Без Юрия Михайловича

Наступившая с отставкой Юрия Лужкова «оттепель» в отношениях городских властей и общественности дала себя почувствовать и на вчерашнем заседании Общественного совета. На заседании рассматривались два скандальнейших проекта – реконструкции Провиантских складов и строительства депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади. Впервые за последние годы защитникам старины не было за что упрекнуть совет: решения по обоим объектам устроили всех.

mainImg
Заседание началось с рассмотрения нового и малоизвестного градостроительного проекта – «территориальной схемы Восточной зоны формирования градостроительных комплексов». Речь идет о нескольких районах сразу: проект включает Преображенское, Богородское, Семеновскую, Соколиную гору; площадь территории больше 2 тысяч гектаров. Столь масштабные проекты никогда раньше не рассматривались на совете, – по словам главного архитектора города Александра Кузьмина, сейчас он вынес его на рассмотрение специально, для того, чтобы проверить, каким образом новый генплан справится с подобной задачей. У перечисленных районов много проблем: низкая обеспеченность жильем, социальной инфраструктурой, обширные промзоны, требующие санитарной защиты.

Авторы проекта предлагают найти внутри обозначенной территории резерв свободного места и использовать его для модернизации жилого фонда: заменить до 93 % некомфортного жилья, увеличив его площадь в 1.7 раза. Значительную часть земли предлагается отвести под развитие сети улиц и магистралей. Достаточно сказать, что здесь собираются построить Северную рокаду – хордовую магистраль, а также большой участок Четвертого кольца. Учитывая еще и заложенный в проект прирост населения на 10 %, плотность застройки значительно вырастает, что заставило некоторых экспертов усомниться – так ли комфортна окажется будущая жилая среда, о которой рассказывал Александр Кузьмин.

В пользу проекта говорит, тем временем, новшество разработчиков генплана – выделить в отдельный проект особую зону «исторической Преображенки», расположенную между Яузой и бывшим Камер-Коллежским валом, к разработке которой будут привлечена специальная рабочая группа.

Владимир Ресин поддержал проект, однако смутился выступлением тех экспертов, что предрекли застройке переуплотнение. Врио мэра заявил, что главная задача таких глобальных реконструкций – получить комфортную среду проживания, в первую очередь, для местных жителей, даже пусть и ценой экономической выгоды. Поэтому «показатели плотности в проекте необходимо подправить». С тем проект и приняли.

Затем совет обратился к судьбе знаменитого комплекса Провиантских складов, существующий проект реконструкции которых с приспособлением под Музей Москвы, был очень жестко раскритикован специалистами за идею перекрытия двора между историческими корпусами и предполагаемое строительство обширной подземной части. Вспомнить о проекте в столь сложное для городской администрации время заставило, видимо, недавнее заявление РПЦ, решившей окончательно выселить Музей Москвы из помещений храма Иоанна Богослова на Новой площади. При этом и Провиантские склады, не без труда освобожденные Минобороны и переданные на баланс города, пока что не стали окончательным пристанищем музея, поскольку разрабатывать экспозиционную концепцию можно лишь после заключения реставраторов. Но начать свою работу они до сих пор не могли в отсутствие окончательно согласованного проекта. 

Вчера совет принял историческое решение – приспосабливать памятник под музей исключительно в рамках закона. А это значит, в первую очередь, отказаться от перекрытия двора в любом виде. С такой позицией неожиданно выступил сам Александр Кузьмин. Он напомнил, что ансамбль из трех П-образных корпусов и небольшого корпуса кордегардии – это территория памятника, на которую 17-я мастерская «Моспоекта-2» разработала и утвердила так называемый «предмет охраны». Как известно, никакое новое строительство законом здесь не разрешается – ни перекрытие двора, ни отдельно стоящий стеклянный объем (вроде пирамиды Лувра) в центре двора. Более того, двор не замнут и попытка перекрыть его повлекла бы за собой сооружение еще и дополнительной стенки со стороны Кропоткинского переулка. Тем временем, этот крытый двор с точки зрения экспозиционной площади практически ничего не дает, заявил Кузьмин: всего 4 тысяч квадратных метров плюс к имеющимся 35 тысячам.

