До 24 апреля в Мраморном зале Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге проходит Третья биеннале «Архитектура Петербурга-2011». В экспозицию вошли проекты ведущих петербургских архитекторов, выполненные за последние два года.
Стенд «Студии 44». Фото: Алексей Абакумов
Все зависит от угла зрения. Под одним, «Архитектура Петербурга-2011» – это собрание лучших архитектурных произведений последних лет, выращенных в Петербурге. Централизованной волей петербургского объединения архитектурных мастерских (ОАМ) на выставке представлены произведения тех, кто сегодня действительно очень активно проектирует и строит в этом городе. На первом этаже, в частности, собраны самые сильные участники – заслуженные мастера, обладатели всевозможных наград. Серьезные люди, вся жизнь в профессии. Вот только на душе немного тревожно, потому что здесь и вправду лучшие из лучших в Петербурге, а результат этому не вполне пропорционален.
Казалось бы, классический обман ожидания: приходишь за прекрасным, а тут – унылые интерпретации классики, наспех прорисованный конструктивизм и модерн, парафразы европейских реализаций, и вообще какая-то странная утомленность от профессии, отсутствие сильных жестов, поиска оригинальных приемов. Но стоит лишь слегка сменить угол восприятия, как начинается самое интересное. «Архитектура Петербурга» – она ведь не о концептуально-«бумажных» предложениях на заданную тему, не о «порисовать на досуге», она – о том, что действительно сегодня происходит, произошло или вот-вот произойдет в Петербурге. О наших современниках, о «здесь и сейчас». И в этом ее безусловная ценность. Она – об итогах и перспективах реального «мужского» проектирования с его матюгами на стройке, урезанной сметой и заказчиком, которому кажется, что он как никто другой знает толк в классике и/или хайтеке. И о том, насколько эрудиция и профессионализм архитектора могут эту систему пошатнуть. «Архитектура Петербурга», пожалуй, о героях и анти-героях нашего времени, которые, к тому же, легко меняются между собой местами.
Итак, Петербург-2011.
Здесь уже наполовину реализован Grand projet: в конце прошлого года Никита Явейн и его «Студия 44» завершили первую очередь реконструкции восточного крыла Главного штаба. По идее, новые помещения должны быть открыты для города, не дожидаясь окончания строительства второй очереди (а это чуть более половины здания), – как только в них разместится часть новой постоянной коллекции. Пока же, судя по фотографиям, по только что отстроенной парадной лестнице бродит всего один человек – Олег Явейн, руководитель проекта. И все же архитектурно музей уже существует. Дело – за наполнением.
Петербург замер в ожидании и двух других Grand projets – реконструкции международного аэропорта и строительства нового зоопарка. Замер – потому что проекты уже существуют, а вот когда город приступит к их реализации и приступит ли вообще – загадка. Озвучиваются разные цифры, но точных дат стенд комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) – организатор обоих конкурсов – не дает. За новый «Пулково-2» отвечают Grimshaw & Partners, а также их петербургский партнер Сергей Орешкин и его «А-ЛЕН» (это, пожалуй, самая активно строящая проектная организация города). За новый зоопарк, причем на болотах, а оттого особенно петербургский, – французы Beckmann N'Thepe. Их проект – размышление на тему того, как выглядела бы карта мира, если бы континенты принимали свои размеры сообразно с количеством и разнообразием флоры и фауны. Второй конкурсный проект, (проигравший) принадлежит тандему мастерской Вячеслава Ухова и «Студии 17» Святослава Гайковича, автора одновременно одной из лучших петербургских реализаций последних лет – жилого комплекса «Ориенталь», прекрасно вписанного в панораму Малой Невки. Их концепция зоосада основана на создании системы насыпных холмов и общественных пространств-павильонов под стеклянными крышами на балках причудливой конфигурации. Забавно, но сами крыши воспринимаются как парафраз тех же Beckmann N'Thepe: за год до конкурса французы также спроектировали общественные пространства под неровной стеклянной крышей для зоопарка в Хельсинки.
В этом году петербургские архитекторы представили и много проектов на экспорт. Та же «Студия 44» показала целых три конкурсных проекта, выполненных только для Астаны – города, в котором президент Назарбаев в традициях модернизма создает столицу Республики практически с нуля. В «Студии 44» успели поработать и для Лондона – постмодернистские игры в «Площадь Гагарина» – общественный комплекс с жилой доминантой неподалеку от Tate Modern. Получилось иронично, но в реализацию пока верится с трудом.
Тандем мастерских «Витрувий и сыновья» Сергея Падалки и «АМ ТРИ» Вадима Спиридонова разработал концепцию генерального плана территории «Олимпийского парка» в Сочи. Если все пойдет, как задумано, то к 2014 году Имеретинская низменность обрастет причудливым хайтеком олимпийских объектов. Это одно из самых позитивных впечатлений от выставки. Хотя понятно, что в Петербурге даже хай-тек получается какой-то сдержанный, «классицизирующий», почти ретро хай-тек – наверно, как-то так могли бы выглядеть иллюстрации к оригинальному изданию «Сто лет тому вперед». «Студия 44» спроектировала для Сочи железнодорожный вокзал, а Максим Атаянц – медиадеревню «Горки-город». Последнее – жонглирование историческими приемами на фоне снежно-горного пейзажа. Обращаться к неоклассике, ордеру, сегодня – это как ходить по тонкому лезвию бритвы: чаще всего получается грубо, нелепо и как-то в лоб. А Атаянц как ходил, так и ходит – и получается у него тонко и интеллигентно. По крайней мере, на картинках.
За культурно-просветительскую миссию на мероприятии отвечает Институт ПРО АРТЕ. С их легкой руки в Петербург в этом году приехали Йорн Нарюд (Narud Stokke Wiig) и Улле Густавсен (Snøhetta), Штефан Бениш (Behnisch Architekten), Пиа Илонен и Мина Лукандер (Talli Design & Architecture), взорвавший публику Кай-Уве Бергман (BIG), а также москвичи – Борис Левянт, Юрий Григорян, Владимир Плоткин и Виктор Логвинов.
Кажется, Петербург небезнадежен и сухая отчетная выставка проектных работ все-таки имеет шанс превратиться в пространство креативного диалога. А архитектура Петербурга – сделать шаг на пути к тому, чем она, на самом деле, всегда и была – и уж точно не унылой и утомленной. Пока же остается помнить, что «Архитектура Петербурга» – она не о лучших. Она о разных архитекторах, которые показывают разную по уровню архитектуру. Это Петербург, 2011 год. Что выросло, то выросло. Не упустите момент.
Фото: Алексей Абакумов
Стенд «А-ЛЕН». Фото: Алексей Абакумов
Лекционный и кинозал. Открытие выставки. Фото: Алексей Абакумов
Лекция Штефана Бениша. Фото: Алексей Абакумов
Фото: Алексей Абакумов
Уле Густавсен. Фото: Алексей Абакумов
Йорн Нарюд. Фото: Алексей Абакумов
|