Мегаполис: люди, автомобили, поезда. Часть 1.

Редакция получила вдумчивый и развернутый текст, посвященный транспортной проблеме Москвы в сравнении с другими мегаполисами и подписанный псевдонимом – Р. Вол. Публикуем этот текст в двух частях.

mainImg
Сегодня транспортная проблема является одной из важнейших для всех мегаполисов Земли. Каждый город ищет свой путь решения этой задачи. Москва – не исключение. Для выбора оптимального решения необходимо критически оценить опыт мегаполисов, вступивших в автомобильную эру ранее Москвы, и выбрать свои решения, исходя из существующих в городе реалий и финансовых возможностей.

Центр, город, агломерация

Крупнейшие города мира исторически развивались по одному из трех сценариев:
  1. развитие средневекового города-крепости
  2. свободное расширение городского поселения с включением окрестных городов и сел
  3. плановое (по плану) развитие относительно «молодых» городов.
Процесс становления мегаполиса существенно определил ситуацию, сложившуюся в городе в настоящее время. Как правило, возникшие из крепостей города, имеют радиально-кольцевую структуру, существенно затрудняю-щую организацию движения транспорта в таком городе. В «составных» городах на значительной территории городские кварталы чередуются с большим количеством парков, возникших на месте полей и огородов. В планово развивающихся городах стремятся к созданию ортогональной сетки улиц.

Крупные города формировались на протяжении нескольких столетий, постепенно увеличивая население и расширяя территорию, что позволяет определить в них несколько концентрических зон, окружающих центр. Условно они могут быть названы так: историческое ядро => центр города => город => мегаполис => агломерация.

Из многочисленных крупных городов сегодня выделяют четыре мировые агломерации, существенно опреде-ляющие жизнь на Земле. Они, естественно, находятся под пристальным вниманием градостроителей. Это – Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио, представляющие разные парадигмы развития и имеющие свою специфику, характерную для разных регионов Земли.
Москва также может быть отнесена к глобальным центрам как по своим характеристикам, так и по влиянию на события в мире. Для оценки места Москвы среди ведущих городов Земли необходимо сравнить основные характе-ристики мировых мегаполисов.

В работе приводятся оценочные данные, ибо сведения национальных и международных организаций о чис-ленности населения городов и их агломераций существенно разнятся, что тесно связано с различными критериями и методикой выделения границ городских образований. Эти оценки можно получит по сведениям, подготовленным экспертами ООН из World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. – New York, 2008.

Париж – типичный город с радиально-кольцевой планировочной структурой. Историческим центром города яв-ляется остров Ситэ, вокруг которого созданы два вложенных друг в друга «кольца». Первое из них ограничено це-почкой Внешних бульваров – это старинные предместья, вошедшие в городскую черту в XIII веке. Второе кольцо – старые промышленные и жилые кварталы, ставшие Парижем в XIX веке. Оба кольца соответствуют официальным границам департамента Париж. Его обрамляют 7 высокоурбанизированных департаментов, образующих вместе с городом Парижскую городскую агломерацию. Городское влияние распространяется и дальше, формируя Парижский городской район, границы которого совпадают с районом Иль-де-Франс. В табл. 1 приведены данные по структурным зонам Парижа.

Таблица 1
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

«Священный овал»

20

0,6

Центр города

Департамент Париж

105

2,3

Город

Парижская агломерация в узких границах

460

6,6

Мегаполис

Парижская агломерация в широких границах

1,2 тыс.

9,8

Агломерация

Парижский район – Иль-де-Франс

12,0 тыс.