Тем не менее, на другом спорном пункте проекта – подземном строительстве – главный архитектор настаивает. Он считает, что под открытым двором необходимо соорудить комплекс вспомогательных помещений – вестибюли, туалеты, инженерные помещения, фондохранилище и проч., для того, чтобы освободить от них сами исторические корпуса, в которых кроме реставрации ничего иного не предполагается. Закону такое строительство не противоречит, и даже яростный оппонент проекта Рустам Рахматуллин, впечатленный неожиданной речью Александра Кузьмина, согласился, что вынос «распределительного узла» лишь продлит жизнь памятнику. Однако он поставил под сомнение необходимость расширять подземные площади ради нужд организации и строить музею фондохранилище.

Александр Кузьмин, между тем, не отказывается и от идеи вывести из метро новый выход прямо в музей. Паркинга под памятником не будет – зато его, может быть, устроят под Садовым кольцом: Кузьмин напомнил, что в этом месте оно широкое и в центральной части не имеет коммуникаций.

Что до приспособления самих корпусов под музейные помещения, Александр Кудрявцев и другие настаивали на том, чтобы вначале реставраторы определили, какой именно «потенциал» может предложить памятник, – и только затем начинать разработку концепции, а не наоборот. Алексей Клименко, например, обрушился с гневным выпадом в адрес самого Музея Москвы, который со своей «краеведческой коллекцией» не достоин, по его мнению, располагаться «в помещениях героического масштаба». Остается спорным, кстати, вопрос с «самостроем» в исторических корпусах Минобороны, которое, как известно долгое время использовало их как гараж. Стоит ли разбирать дополнительные железобетонные перекрытия и пандусы, сделанные в советское время или сохранить – будут решать эксперты. 

Выступление Александра Кузьмина в целом вызвало самые положительные эмоции у зала; никто не стал возражать против снятия вопроса о перекрытии двора и практически все поддержали идею освоение подземного пространства, в том числе и глава Москомнаследия Валерий Шевчук. А Юрий Росляк призвал начинать археологические и геодезические работы немедленно. Владимир Ресин также высказался одобрительно. Он также отметил, что уже подписал распоряжение по обследованию фундаментов памятника. Напоследок врио мэра поблагодарил Министерство обороны – за то, что не снесли корпуса «в те лихие времена», а сохранили, пусть даже под гараж, как в свое время «поступили моряки Кронштадта и спасли знаменитый собор, разметив в нем клуб».

Третьим по счету совет рассмотрел прославившийся за последние недели проект депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади (Моспроект-2, мастерская Владимира Колосницына), ради которого вчерашнее заседание посетило несколько десятков журналистов – раза в три больше, чем обычно. Александр Кузмин в своем выступлении на этот раз был весьма предсказуем, свою позицию он уже не раз излагал СМИ. Размещение на площади депозитария, по его мнению, возможно, поскольку музеи Кремля, во-первых, до сих пор не имеют своего здания – а оно необходимо, и где-то поблизости. А во-вторых, на выбранном под застройку участке ансамбль площади нуждается в завершении, поскольку сейчас там «торчат глухие торцы» зданий, случайно оставшиеся от расчистки старинного квартала в 1970-е годы. Восстанавливать его – значило бы снова скрыть вид на «…задний, но великолепный фасад» Пашкова дома, а также виды на Кремль с Волхонки. Поэтому площадь все-таки нужно сохранить, к ней уже привыкли. Идея же довершить задуманный еще в Генплане 1935 года ансамбль неким зданием между Пашковым домом и Кремлем существовала, как заметил Кузьмин, еще в 1990-е и была поддержана указом тогдашнего президента, правительством Москвы и органами охраны памятников.

