Царство вещателей

В Имеретинской низменности архитектурная мастерская Speech спроектировала многофункциональный комплекс. Зимой 2014 года он будет работать как Главный медиацентр Олимпиады, а после Игр превратится в торгово-развлекательный центр.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

19 Августа 2010
mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Чобан С.Э., Кузнецов С.О. Главный архитектор проекта: Гордюшин Н.В. Главный инженер проекта: Морозова И.М. Архитекторы: Болдырев А.И., Федорова Е.В., Шубкин А.А.

2010

«Олимпстрой»
Отметим, что это уже второй олимпийский объект для мастерской. В прошлом году Speech участвовала в конкурсе на проектирование стадиона открытия Зимних Олимпийских Игр, а в нынешнем получила заказ на разработку концепции главного Медиацентра. Комплекс, благодаря которому события русской Олимпиады увидит весь мир, будет расположен в непосредственной близости от Олимпийского парка, на зеленом пешеходном бульваре, соединяющем последний с вокзалом. Помимо самого Медиацентра, в состав которого войдут международный вещательный центр и главный пресс-центр, здесь разместится трехзвездочная гостиница для журналистов на 600 мест – ее также проектирует Speech, нашедшая для объектов единое стилистическое решение. О том, что сделать это было не просто, можно судить хотя бы по тому, что общая площадь зданий составляет почти 150 тысяч квадратных метров, а их высота не должна превышать 3 этажей в случае с медиацентром и 8 в случае с гостиницей. Придать столь колоссальному объему интересную форму, а не просто равномерно распластать его по земле – вот амбициозная творческая задача, которую пришлось решить Сергею Чобану и Сергею Кузнецову.

Под строительство медиацентра выделен участок в виде трапеции, чем-то похожей на химическую колбу, положенную на бок. Своей самой длинной западной стороной он обращен к Зеленому бульвару и Олимпийскому парку. В более узком «горлышке» архитекторы разместили гостиницу для журналистов, тогда как основную – северную – часть территории занял медиацентр. Руководящий партнер Speech Сергей Кузнецов объясняет, что это было сделано сразу по нескольким причинам. Во-первых, генплан развития Имеретинской долины предусматривает строительство дорог с северной и восточной сторон участка, а значит, к медиацентру будет обеспечен наилучший доступ. А во-вторых, на соседнем участке (определенном тем же генпланом) расположено поле, на котором можно будет разместить и спутниковые антенны, и временную парковку (по соображениям безопасности, парковаться частным автомобилям под самим медиацентром запрещено).

Таким образом, здание медиацентра растянуто вдоль западной, северной, и восточной границ участка, занимая его большую часть и повторяя трапециевидную конфигурацию. «Лицом» комплекса становится протяженный западный фасад. «Проблема всех длинных фасадов в том, что они очень скучны и монотонны, – говорит Сергей Кузнецов, – и нам всячески хотелось от этого уйти». Вот почему фасад не просто подчеркивает направление Зеленого бульвара, но развивает его тему, превращаясь на всем своем протяжении в пешеходную галерею, защищенную от осадков и палящего солнца. Для того чтобы нарушить монотонность фасадной плоскости, архитекторы выносят кровлю сильно вперед и придают ей ярко выраженную волнообразную форму. И эта волна, и тонкие белоснежные колонны, поддерживающие кровлю, и горизонтальные ламели, опоясывающие здание, – все эти элементы искусно скрадывают истинные габариты комплекса, не только придавая ему визуальную легкость, но и подчеркивая принадлежность к курортной архитектуре города Сочи. И все же, наверно, даже такие пластические ухищрения не спасли бы фасад от ощущения бесконечно тянущейся вдоль бульвара стены, если бы архитекторы не придумали вырезать в здании полукруглую пешеходную площадь. Украшенная фонтаном и парком скульптур, она в будущем завершит перспективу улицы нового жилого района, проектируемого перпендикулярно бульвару.

Еще одной сложностью для архитекторов стала необходимость заложить в проект возможность постолимпийского перевоплощения здания из медиацентра в обычный торгово-развлекательный комплекс. «С точки зрения внутренней планировки комплекса особых проблем нет, – поясняет Сергей Кузнецов, – но эти объекты кардинально отличаются друг от друга объемом энергоснабжения. Медиацентру требуется в десятки раз больше электроэнергии, чем ТРЦ, и единственным способом решить эту проблему мы сочли вариант, предусматривающий использование арендованного инженерного оборудования, которое после Игр будет из здания вывезено». Мобильные блоки, о которых говорит архитектор, разместятся на первом этаже комплекса, а в постолимпийский период эта территория будет использоваться как открытая парковка для посетителей торгового центра. Аналогично будет решена и судьба склада Международного Вещательного центра: технические и подсобные помещения специально сосредоточены в северной части здания, которая по завершении Олимпиады тоже превратится в парковку, правда, уже крытую.

Важно и то, что в здании предусмотрено несколько выходов – соображения безопасности требуют разделять функциональные потоки («вещателей», то есть сотрудников теле- и радиостанций, «прессы», то есть работников печатных СМИ, персонала, VIP и т.п.), а ТРЦ они не помешают уже, скорее, с точки зрения предупреждения столпотворения покупателей. Два основных входа (для «вещателей» и «прессы») расположены со стороны главной площади: журналисты попадают в здание с уровня земли, а пройдя контроль, оказываются на «Главной улице» – основной внутренней артерии здания, имеющей верхний свет.

Как уже говорилось, здания медиацентра и расположенной на том же участке гостиницы решены в едином стиле. Правда, отель в два раза выше своего соседа, поэтому в его оформление архитекторы ввели цвет. Ограждения лоджий каждого из этажей выкрашены в свой собственный тон, благодаря чему восьмиэтажное здание под лихим волнообразным козырьком кажется опоясанным лентами основных цветов олимпийского движения.
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
zooming
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
zooming
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. План первого этажа
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. План второго этажа
© SPEECH
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH
zooming
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
© SPEECH


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
Россия, Сочи

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Чобан С.Э., Кузнецов С.О. Главный архитектор проекта: Гордюшин Н.В. Главный инженер проекта: Морозова И.М. Архитекторы: Болдырев А.И., Федорова Е.В., Шубкин А.А.

2010

«Олимпстрой»

19 Августа 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».