Мегаполис: люди, автомобили, поезда. Часть 1.

Редакция получила вдумчивый и развернутый текст, посвященный транспортной проблеме Москвы в сравнении с другими мегаполисами и подписанный псевдонимом – Р. Вол. Публикуем этот текст в двух частях.

mainImg
Сегодня транспортная проблема является одной из важнейших для всех мегаполисов Земли. Каждый город ищет свой путь решения этой задачи. Москва – не исключение. Для выбора оптимального решения необходимо критически оценить опыт мегаполисов, вступивших в автомобильную эру ранее Москвы, и выбрать свои решения, исходя из существующих в городе реалий и финансовых возможностей.

Центр, город, агломерация

Крупнейшие города мира исторически развивались по одному из трех сценариев:
  1. развитие средневекового города-крепости
  2. свободное расширение городского поселения с включением окрестных городов и сел
  3. плановое (по плану) развитие относительно «молодых» городов.
Процесс становления мегаполиса существенно определил ситуацию, сложившуюся в городе в настоящее время. Как правило, возникшие из крепостей города, имеют радиально-кольцевую структуру, существенно затрудняю-щую организацию движения транспорта в таком городе. В «составных» городах на значительной территории городские кварталы чередуются с большим количеством парков, возникших на месте полей и огородов. В планово развивающихся городах стремятся к созданию ортогональной сетки улиц.

Крупные города формировались на протяжении нескольких столетий, постепенно увеличивая население и расширяя территорию, что позволяет определить в них несколько концентрических зон, окружающих центр. Условно они могут быть названы так: историческое ядро => центр города => город => мегаполис => агломерация.

Из многочисленных крупных городов сегодня выделяют четыре мировые агломерации, существенно опреде-ляющие жизнь на Земле. Они, естественно, находятся под пристальным вниманием градостроителей. Это – Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио, представляющие разные парадигмы развития и имеющие свою специфику, характерную для разных регионов Земли.
Москва также может быть отнесена к глобальным центрам как по своим характеристикам, так и по влиянию на события в мире. Для оценки места Москвы среди ведущих городов Земли необходимо сравнить основные характе-ристики мировых мегаполисов.

В работе приводятся оценочные данные, ибо сведения национальных и международных организаций о чис-ленности населения городов и их агломераций существенно разнятся, что тесно связано с различными критериями и методикой выделения границ городских образований. Эти оценки можно получит по сведениям, подготовленным экспертами ООН из World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. – New York, 2008.

Париж – типичный город с радиально-кольцевой планировочной структурой. Историческим центром города яв-ляется остров Ситэ, вокруг которого созданы два вложенных друг в друга «кольца». Первое из них ограничено це-почкой Внешних бульваров – это старинные предместья, вошедшие в городскую черту в XIII веке. Второе кольцо – старые промышленные и жилые кварталы, ставшие Парижем в XIX веке. Оба кольца соответствуют официальным границам департамента Париж. Его обрамляют 7 высокоурбанизированных департаментов, образующих вместе с городом Парижскую городскую агломерацию. Городское влияние распространяется и дальше, формируя Парижский городской район, границы которого совпадают с районом Иль-де-Франс. В табл. 1 приведены данные по структурным зонам Парижа.

Таблица 1
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

«Священный овал»

20

0,6

Центр города

Департамент Париж

105

2,3

Город

Парижская агломерация в узких границах

460

6,6

Мегаполис

Парижская агломерация в широких границах

1,2 тыс.

9,8

Агломерация

Парижский район – Иль-де-Франс

12,0 тыс.