11,6


Лондон образовался в результате срастания городков и деревень, расположенных вдоль Темзы, которые, об-разовав единое пространство, сохранили следы индивидуальности. В результате город имеет полицентрический характер, реальные границы которого трудно определить, и сегодня существует несколько определений города Лон-дона: City of London, Лондонское графство, Большой Лондон, Лондонский почтовый округ, Лондонский телеграфный округ, Лондонский транспортный округ и т.д. Можно выделить следующие элементы в территориальной структуре города: историческое ядро - Сити; Внутренний Лондон, включающий 13 городских районов и Внешний Лондон – пояс старых пригородов из 19 районов, которые вместе формируют Большой Лондон (Greater London). Эта историческая застройка окружена кольцом Метрополитенской зоны – новых пригородов и городов-спутников, разделенных сельской местностью. Большой Лондон и часть непосредственно примыкающих к нему территорий четырех графств образуют Лондонскую агломерацию, а включая весь пояс (еще семь графств) – Метрополитенский район. В табл. 2 приведены данные по структурным зонам Лондона.

Таблица 2

Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Сити

2,5

0,07

Центр города

«Внутренний Лондон»

311

2,9

Город

«Большой Лондон»

1,6 тыс.

7,4

Мегаполис

Агломерация Большого Лондона

5,4 тыс.

10

Агломерация

Лондонский метрополитенский район

11,4

17


Токио, как и Лондон, сформировался в результате поглощения столицей Японии ряда соседних городов. Се-годня Токио – центр гигантского городского образования, расположенного на берегу одноименного залива и на мно-гие десятки километров раскинувшегося в центре острова Хонсю. Официально Токио является не городом, а столичным округом (особой префектурой), который состоит из 62-х административных единиц – городов, поселков и сельских общин. Ядро этой агломерации – три городских района вокруг императорского дворца. Центральную зону города образуют 7 районов, вокруг которых находятся еще 16 районов. Эти 23 специальных района образуют «собственно город» или Токио-Ку. Районы приравнены по статусу к городам: у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичная префектура (Токио-To) – урбанизированный район, вытянувшийся вдоль тихоокеанского побережья, подступая к внутренним горным массивам. Кроме 23 муниципалитетов, в префектуру входят 26 городов, один уезд и четыре округа, вместе образующих Токийский метрополитенский район (Большое Токио). Огромная агломерация включает Токио, Иокогаму и небольшие населенные пункты их окружающие. В табл. 3 приведены данные по структурным зонам Токио.

Таблица 3
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Городские районы Тиеда, Тюо, Минато

42

0,3

Центр города

7 центральных городских районов

97

1,2

Город

23 специальных района «Токио-Ку»

622

8,7

Мегаполис

Большой Токио «Токио-Тоу»

2,2 тыс.

13,1

Агломерация

Агломерация Токио-Иокогама

13,6 тыс.

35,2


Нью-Йорк – самый молодой из мировых агломераций: первое европейское поселение появилось здесь только в 1626 г. С 1811 г. город развивается по генеральному плану, реализация которого позволила создать ортогональную сетку улиц и проспектов в центре города. Европейцы сразу же поняли эффективность размещения здесь города-порта, который стал стремительно расти, заняв почти весь остров Манхэттен. В результате в Нью-Йорке отсутствует ярко выраженное историческое ядро. Само понятие Нью-Йорк – многозначно, обозначающее территории со-вершенно разного масштаба. Это и округ Нью-Йорк, совпадающий с муниципальным районом Манхэттен, и собственно город – Нью-Йорк Сити, включающий помимо Манхэттена еще четыре района (Бруклин, Квинс, Бронкс и Рич-монд), и так называемый урбанизированный ареал Большой Нью-Йорк, и агломерация Большого Нью-Йорка. В табл. 4 приведены данные по структурным зонам Нью-Йорка.

Таблица 4                                                                                                                       
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

 

 

 

Центр города

Манхэттен

60

1,4

Город

Нью-Йорк Сити

781

8,2

Мегаполис

Большой Нью-Йорк

7,3 тыс.

16

Агломерация

Агломерация Нью-Йорк

9,2 тыс.

