«Архитектура Петербурга»: биеннале-2011

До 24 апреля в Мраморном зале Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге проходит Третья биеннале «Архитектура Петербурга-2011». В экспозицию вошли проекты ведущих петербургских архитекторов, выполненные за последние два года.

Автор текста:
Анна Кирикова

23 Апреля 2011
mainImg
Все зависит от угла зрения. Под одним, «Архитектура Петербурга-2011» – это собрание лучших архитектурных произведений последних лет, выращенных в Петербурге. Централизованной волей петербургского объединения архитектурных мастерских (ОАМ) на выставке представлены произведения тех, кто сегодня действительно очень активно проектирует и строит в этом городе. На первом этаже, в частности, собраны самые сильные участники –  заслуженные мастера, обладатели всевозможных наград. Серьезные люди, вся жизнь в профессии. Вот только на душе немного тревожно, потому что здесь и вправду лучшие из лучших в Петербурге, а результат этому не вполне пропорционален.

Казалось бы, классический обман ожидания: приходишь за прекрасным, а тут – унылые интерпретации классики, наспех прорисованный конструктивизм и модерн, парафразы европейских реализаций, и вообще какая-то странная утомленность от профессии, отсутствие сильных жестов, поиска оригинальных приемов. Но стоит лишь слегка сменить угол восприятия, как начинается самое интересное. «Архитектура Петербурга» – она ведь не о концептуально-«бумажных» предложениях на заданную тему, не о «порисовать на досуге»,  она – о том, что действительно сегодня происходит, произошло или вот-вот произойдет в Петербурге.  О наших современниках, о «здесь и сейчас». И в этом ее безусловная ценность.  Она – об итогах и перспективах реального «мужского» проектирования с его матюгами на стройке, урезанной сметой и заказчиком, которому кажется, что он как никто другой знает толк в классике и/или хайтеке. И о том, насколько эрудиция и профессионализм архитектора могут эту систему пошатнуть. «Архитектура Петербурга», пожалуй, о героях и анти-героях нашего времени, которые, к тому же, легко меняются между собой местами.

Итак, Петербург-2011.

Здесь уже наполовину реализован Grand projet: в конце прошлого года Никита Явейн и его «Студия 44» завершили первую очередь реконструкции восточного крыла Главного штаба. По идее, новые помещения должны быть открыты для города, не дожидаясь окончания строительства второй очереди (а это чуть более половины здания), – как только в них разместится часть новой постоянной коллекции. Пока же, судя по фотографиям, по только что отстроенной парадной лестнице бродит всего один человек – Олег Явейн, руководитель проекта. И все же архитектурно музей уже существует. Дело – за наполнением.

Петербург замер в ожидании и двух других Grand projets – реконструкции международного аэропорта и строительства нового зоопарка. Замер – потому что проекты уже существуют, а вот когда город приступит к их реализации и приступит ли вообще – загадка. Озвучиваются разные цифры, но точных дат стенд комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) – организатор обоих конкурсов – не дает. За новый «Пулково-2» отвечают Grimshaw & Partners, а также их петербургский партнер Сергей Орешкин и его «А-ЛЕН» (это, пожалуй, самая активно строящая проектная организация города). За новый зоопарк, причем на болотах, а оттого особенно петербургский, – французы Beckmann N'Thepe. Их проект – размышление на тему того, как выглядела бы карта мира, если бы континенты принимали свои размеры сообразно с количеством и разнообразием флоры и фауны. Второй конкурсный проект, (проигравший) принадлежит тандему мастерской Вячеслава Ухова и «Студии 17» Святослава Гайковича, автора одновременно одной из лучших петербургских реализаций последних лет – жилого комплекса «Ориенталь», прекрасно вписанного в панораму Малой Невки.  Их концепция зоосада основана на создании системы насыпных холмов и общественных пространств-павильонов под стеклянными крышами на балках причудливой конфигурации. Забавно, но сами крыши воспринимаются как парафраз тех же  Beckmann N'Thepe: за год до конкурса французы также спроектировали общественные пространства под неровной стеклянной крышей для зоопарка в Хельсинки. 

В этом году петербургские архитекторы представили и много проектов на экспорт. Та же «Студия 44» показала целых три конкурсных проекта, выполненных только для Астаны – города, в котором президент Назарбаев в традициях модернизма создает столицу Республики практически с нуля. В «Студии 44» успели поработать и для Лондона – постмодернистские игры в «Площадь Гагарина»  – общественный комплекс с жилой доминантой неподалеку от Tate Modern. Получилось иронично, но в реализацию пока верится с трудом.

Тандем мастерских «Витрувий и сыновья» Сергея Падалки и «АМ ТРИ» Вадима Спиридонова разработал концепцию генерального плана территории «Олимпийского парка» в Сочи. Если все пойдет, как задумано, то к 2014 году Имеретинская низменность обрастет причудливым хайтеком  олимпийских объектов. Это одно из самых позитивных впечатлений от выставки. Хотя понятно, что в Петербурге даже хай-тек получается какой-то сдержанный, «классицизирующий», почти ретро хай-тек – наверно, как-то так могли бы выглядеть иллюстрации к оригинальному изданию «Сто лет тому вперед». «Студия 44» спроектировала для Сочи железнодорожный вокзал, а Максим Атаянц – медиадеревню «Горки-город». Последнее – жонглирование историческими приемами на фоне снежно-горного пейзажа.  Обращаться к неоклассике, ордеру, сегодня – это как ходить по тонкому лезвию бритвы: чаще всего получается грубо, нелепо и как-то в лоб. А Атаянц как ходил, так и ходит – и получается у него тонко и интеллигентно. По крайней мере, на картинках.

За культурно-просветительскую миссию на мероприятии отвечает Институт ПРО АРТЕ. С их легкой руки в Петербург в этом году  приехали Йорн Нарюд (Narud Stokke Wiig) и Улле Густавсен (Snøhetta), Штефан Бениш (Behnisch Architekten), Пиа Илонен и Мина Лукандер (Talli Design & Architecture), взорвавший публику Кай-Уве Бергман (BIG), а также москвичи – Борис Левянт, Юрий Григорян, Владимир Плоткин и Виктор Логвинов.

Кажется, Петербург небезнадежен и сухая отчетная выставка проектных работ все-таки имеет шанс превратиться в пространство креативного диалога. А архитектура Петербурга – сделать шаг на пути к тому, чем она, на самом деле, всегда и была – и уж точно не унылой и утомленной. Пока же остается помнить, что «Архитектура Петербурга» – она не о лучших. Она о разных архитекторах, которые показывают разную по уровню архитектуру. Это Петербург, 2011 год. Что выросло, то выросло. Не упустите момент.
Стенд «Студии 44». Фото: Алексей Абакумов
Фото: Алексей Абакумов
Стенд «А-ЛЕН». Фото: Алексей Абакумов
Лекционный и кинозал. Открытие выставки. Фото: Алексей Абакумов
Лекция Штефана Бениша. Фото: Алексей Абакумов
Фото: Алексей Абакумов
Уле Густавсен. Фото: Алексей Абакумов
Йорн Нарюд. Фото: Алексей Абакумов


23 Апреля 2011

Автор текста:

Анна Кирикова
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.