получит по сведениям, подготовленным экспертами ООН из World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. – New York, 2008.

Париж – типичный город с радиально-кольцевой планировочной структурой. Историческим центром города яв-ляется остров Ситэ, вокруг которого созданы два вложенных друг в друга «кольца». Первое из них ограничено це-почкой Внешних бульваров – это старинные предместья, вошедшие в городскую черту в XIII веке. Второе кольцо – старые промышленные и жилые кварталы, ставшие Парижем в XIX веке. Оба кольца соответствуют официальным границам департамента Париж. Его обрамляют 7 высокоурбанизированных департаментов, образующих вместе с городом Парижскую городскую агломерацию. Городское влияние распространяется и дальше, формируя Парижский городской район, границы которого совпадают с районом Иль-де-Франс. В табл. 1 приведены данные по структурным зонам Парижа.

Таблица 1
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

«Священный овал»

20

0,6

Центр города

Департамент Париж

105

2,3

Город

Парижская агломерация в узких границах

460

6,6

Мегаполис

Парижская агломерация в широких границах

1,2 тыс.

9,8

Агломерация

Парижский район – Иль-де-Франс

12,0 тыс.

11,6


Лондон образовался в результате срастания городков и деревень, расположенных вдоль Темзы, которые, об-разовав единое пространство, сохранили следы индивидуальности. В результате город имеет полицентрический характер, реальные границы которого трудно определить, и сегодня существует несколько определений города Лон-дона: City of London, Лондонское графство, Большой Лондон, Лондонский почтовый округ, Лондонский телеграфный округ, Лондонский транспортный округ и т.д. Можно выделить следующие элементы в территориальной структуре города: историческое ядро - Сити; Внутренний Лондон, включающий 13 городских районов и Внешний Лондон – пояс старых пригородов из 19 районов, которые вместе формируют Большой Лондон (Greater London). Эта историческая застройка окружена кольцом Метрополитенской зоны – новых пригородов и городов-спутников, разделенных сельской местностью. Большой Лондон и часть непосредственно примыкающих к нему территорий четырех графств образуют Лондонскую агломерацию, а включая весь пояс (еще семь графств) – Метрополитенский район. В табл. 2 приведены данные по структурным зонам Лондона.

Таблица 2

Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Сити

2,5

0,07

Центр города

«Внутренний Лондон»

311

2,9

Город

«Большой Лондон»

1,6 тыс.

7,4

Мегаполис

Агломерация Большого Лондона

5,4 тыс.

10

Агломерация

Лондонский метрополитенский район

11,4

17


Токио, как и Лондон, сформировался в результате поглощения столицей Японии ряда соседних городов. Се-годня Токио – центр гигантского городского образования, расположенного на берегу одноименного залива и на мно-гие десятки километров раскинувшегося в центре острова Хонсю. Официально Токио является не городом, а столичным округом (особой префектурой), который состоит из 62-х административных единиц – городов, поселков и сельских общин. Ядро этой агломерации – три городских района вокруг императорского дворца. Центральную зону города образуют 7 районов, вокруг которых находятся еще 16 районов. Эти 23 специальных района образуют «собственно город» или Токио-Ку. Районы приравнены по статусу к городам: у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичная префектура (Токио-To) – урбанизированный район, вытянувшийся вдоль тихоокеанского побережья, подступая к внутренним горным массивам. Кроме 23 муниципалитетов, в префектуру входят 26 городов, один уезд и четыре округа, вместе образующих Токийский метрополитенский район (Большое Токио). Огромная агломерация включает Токио, Иокогаму и небольшие населенные пункты их окружающие. В табл. 3 приведены данные по структурным зонам Токио.

Таблица 3
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Городские районы Тиеда, Тюо, Минато

42

0,3

Центр города

7 центральных городских районов

97

1,2

Город

23 специальных района «Токио-Ку»

622

8,7

Мегаполис

Большой Токио «Токио-Тоу»

2,2 тыс.

13,1

Агломерация

Агломерация Токио-Иокогама

13,6 тыс.

