Дворец водных видов спорта будет построен в Ново-Савиновском районе Казани, на улице Чистопольская. Название последней красноречиво отражает актуальную градостроительную ситуацию: правый береги реки Казанка начал застраиваться совсем недавно, после принятия нового генплана развития города, и пока что он действительно напоминает чистое поле, причем очень живописное и эффектно раскрытое на акваторию. Казанские девелоперы давно облюбовали это место для строительства жилья, однако власти города решили, что громкие спортивные соревнования важнее. Впрочем, как только Универсиада пройдет, вокруг двух крупных спортивных объектов (по соседству с Дворцом водных видов спорта на той же Чистопольской будет возведен главный стадион Универсиады) начнет строиться новый жилой микрорайон.
Конкурс на проектирование комплекса водных видов спорта был проведен в Казани в сентябре прошлого года. В нем участвовали три команды – консорциум «Главмосстроя» и архитектурной компании НОК (США), МНИИП «Моспроект-4» и строительный холдинг «Ингеоком» и консорциум ПСО «Казань», архитектурная мастерская SPEECH и британская инженерная компания Arup. Перед архитекторами и инвесторами ставилась непростая задача – спроектировать эффектный внешне и технологичный по своей сути комплекс, который после Универсиады сможет активно использоваться как профессиональными спортсменами, так и жителями города. При этом Дворец должен был получиться еще и предельно экономичным – как говорится, объектов много, а бюджет (в данном случае Татарстана) один. Лучше всех с поставленной задачей, по мнению жюри, справились архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, предложившие трактовать центр водных видов спорта как гигантский параллелепипед с парящей над ним кровлей из деревянных V-образных конструкций.
Важным ограничением стало и само расположение участка практически у воды: заглубить в землю чаши бассейнов, как это обычно делается при строительстве таких объектов, здесь было невозможно. Устанавливать же комплекс на опоры или развитый стилобат архитекторы тоже не хотели, чтобы объем не выглядел слишком громоздким. Поэтому авторы решили окружить бассейн по периметру насыпными валами.
Изначально архитекторы понимали, что им предстоит иметь дело с очень длинным параллелепипедом, ведь чаши бассейнов, которых, согласно техническому заданию, должно было быть три, не разместишь друг над другом. Фактически, архитектурная задача сводилась к тому, чтобы как-то разнообразить лаконичный геометрический объем. Ее решили с помощью кровли – накрыв здание большим «козырьком», облицованным нержавеющей сталью.
Стремясь одновременно и к выразительности, и к разумной экономии, архитекторы искали эргономичную структуру, составленную из одинаковых простых модулей. Таким решением стала шарнирная арка, собранная из V-образных большепролетных деревянных балок. Треугольные клинья вгрызаются в землю, как часть гигантского механизма. Их ритмичное чередование, также как и напряженно выгнутые дуги их внешнего контура, надо признать не чуждыми водным видам спорта. Вообще говоря, силуэт здания в поперечном разрезе, или при взгляде с торца, напоминает известный еще с 1970-х значок-иконку с изображением пловца – тело скрыто под водой (на значке воду обычно рисуют волнистой линией, здесь волны это холмы), а сверху только одна рука, занесенная в профессиональном гребке «кролем». И голова. Так вот, рука – это кровля с козырьком, а голова – прикрытое ими тело здания. Получается спортивная эмблема в объемном выражении. Впрочем, сходство не буквально, оно маячит где-то на периферии сознания.
Также не буквально и сходство Дворца с его собратьями периода классического послевоенного модернизма, а также 1970-1980-х годов. Лаконичная стрела прямоугольного здания, гигантизм (в данном случае вынужденный), заостренные книзу опоры и гигантский козырек напоминают что-то такое неуловимо нимейеровское. Если бы не некоторые детали. На чувство современности работают различные тонкости, такие как чередование фактур: блестящее и матовое перемежается полосами, причем как в стекле, так и в металле. Изнутри добавятся полосы жалюзи синеватой «водной» расцветки. В переплетах окон привычный в подобных сооружениях металл заменен деревом; деревянные рамы изогнуты тонким веером, если посмотреть издали – совершенно «не-деревянного» абриса. Деревянные конструкции внутри также смягчают впечатление, лишая его толики брутализма. А треугольные опоры снаружи не образуют мощных ребер, как того можно было бы ожидать по логике конструкции, а – наоборот, сглажены поперечной и горизонтальной сеткой полос, расположенных внахлест, как доски на крыше.
Все эти фактурные тонкости служат для оформления сложности иного рода – технической. Архитекторы SPEECH, совместно со специалистами Arup, предложили использовать в здании Дворца комплекс современных технических решений, которые превращают его в сложный механизм, поддающийся настройке в зависимости от обстоятельств. Раздвижные стены и полы позволят уменьшать глубину и площадь чаш бассейнов, управлять количеством нагреваемой воды, а следовательно расходом энергии. Вентиляция здания также сможет работать в разных режимах – экономном для тех периодов, когда в бассейне будут находиться лишь обладатели абонементов, и на полную мощность во время соревнований.
Основное помещение Дворца – это его главная спортивная арена, под сводами которой размещены две «чаши». Их размеры – 50 метров в длину и 25 в ширину – соответствуют олимпийским стандартам, а значит, позволят проводить в них самые представительные соревнования по плаванию и водному поло. Третья «чаша» имеет размеры 33.3 х 25 метров и оснащена комплектом вышек и трамплинов; она предназначена для турниров по прыжкам в воду и синхронному плаванию, а также для тренировок и разминки перед серьезными заплывами. От двух основных бассейнов меньший отделен светопрозрачной перегородкой во всю высоту здания.
Архитекторы также предусмотрели разнообразные сценарии последующей, постуниверсиадной эксплуатации Дворца. Малый бассейн, медицинский центр и фитнес-клуб снабжены независимыми входами – после проведения соревнований они, скорее всего, будут использоваться независимо от основного комплекса. Также нашлось место для ресторана и бани.
По словам Сергея Кузнецова, победу в конкурсе SPEECH обеспечили, в первую очередь, ясность архитектурно-планировочной концепции и активное использование зарубежного опыта строительства водноспортивных центров. Мастерской удалось учесть все требования Международной федерации студенческого спорта (FISU), придать комплексу запоминающуюся форму и при этом остаться в рамках бюджета. Дворец водных видов спорта должен быть построен в 2012 году, но уже сегодня экспрессивная дуга его кровли позиционируется комитетом 27-й Летней Универсиады как один из главных символов предстоящих игр.