11,6


Лондон образовался в результате срастания городков и деревень, расположенных вдоль Темзы, которые, об-разовав единое пространство, сохранили следы индивидуальности. В результате город имеет полицентрический характер, реальные границы которого трудно определить, и сегодня существует несколько определений города Лон-дона: City of London, Лондонское графство, Большой Лондон, Лондонский почтовый округ, Лондонский телеграфный округ, Лондонский транспортный округ и т.д. Можно выделить следующие элементы в территориальной структуре города: историческое ядро - Сити; Внутренний Лондон, включающий 13 городских районов и Внешний Лондон – пояс старых пригородов из 19 районов, которые вместе формируют Большой Лондон (Greater London). Эта историческая застройка окружена кольцом Метрополитенской зоны – новых пригородов и городов-спутников, разделенных сельской местностью. Большой Лондон и часть непосредственно примыкающих к нему территорий четырех графств образуют Лондонскую агломерацию, а включая весь пояс (еще семь графств) – Метрополитенский район. В табл. 2 приведены данные по структурным зонам Лондона.

Таблица 2

Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Сити

2,5

0,07

Центр города

«Внутренний Лондон»

311

2,9

Город

«Большой Лондон»

1,6 тыс.

7,4

Мегаполис

Агломерация Большого Лондона

5,4 тыс.

10

Агломерация

Лондонский метрополитенский район

11,4

17


Токио, как и Лондон, сформировался в результате поглощения столицей Японии ряда соседних городов. Се-годня Токио – центр гигантского городского образования, расположенного на берегу одноименного залива и на мно-гие десятки километров раскинувшегося в центре острова Хонсю. Официально Токио является не городом, а столичным округом (особой префектурой), который состоит из 62-х административных единиц – городов, поселков и сельских общин. Ядро этой агломерации – три городских района вокруг императорского дворца. Центральную зону города образуют 7 районов, вокруг которых находятся еще 16 районов. Эти 23 специальных района образуют «собственно город» или Токио-Ку. Районы приравнены по статусу к городам: у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичная префектура (Токио-To) – урбанизированный район, вытянувшийся вдоль тихоокеанского побережья, подступая к внутренним горным массивам. Кроме 23 муниципалитетов, в префектуру входят 26 городов, один уезд и четыре округа, вместе образующих Токийский метрополитенский район (Большое Токио). Огромная агломерация включает Токио, Иокогаму и небольшие населенные пункты их окружающие. В табл. 3 приведены данные по структурным зонам Токио.

Таблица 3
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Городские районы Тиеда, Тюо, Минато

42

0,3

Центр города

7 центральных городских районов

97

1,2

Город

23 специальных района «Токио-Ку»

622

8,7

Мегаполис

Большой Токио «Токио-Тоу»

2,2 тыс.

13,1

Агломерация

Агломерация Токио-Иокогама

13,6 тыс.

35,2


Нью-Йорк – самый молодой из мировых агломераций: первое европейское поселение появилось здесь только в 1626 г. С 1811 г. город развивается по генеральному плану, реализация которого позволила создать ортогональную сетку улиц и проспектов в центре города. Европейцы сразу же поняли эффективность размещения здесь города-порта, который стал стремительно расти, заняв почти весь остров Манхэттен. В результате в Нью-Йорке отсутствует ярко выраженное историческое ядро. Само понятие Нью-Йорк – многозначно, обозначающее территории со-вершенно разного масштаба. Это и округ Нью-Йорк, совпадающий с муниципальным районом Манхэттен, и собственно город – Нью-Йорк Сити, включающий помимо Манхэттена еще четыре района (Бруклин, Квинс, Бронкс и Рич-монд), и так называемый урбанизированный ареал Большой Нью-Йорк, и агломерация Большого Нью-Йорка. В табл. 4 приведены данные по структурным зонам Нью-Йорка.

Таблица 4                                                                                                                       
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

 

 

 

Центр города

Манхэттен

60

1,4

Город

Нью-Йорк Сити

781

8,2

Мегаполис

Большой Нью-Йорк

7,3 тыс.

16

Агломерация

Агломерация Нью-Йорк

9,2 тыс.