18,7


Москва, как и Париж, является типичным примером радиально-кольцевой структуры, характерной для горо-дов, развитие которых началось в Средние века. В городе можно выделить центральную точку – Московский Кремль – небольшая городская структура площадью 28 га, со своими проездами, площадями, парками и множеством строений. Однако сегодня здесь постоянными жителями могут считаться только солдаты Президентского полка. Стены Кремля – самое внутреннее московское кольцо. Первый городской пояс – район средневекового посада, размещенного у стен Кремля. Его границы (второе кольцо) проходят по бывшей китайгородской стене, которую формируют Китайгородский переулок, Старая, Новая, Лубянская, Театральная, Манежная и Боровицкая площади и связываю-щие их улицы и проезды. Далее расположились Бульварное, Садовое и Третье транспортное кольца (ТТК), Малая окружная железная дорога и Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). Таким образом, от центра города до его границы сегодня можно насчитать 7 колец. Кольцевая структура прослеживается далеко за пределы города: на расстоянии 65 – 150 км от центра города проходят: 335-километровое Московское малое кольцо (бетонка), а так-же Большая Московская окружная железная дорога и «Большая бетонка» (Московское большое кольцо), оба кольца имеют длину более 550 км, хотя они и не повторяют друг друга.
Административно-территориальное деление города не совпадает с его кольцевой структурой. Так, за формальной городской границей (МКАД) из 125 районов города находятся 19 (15%), а все 10 районов ЦАО расположены как внутри, так и вне Садового кольца. Сегодня историческим центром (ядром) Москвы является территория внутри Садового кольца. Центральную зону города образует Центральный административный округ, внешняя граница которого близка к ТТК. Собственно город расположился внутри МКАД.

Столичный регион, кроме Москвы, включает более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Московская агломерация существенно отличается от других мировых агломераций – население сосредото-чено, в основном, в городах, вытянувшихся вдоль радиально отходящих от Москвы железных дорог, формируя мно-голучевую звезду. В Европе и Северной Америке крупные города окружают города и городки, где люди живут в частных домах. Эти пригороды занимают большие пространства, равномерно застроенные невысокими домами. Как правило, люди попадают в центр города на автомобиле или на пригородном поезде по многочисленным дорогам. Московская агломерация может быть условно разделена на два пригородных пояса, последовательно окружающих Москву – ближний и дальний, расположенных на расстоянии до 45 – 50 км и до 50 – 70 км от центра Москвы соот-ветственно. В ближнем пригородном поясе Москвы живет 4,1 млн. человек. Среди его множества городов и поселков можно выделить крупные (более 100 тыс. жителей) города: Балашиха (население – 215 тыс. человек), Химки (207), Королев (184), Мытищи (173), Люберцы (172), Одинцово (139), Железнодорожный (132), Красногорск (117). Население всех городов и поселков составляет около 2,9 млн. человек. В ближний пригородный пояс входят также 14 рай-онов различных округов Москвы и Зеленоград, являющийся округом Москвы, в которых живет 1,16 млн. москвичей. Вся московская агломерация (кроме Москвы) включает в себя 14 районов Московской области (из них 2 частично), 29 городских округа. Ежедневно маятниковая миграция между Москвой и населенными пунктами, расположенными в пригородных поясах, составляет более 1 млн. человек. В табл. 5 приведены данные по структурным зонам Москвы.

Таблица 5
Структурные зоны

Границы

Площадь, км2

Население, млн.

Историческое ядро

Внутри Садового кольца

19

0,232

Центр города

ЦАО

66

0,76

Город

Внутри МКАД

890

10,36

Мегаполис

Первый пригородный пояс

4,5 тыс.

14,4

Агломерация

Московская агломерация

13 тыс.

17

Примечание. Данные по населению Москвы и ее пригородов взяты из предварительных итогов переписи 2010 г.

Пять мировых столиц представляют три основных сценария развития: Париж и Москва с ярко выраженной радиально-кольцевой структурой сформировались вокруг средневековых крепостей, которые постепенно расширялись, окружая себя все новыми и новыми защитными сооружениями. Островные Лондон и Токио, отделенные от континента морями и, как следствие, от опасности набегов, росли без городских стен за счет поглощения окружающих городов, поселков, деревень. Некоторые из них до сих пор частично сохранили свою автономность. Молодой Нью-Йорк развивался по плану с учетом требований удобного доступа к разным районам.