35,2


Нью-Йорк – самый молодой из мировых агломераций: первое европейское поселение появилось здесь только в 1626 г. С 1811 г. город развивается по генеральному плану, реализация которого позволила создать ортогональную сетку улиц и проспектов в центре города. Европейцы сразу же поняли эффективность размещения здесь города-порта, который стал стремительно расти, заняв почти весь остров Манхэттен. В результате в Нью-Йорке отсутствует ярко выраженное историческое ядро. Само понятие Нью-Йорк – многозначно, обозначающее территории со-вершенно разного масштаба. Это и округ Нью-Йорк, совпадающий с муниципальным районом Манхэттен, и собственно город – Нью-Йорк Сити, включающий помимо Манхэттена еще четыре района (Бруклин, Квинс, Бронкс и Рич-монд), и так называемый урбанизированный ареал Большой Нью-Йорк, и агломерация Большого Нью-Йорка. В табл. 4 приведены данные по структурным зонам Нью-Йорка.

Таблица 4                                                                                                                       
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

 

 

 

Центр города

Манхэттен

60

1,4

Город

Нью-Йорк Сити

781

8,2

Мегаполис

Большой Нью-Йорк

7,3 тыс.

16

Агломерация

Агломерация Нью-Йорк

9,2 тыс.

18,7


Москва, как и Париж, является типичным примером радиально-кольцевой структуры, характерной для горо-дов, развитие которых началось в Средние века. В городе можно выделить центральную точку – Московский Кремль – небольшая городская структура площадью 28 га, со своими проездами, площадями, парками и множеством строений. Однако сегодня здесь постоянными жителями могут считаться только солдаты Президентского полка. Стены Кремля – самое внутреннее московское кольцо. Первый городской пояс – район средневекового посада, размещенного у стен Кремля. Его границы (второе кольцо) проходят по бывшей китайгородской стене, которую формируют Китайгородский переулок, Старая, Новая, Лубянская, Театральная, Манежная и Боровицкая площади и связываю-щие их улицы и проезды. Далее расположились Бульварное, Садовое и Третье транспортное кольца (ТТК), Малая окружная железная дорога и Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). Таким образом, от центра города до его границы сегодня можно насчитать 7 колец. Кольцевая структура прослеживается далеко за пределы города: на расстоянии 65 – 150 км от центра города проходят: 335-километровое Московское малое кольцо (бетонка), а так-же Большая Московская окружная железная дорога и «Большая бетонка» (Московское большое кольцо), оба кольца имеют длину более 550 км, хотя они и не повторяют друг друга.
Административно-территориальное деление города не совпадает с его кольцевой структурой. Так, за формальной городской границей (МКАД) из 125 районов города находятся 19 (15%), а все 10 районов ЦАО расположены как внутри, так и вне Садового кольца. Сегодня историческим центром (ядром) Москвы является территория внутри Садового кольца. Центральную зону города образует Центральный административный округ, внешняя граница которого близка к ТТК. Собственно город расположился внутри МКАД.

Столичный регион, кроме Москвы, включает более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Московская агломерация существенно отличается от других мировых агломераций – население сосредото-чено, в основном, в городах, вытянувшихся вдоль радиально отходящих от Москвы железных дорог, формируя мно-голучевую звезду. В Европе и Северной Америке крупные города окружают города и городки, где люди живут в частных домах. Эти пригороды занимают большие пространства, равномерно застроенные невысокими домами. Как правило, люди попадают в центр города на автомобиле или на пригородном поезде по многочисленным дорогам. Московская агломерация может быть условно разделена на два пригородных пояса, последовательно окружающих Москву – ближний и дальний, расположенных на расстоянии до 45 – 50 км и до 50 – 70 км от центра Москвы соот-ветственно. В ближнем пригородном поясе Москвы живет 4,1 млн. человек. Среди его множества городов и поселков можно выделить крупные (более 100 тыс. жителей) города: Балашиха (население – 215 тыс. человек), Химки (207), Королев (184), Мытищи (173), Люберцы (172), Одинцово (139), Железнодорожный (132), Красногорск (117). Население всех городов и поселков составляет около 2,9 млн. человек. В ближний пригородный пояс входят также 14 рай-онов различных округов Москвы и Зеленоград, являющийся округом Москвы, в которых живет 1,16 млн. москвичей. Вся московская агломерация (кроме Москвы) включает в себя 14 районов Московской области (из них 2 частично), 29 городских округа. Ежедневно маятниковая миграция между Москвой и населенными пунктами, расположенными в пригородных поясах, составляет более 1 млн. человек. В табл. 5 приведены данные по структурным зонам Москвы.

Таблица 5
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Внутри Садового кольца

19

0,232

Центр города

ЦАО

66

0,76

Город

Внутри МКАД

890

10,36

Мегаполис

Первый пригородный пояс

4,5 тыс.