18,7


Москва, как и Париж, является типичным примером радиально-кольцевой структуры, характерной для горо-дов, развитие которых началось в Средние века. В городе можно выделить центральную точку – Московский Кремль – небольшая городская структура площадью 28 га, со своими проездами, площадями, парками и множеством строений. Однако сегодня здесь постоянными жителями могут считаться только солдаты Президентского полка. Стены Кремля – самое внутреннее московское кольцо. Первый городской пояс – район средневекового посада, размещенного у стен Кремля. Его границы (второе кольцо) проходят по бывшей китайгородской стене, которую формируют Китайгородский переулок, Старая, Новая, Лубянская, Театральная, Манежная и Боровицкая площади и связываю-щие их улицы и проезды. Далее расположились Бульварное, Садовое и Третье транспортное кольца (ТТК), Малая окружная железная дорога и Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). Таким образом, от центра города до его границы сегодня можно насчитать 7 колец. Кольцевая структура прослеживается далеко за пределы города: на расстоянии 65 – 150 км от центра города проходят: 335-километровое Московское малое кольцо (бетонка), а так-же Большая Московская окружная железная дорога и «Большая бетонка» (Московское большое кольцо), оба кольца имеют длину более 550 км, хотя они и не повторяют друг друга.
Административно-территориальное деление города не совпадает с его кольцевой структурой. Так, за формальной городской границей (МКАД) из 125 районов города находятся 19 (15%), а все 10 районов ЦАО расположены как внутри, так и вне Садового кольца. Сегодня историческим центром (ядром) Москвы является территория внутри Садового кольца. Центральную зону города образует Центральный административный округ, внешняя граница которого близка к ТТК. Собственно город расположился внутри МКАД.

Столичный регион, кроме Москвы, включает более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Московская агломерация существенно отличается от других мировых агломераций – население сосредото-чено, в основном, в городах, вытянувшихся вдоль радиально отходящих от Москвы железных дорог, формируя мно-голучевую звезду. В Европе и Северной Америке крупные города окружают города и городки, где люди живут в частных домах. Эти пригороды занимают большие пространства, равномерно застроенные невысокими домами. Как правило, люди попадают в центр города на автомобиле или на пригородном поезде по многочисленным дорогам. Московская агломерация может быть условно разделена на два пригородных пояса, последовательно окружающих Москву – ближний и дальний, расположенных на расстоянии до 45 – 50 км и до 50 – 70 км от центра Москвы соот-ветственно. В ближнем пригородном поясе Москвы живет 4,1 млн. человек. Среди его множества городов и поселков можно выделить крупные (более 100 тыс. жителей) города: Балашиха (население – 215 тыс. человек), Химки (207), Королев (184), Мытищи (173), Люберцы (172), Одинцово (139), Железнодорожный (132), Красногорск (117). Население всех городов и поселков составляет около 2,9 млн. человек. В ближний пригородный пояс входят также 14 рай-онов различных округов Москвы и Зеленоград, являющийся округом Москвы, в которых живет 1,16 млн. москвичей. Вся московская агломерация (кроме Москвы) включает в себя 14 районов Московской области (из них 2 частично), 29 городских округа. Ежедневно маятниковая миграция между Москвой и населенными пунктами, расположенными в пригородных поясах, составляет более 1 млн. человек. В табл. 5 приведены данные по структурным зонам Москвы.

Таблица 5
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Внутри Садового кольца

19

0,232

Центр города

ЦАО

66

0,76

Город

Внутри МКАД

890

10,36

Мегаполис

Первый пригородный пояс

4,5 тыс.

14,4

Агломерация

Московская агломерация

13 тыс.

17

Примечание. Данные по населению Москвы и ее пригородов взяты из предварительных итогов переписи 2010 г.

Пять мировых столиц представляют три основных сценария развития: Париж и Москва с ярко выраженной радиально-кольцевой структурой сформировались вокруг средневековых крепостей, которые постепенно расширялись, окружая себя все новыми и новыми защитными сооружениями. Островные Лондон и Токио, отделенные от континента морями и, как следствие, от опасности набегов, росли без городских стен за счет поглощения окружающих городов, поселков, деревень. Некоторые из них до сих пор частично сохранили свою автономность. Молодой Нью-Йорк развивался по плану с учетом требований удобного доступа к разным районам.