На совет был представлен хорошо известный проект. В нем предусмотрены два подземных уровня для хранения экспонатов, три этажа реставрационных мастерских окнами на Кремлевскую стену, два этажа информационного центра музеев, два небольших выставочных зала и вестибюль в подземном уровне.

Реакция на проект, как и ожидалось, была бурная, правда с самой идеей расширения музеев Кремля согласились абсолютно все. Но многие, однако, стояли за то, чтобы найти для этой цели другое место, а площадь не трогать вовсе. Заслуженный архитектор России,  Зоя Харитонова предложила для этой цели передать музеям ГУМ: любое строительство на Боровицкой площади, по ее мнению, лишает Кремль остатков воздушного пространства и тем уничтожает его масштаб: 5-9 метровые крепостные стены вынуждены будут спорить с 22-метровым депозитарием. А Алексей Клименко предложил найти резерв площади внутри самого Кремля, выселить из него, например, многотысячный гарнизон и не выносить «достояние нации» из этих стен.

С более реалистичными планами выступил Борис Пастернак. Он напомнил, что ЭКОС всегда приветствовал возможность развития кремлевских музеев на площади, но вовсе не правильно концентрировать все функции в одном месте, из-за чего объем раздувается до непозволительных размеров. «Местоположение здания предполагает его доступность и публичность», считает Пастернак, в нем уместны выставочные залы, а реставрационные и прочие технические помещения вполне можно вынести, например, в уже принадлежащие музеям здания по Лебяжьему переулку. Борис Пастернак также отметил, что ЭКОС в свое время настаивал на изменении центричной композиции здания и высказывался за понижение его правого угла, который визуально соседствует с Кремлем. Эксперты также рассчитывали получить видео-визуализацию нового объекта, но пока ничего из этого сделано не было. Нынешние масштабы невозможны, тем более что разрешенные ЮНЕСКО 16 метров высоты должны отсчитываться от подошвы земли, а не холма, из-за чего настоящая высота здания по сегодняшнему проекту оказывается больше 20 метров. Наконец, объект неправильно рассматривать без системы пешеходных связей и без архитектурного решения противоположной стороны площади.

Архитектор Никита Шангин поддержал возможность развития подземных пространств и превращения Боровицкого холма в искусственный. Что до облика здания, то «квази классический язык» нынешнего объекта в XXI веке выглядит, по его мнению, уже «полным провинционализмом».

Председатель совета Владимир Ресин поддержал критиков, сказав, что здание напоминает не музей, а корпус сочинского санатория. «То, что мы выпустили на совет это «чудовище» – наша общая ошибка», заявил он. Корни ее – в желании вместить в этот объект все сразу. В целях уменьшения объемов Ресин предложил пересмотреть проектное задание и что-то из него исключить, а что-то разместить в искусственном холме. Проект обязательно, по мнению врио мэра, должен включить также подземные пешеходные связи. Последнее, что предложил Ресин – это провести на депозитарий национальный конкурс и поручить Союзу архитекторов сформулировать для него задание. На этой оптимистичной ноте  необыкновенно либеральное заседание совета закончилось.
zooming
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др.
Фото Натальи Коряковской
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др. Вариант покрытия двора
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др. Вариант покрытия двора
Музейно-выставочный комплекс «Музей истории Москвы» на базе памятника «Провиантские магазины». Зубовский бул., вл. 2. ТПО-5 «Бюро Платонов». Ю. Платонов, Д. Метаньев, И. Дианова-Клокова и др.
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
zooming
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова
Депозитарно-реставрационный комплекс музея-заповедника «Московский Кремль». Манежная ул., вл. 3-5 ГУП Моспроект-2. М. Посохин, В. Колосницын, А. Стариков, Т. Грамакова

07 Октября 2010

Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.