14,4

Агломерация

Московская агломерация

13 тыс.

17

Примечание. Данные по населению Москвы и ее пригородов взяты из предварительных итогов переписи 2010 г.

Пять мировых столиц представляют три основных сценария развития: Париж и Москва с ярко выраженной радиально-кольцевой структурой сформировались вокруг средневековых крепостей, которые постепенно расширялись, окружая себя все новыми и новыми защитными сооружениями. Островные Лондон и Токио, отделенные от континента морями и, как следствие, от опасности набегов, росли без городских стен за счет поглощения окружающих городов, поселков, деревень. Некоторые из них до сих пор частично сохранили свою автономность. Молодой Нью-Йорк развивался по плану с учетом требований удобного доступа к разным районам.

Люди, дома, бульвары
Главное, что привлекает людей в мегагорода – возможность приложения труда в различных сферах деятельности для всех членов семьи. Да и саму семью здесь создать проще. Иными словами, большой город дает человеку больше возможностей для самореализации. Мегаполисы притягивают людей, увеличиваясь в размерах. В результате сегодня они вытянулись на огромные расстояния и чтобы  попасть в нужное место необходимо преодолеть десятки километров, что возможно только используя транспорт. Поэтому жители больших городов «срослись» со своими автомобилями, образовав новых кентавров.
Сводные таблицы 6 – 8 позволяют оценить градостроительные характеристики Москвы среди мировых столиц.

Таблица 6                                                                                                
Структурные зоны

Площадь, км

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

20,0

2,5

42,0

 

19,3

21,0

Центр города

105,0

311,0

97,0

60,0

66,0

116,1

Город

460,0

1 579,0

621,7

781,0

890,0

866,3

Мегаполис

1 200,0

5 400,0

2 187,7

7 300,0

4 500,0

4 117,5

Агломерация

12 000,0

11 400,0

13 600,0

9 200,0

10 000,0

11 240,0


Таблица 7
Структурные зоны

Население, млн. чел.

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

0,60

0,01

0,33

 

0,23

0,3

Центр города

2,30

2,90

1,20

1,40

0,76

1,7

Город

6,60

8,10

8,65

8,20

10,36

6,7

Мегаполис

9,80

10,00

13,10

16,00

14,40

11,1

Агломерация

11,60

17,00

35,20

18,7

17,00

19,4


Таблица 8
Структурные зоны

Плотность населения, чел./га

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

300,0

28,0

77,6

 

120,2

131,5

Центр города

219,0

93,2

123,7

235,3

115,2

157,3

Город

143,5

51,3

139,2

105,0

116,4

111,1

Мегаполис

81,7

18,5

59,9

21,9

32,0

42,8

Агломерация

9,7

14,9

25,9

20,3

17,0

17,6


На транспортную ситуацию в городе влияют три основных фактора:
  • плотность населения в различных зонах города
  • количество автомобилей в городе и их количество на дорогах в конкретный момент (в первую очередь, в ча-сы «пик»)
  • размер и качество улично-дорожной сети (УДС).
zooming
График 1. Структурные зоны городов: сравнение // Нью-Йорк. Центральный парк
Карта пробок, обычных для Москвы в восемь часов вечера рабочего дня. © yandex.ru

Как видно из табл.8 и графика 1, плотность населения в Москве, за одним исключением, меньше средних зна-чений по мировым столицам во всех зонах города. И только в городе плотность населения Москвы выше среднего значения, правда, всего на 4,8%.

Низкая плотность населения в Москве связана с основным постулатом построения городских кварталов – большая площадь дворов, жесткие требования по размерам двора на каждого жителя. При таком подходе, даже с увеличением высотности строительства, плотность населения существенно не возрастает. Второй особенностью Москвы является наличие многочисленных скверов и небольших парков, которые разбросаны по всему городу. Низ-кая плотность повышает расстояния, которые необходимо проехать от точки А до точки Б, требует строительства большого числа дорог, «задерживает» на улицах и магистралях много машин.

Другие столицы имеют иную парадигму застройки – плотные жилые кварталы и большие парки. Достаточно вспомнить парки Лондона, Парижа или Центральный парк Нью-Йорка площадью 340 га. Эти парки не «генерируют» автомобильные потоки – проложенные вдоль них магистрали, не имеющие пересечений и не требующие развязок, канализируют большой поток транзитных автомобилей, проезжающих по их границам.
продолжение следует
Р. Вол

30 Сентября 2011

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.