Люди, дома, бульвары
Главное, что привлекает людей в мегагорода – возможность приложения труда в различных сферах деятельности для всех членов семьи. Да и саму семью здесь создать проще. Иными словами, большой город дает человеку больше возможностей для самореализации. Мегаполисы притягивают людей, увеличиваясь в размерах. В результате сегодня они вытянулись на огромные расстояния и чтобы  попасть в нужное место необходимо преодолеть десятки километров, что возможно только используя транспорт. Поэтому жители больших городов «срослись» со своими автомобилями, образовав новых кентавров.
Сводные таблицы 6 – 8 позволяют оценить градостроительные характеристики Москвы среди мировых столиц.

Таблица 6                                                                                                
Структурные зоны

Площадь, км

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

20,0

2,5

42,0

 

19,3

21,0

Центр города

105,0

311,0

97,0

60,0

66,0

116,1

Город

460,0

1 579,0

621,7

781,0

890,0

866,3

Мегаполис

1 200,0

5 400,0

2 187,7

7 300,0

4 500,0

4 117,5

Агломерация

12 000,0

11 400,0

13 600,0

9 200,0

10 000,0

11 240,0


Таблица 7
Структурные зоны

Население, млн. чел.

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

0,60

0,01

0,33

 

0,23

0,3

Центр города

2,30

2,90

1,20

1,40

0,76

1,7

Город

6,60

8,10

8,65

8,20

10,36

6,7

Мегаполис

9,80

10,00

13,10

16,00

14,40

11,1

Агломерация

11,60

17,00

35,20

18,7

17,00

19,4


Таблица 8
Структурные зоны

Плотность населения, чел./га

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

300,0

28,0

77,6

 

120,2

131,5

Центр города

219,0

93,2

123,7

235,3

115,2

157,3

Город

143,5

51,3

139,2

105,0

116,4

111,1

Мегаполис

81,7

18,5

59,9

21,9

32,0

42,8

Агломерация

9,7

14,9

25,9

20,3

17,0

17,6


На транспортную ситуацию в городе влияют три основных фактора:
  • плотность населения в различных зонах города
  • количество автомобилей в городе и их количество на дорогах в конкретный момент (в первую очередь, в ча-сы «пик»)
  • размер и качество улично-дорожной сети (УДС).
zooming
График 1. Структурные зоны городов: сравнение // Нью-Йорк. Центральный парк
Карта пробок, обычных для Москвы в восемь часов вечера рабочего дня. © yandex.ru

Как видно из табл.8 и графика 1, плотность населения в Москве, за одним исключением, меньше средних зна-чений по мировым столицам во всех зонах города. И только в городе плотность населения Москвы выше среднего значения, правда, всего на 4,8%.

Низкая плотность населения в Москве связана с основным постулатом построения городских кварталов – большая площадь дворов, жесткие требования по размерам двора на каждого жителя. При таком подходе, даже с увеличением высотности строительства, плотность населения существенно не возрастает. Второй особенностью Москвы является наличие многочисленных скверов и небольших парков, которые разбросаны по всему городу. Низ-кая плотность повышает расстояния, которые необходимо проехать от точки А до точки Б, требует строительства большого числа дорог, «задерживает» на улицах и магистралях много машин.

Другие столицы имеют иную парадигму застройки – плотные жилые кварталы и большие парки. Достаточно вспомнить парки Лондона, Парижа или Центральный парк Нью-Йорка площадью 340 га. Эти парки не «генерируют» автомобильные потоки – проложенные вдоль них магистрали, не имеющие пересечений и не требующие развязок, канализируют большой поток транзитных автомобилей, проезжающих по их границам.
продолжение следует
Р. Вол

30 Сентября 2011

Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.