Люди, дома, бульвары
Главное, что привлекает людей в мегагорода – возможность приложения труда в различных сферах деятельности для всех членов семьи. Да и саму семью здесь создать проще. Иными словами, большой город дает человеку больше возможностей для самореализации. Мегаполисы притягивают людей, увеличиваясь в размерах. В результате сегодня они вытянулись на огромные расстояния и чтобы  попасть в нужное место необходимо преодолеть десятки километров, что возможно только используя транспорт. Поэтому жители больших городов «срослись» со своими автомобилями, образовав новых кентавров.
Сводные таблицы 6 – 8 позволяют оценить градостроительные характеристики Москвы среди мировых столиц.

Таблица 6                                                                                                
Структурные зоны

Площадь, км

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

20,0

2,5

42,0

 

19,3

21,0

Центр города

105,0

311,0

97,0

60,0

66,0

116,1

Город

460,0

1 579,0

621,7

781,0

890,0

866,3

Мегаполис

1 200,0

5 400,0

2 187,7

7 300,0

4 500,0

4 117,5

Агломерация

12 000,0

11 400,0

13 600,0

9 200,0

10 000,0

11 240,0


Таблица 7
Структурные зоны

Население, млн. чел.

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

0,60

0,01

0,33

 

0,23

0,3

Центр города

2,30

2,90

1,20

1,40

0,76

1,7

Город

6,60

8,10

8,65

8,20

10,36

6,7

Мегаполис

9,80

10,00

13,10

16,00

14,40

11,1

Агломерация

11,60

17,00

35,20

18,7

17,00

19,4


Таблица 8
Структурные зоны

Плотность населения, чел./га

Париж

Лондон

Токио

Нью-Йорк

Москва

Среднее

Историческое ядро

300,0

28,0

77,6

 

120,2

131,5

Центр города

219,0

93,2

123,7

235,3

115,2

157,3

Город

143,5

51,3

139,2

105,0

116,4

111,1

Мегаполис

81,7

18,5

59,9

21,9

32,0

42,8

Агломерация

9,7

14,9

25,9

20,3

17,0

17,6


На транспортную ситуацию в городе влияют три основных фактора:
  • плотность населения в различных зонах города
  • количество автомобилей в городе и их количество на дорогах в конкретный момент (в первую очередь, в ча-сы «пик»)
  • размер и качество улично-дорожной сети (УДС).
zooming
График 1. Структурные зоны городов: сравнение // Нью-Йорк. Центральный парк
Карта пробок, обычных для Москвы в восемь часов вечера рабочего дня. © yandex.ru

Как видно из табл.8 и графика 1, плотность населения в Москве, за одним исключением, меньше средних зна-чений по мировым столицам во всех зонах города. И только в городе плотность населения Москвы выше среднего значения, правда, всего на 4,8%.

Низкая плотность населения в Москве связана с основным постулатом построения городских кварталов – большая площадь дворов, жесткие требования по размерам двора на каждого жителя. При таком подходе, даже с увеличением высотности строительства, плотность населения существенно не возрастает. Второй особенностью Москвы является наличие многочисленных скверов и небольших парков, которые разбросаны по всему городу. Низ-кая плотность повышает расстояния, которые необходимо проехать от точки А до точки Б, требует строительства большого числа дорог, «задерживает» на улицах и магистралях много машин.

Другие столицы имеют иную парадигму застройки – плотные жилые кварталы и большие парки. Достаточно вспомнить парки Лондона, Парижа или Центральный парк Нью-Йорка площадью 340 га. Эти парки не «генерируют» автомобильные потоки – проложенные вдоль них магистрали, не имеющие пересечений и не требующие развязок, канализируют большой поток транзитных автомобилей, проезжающих по их границам.
продолжение следует
Р. Вол

30 Сентября 2011

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».