Университет в кольце

Фонд «Сколково» представил концепцию ключевого района будущего иннограда – Сколковского института науки и технологий. Экскизные проекты планировки территории D3 (Университет) разработаны швейцарским архитектурным бюро Херцога и де Мерона (Нerzog & de Meuron Architekten). Как выяснилось на презентации, предельно рациональной композиции попечители предпочли вариант в вольном экологическом стиле.

Автор текста:
Анна Гараненко

22 Сентября 2011
mainImg
Напомним, генеральный план инновационного центра «Сколково» был утвержден в июле 2011 года. Тогда же были определены архитекторы-кураторы четырех районов (Южный, Северный, Университет и Технопарк) и трех особых зон (Центральная, Зеленая, а также зона между Южным районом и Технопарком) из числа членов Градостроительного совета фонда «Сколково». Им предстояло в течение семи месяцев разработать проекты планировки каждой из территорий. Представленный в Центре международной торговли проект – первый результат этой работы.

Зона D3 (Университет) расположена в центре будущего иннограда и прилегает к железнодорожной станции. Причем его центральное положение не столько физическое, сколько смысловое – учебное заведение должно определить основное содержание инновационного центра, фактически, стать его «градообразующим предприятием». Поэтому перед архитекторами, помимо соблюдения соотношения аудиторий, лабораторий и библиотек, была поставлена задача изобрести совершенно новое пространство, пригодное, в том числе, для проектной работы.

– Современные студенты и профессора произносят слово «проект» по двести раз на дню. Можно предположить, что в течение пятилетнего обучения в Сколковском институте науки и технологий количество командных проектов будет весьма значительно. Между тем, во внутренней организации традиционного университета для такого типа деятельности вообще нет места. Кафе и другие публичные места оказываются для этого гораздо более приспособленными, – рассказал на презентации Олег Алексеев, вице-президент фонда «Сколково» по образованию и исследованиям. – Наша цель – вернуть публичную деятельность извне внутрь университета.

– Главной задачей архитекторов было спроектировать места встреч и пути движения внутри университета, – пояснил Гари Вентворт, директор объединенной дирекции фонда «Сколково» по активам и сервисам. – Так, чтобы люди пересекались, а не уединялись в кабинетах.

Видимо, именно попытками извлечь ученых из кабинетов объясняется очевидный приоритет общественных пространств. Собственно, планировка территории заключалась в выстраивании системы внутренних дворов, обрамленных аудиторными корпусами. Швейцарское бюро Херцога и де Мерона (куратор района D3) представило два варианта обрамления. Первый – предельно рациональная композиция из встроенных один в другой параллелепипедов, которые образовали два обширных прямоугольных двора, похожие на дворы британских колледжей. Этот вариант так и называется – Courtyard (двор). П-образное пространство городского бульвара обрамляет один из дворов, оказываясь таким образом внутри университетской территории, между корпусами. Впрочем, простота планировки, доходящая до откровенной скуки, оставила у заказчиков, представителей фонда «Сколково» ощущение, что этот вариант сделан в качестве «условной альтернативы» – для создания видимости выбора.

Второй вариант (под названием Enfilade – анфилада) оказался гораздо более изощренным – композиция из четырех колец, почти олимпийских, только разного размера и соединенных в вольном порядке. Каждое из них образует внутренний двор, в котором расположен некий экологический объект – кусок леса и даже озеро (в проекте – Swan Lake, Лебединое озеро). Систему пересекают крест накрест две хорды – за счет этого кольца-корпуса получают больший объем, а внутренние пространства усложняются. Высота корпусов – 20 метров (четыре лабораторных этажа), но, как рассказала archi.ru главный архитектор проекта Ольга Большанина, ее планируется  снизить до 16 метров, учитывая общую сколковскую тенденцию к невысокой застройке. Рядом с университетскими корпусами спланирована жилая зона со спортивным комплексом, поликлиникой, несколькими детскими садами и школами. 
        
– Оба варианта прошли слушания в градостроительном совете при фонде «Сколково», а также в попечительском совете, – сообщил Гари Вентворт. – Кроме того, поскольку университет – самый важный элемент центра Сколково, они были представлены также господину Медведеву (президенту РФ – АГ). Могу с радостью сообщить, что второй планировочный вариант был утвержден для дальнейшей разработки.

– Главная проблема любого пространства в том, насколько оно притягательно, и сколько времени люди готовы там проводить. Если оно будет красиво с архитектурной точки зрения, насыщено самыми современными технологиями, но по каким-то причинам не будет притягивать людей, они станут вести свою деятельность где-то в другом месте, – сказал Олег Алексеев. – То есть важные процессы будут находиться вне нашего внимания и понимания. По нашему мнению, университет – и сердце, и разум Сколкова. Если все пойдет нормально, и удастся установить связь между душевными качествами и рассудочными соображениями, можно рассчитывать на то, что Сколково будет жить счастливо и радостно. Если этого не произойдет, нас ожидает много разочарований.
   
Территория сколковского Университета занимает около 60 гектаров (общая площадь иннограда – 400 гектаров). Из запланированных к строительству 2 миллионов квадратных метров недвижимости 550 тысяч отведено будущему институту науки и технологий. Он будет строиться в две очереди. Первая, как ожидается, должна быть сдана в мае 2014 года – с тем, чтобы в сентябре здесь стартовали первые учебные программы.
Бюро Херцога и де Мерона. Концепция Университета Сколково, 09.2011. 1 вариант: courtyard (дворы). Фотографии Анны Гараненко
zooming
Бюро Херцога и де Мерона. Концепция Университета Сколково, 09.2011. 1 вариант: courtyard (дворы)
zooming
План 1 варианта: courtyard (дворы)
zooming
Бюро Херцога и де Мерона. Концепция Университета Сколково, 09.2011. 2 вариант: enfilade (анфилада)
2 вариант: двор «Лебединое озеро»
zooming
План 2 варианта: enfilade (анфилада)
zooming
Гари Вентворт, Артем Морозов, Олег Алексеев, Роберт Боэс
Гари Вентворт
Ольга Большанина, ГАП проекта


22 Сентября 2011

Автор текста:

Анна Гараненко
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».