English version

Разноцветная душа

Строительство «Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии» началось в прошлом году. С тех пор проект одобрил премьер Путин, и он стал довольно-таки известен. Надо сказать, что архитектура этого центра, безусловно очень важного с медицинской точки зрения, нам показалась особенной – ее разноцветье не просто развлекает детей, оно устроено так, чтобы давать надежду на выздоровление

mainImg
Архитектор:
Александр Асадов
Проект:
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2006 — 2009 / 2008 — 2011

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)

Когда я была ребенком, я ненавидела больницы. Вид белых стен и людей в белых халатах пугал меня и заставлял бегать от них по длинным больничным коридорам. А я была болезненным ребенком… Прошло уже 20 лет и даже сейчас поход в больницу стоит немало нервов и усилий над собой. Так место действует на человека, и особенно остро это ощущают дети.

Архитектура детских больниц – это особый вид архитектуры. Он должен учитывать психологию ребенка, а дети все воспринимают острее – они впечатлительнее, чем взрослые. В Советском Союзе детские поликлиники украшали разноцветными мозаиками и росписями на тему счастливого детства октябрят и пионеров, что, несомненно, учитывало детскую психологию, но в идеологическом ключе. В наше время, когда кумирами детей стали Человек-паук и Джек Воробей, «счастливое детство пионеров» едва ли понятно современному ребенку. Так возникает вопрос: какова должна быть современная архитектура детских лечебных заведений?

Вариант ответа на этот вопрос несколько лет разрабатывался в архитектурной мастерской А. Асадова. В прошлом году проект был одобрен, и началось строительство. Речь идет о большом комплексе «Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии» на пересечении Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая.

Центр состоит из нескольких  медицинских корпусов, поликлиники и гостиничного блока для выздоравливающих детей. Их композиция строится по достаточно традиционной схеме, напоминающей лестницу с двумя перекладинами. Два длинных корпуса соединяются двумя короткими, образуя один закрытый внутренний двор посередине и два открытых по краям. Надо сказать, что эта схема была придумана и опробована авангардом 1920-х для больших жилых и общественных зданий, и с тех пор распространена достаточно широко, в том числе в школах и в больницах. Однако в северо-западной части схема теряет привычную жесткость – корпуса размыкаются, перекладина теряет прямизну, а объемы начинают лепиться друг к другу совсем иначе, бойко, асимметрично, разноцветье достигает апогея, а гипертрофированные длинные «ножки» довершают эффект сказочного «городка». Этот городок – гостиница для выздоравливающих детей, назван авторами «Древом жизни».

О разноцветьи надо сказать отдельно. Это один из главных архитектурных приемов, можно даже сказать, что в нем – душа этого медицинского комплекса, расписанного «розными краски» почти как храм узорочного XVII века. Разноцветны эркеры прямых медицинских корпусов – возможно, их потом можно будет и называть по цветам: «зеленый», «фиолетовый», «оранжевый». Разноцветны интерьеры – где-то стены, где-то колонны. Все цвета – яркие, открытые, радужные.

В чем, вероятно, кроется секрет этой архитектуры, а точнее смысл, заложенный в нее авторами здания. Цвета радуги, будучи разбиты на фрагменты, в одном месте собираются подобием букета и возвращают радуге цельность, как будто бы стоят ее заново. За цветом следует форма – тоже собирается в пучок, теряет строгость – как будто бы радуга, фокусируясь в одном месте, преобразует здание.

Здесь надо вспомнить, что радуга – символ надежды. Так что это не цвет как таковой пронизывает здание, а надежда на выздоровление – собрана на «Древе жизни» и бросает свои отблески на другие корпуса, обнадеживая малышей и их родителей, давая опору. Более чем осмысленное архитектурное решение – фактически, авторы попытались с помощью одного только искусства (!) дать людям надежду. Или даже «подстегнуть» процесс выздоровления и перехода детей из пространства медицинских «балок» в «живой городок».

Конечно же, это не первое здание для детей, построенное на разноцветьи. «Красочная» тема популярна в зарубежной архитектуре для детей – можно, например, вспомнить японские детские сады из пластиковых контейнеров и многое другое. Веселые цвета приятны детям и взрослым, они способны создать дружелюбную атмосферу и сделать жизнь менее унылой. У нас такие опыты тоже не внове – уже давно стала классикой школа-интернат для аутичных детей Андрея Чернихова Не так давно все возможные премии собрал интернат в Кожухово, построенный бюро «Атриум». Мастерская Асадова также не впервые обращается к теме цвета – вполне логичной для детей. Об одном проекте – в Мытищах – мы уже писали. Однако «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» занимает в этом ряду – с архитектурной очки зрения – не самое обычное место. Потому, что в радужное разноцветье здесь вложен смысл, заведомо превосходящий «просто» хорошее настроение. Здесь архитекторы как будто бы попытались – по-своему – помолиться за выздоровление детей.

ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
2011
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
2011
2009
2009
2009
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» © Архитектурное бюро Асадова
Архитектор:
Александр Асадов
Проект:
ФНКЦ «Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии»
Россия, Москва, Ленинский пр-т, 115

Авторский коллектив:
Архитекторы: М.Посохин, А.Асадов (рук. авт. колл.), В.Легошин, И.Гелета, В.Колесников, И.Силачева, Н.Семиколенова, П.Искосков, Е.Шилягина, И.Курочкина, С.Терехов, О.Демина, Ю.Любимкина, Е.Мироненко, Е.Лебедева, Д.Дюба, Е.Вербицкая; А.А.Асадов, В.Кислов, М.Малеин, И.Коренев, А.Штанюк, А.Санду, Н.Ульянова, М.Павлова, Н.Кузьмина, Л.Захарова, А.Хлыстова, А.Чеснокова. Конструкторы: ООО «Моноракурс»: Дубатовка И.П.; Сосин К.М.
Инженеры: Струченевский А.Б.; Небытов А.М.; А.М.Кипняк Л.М.; Кулешова М.Б.
Проект интерьеров: ООО «Транзумед»: Б.Кенен и др.; Архитектурное Бюро Асадова: А.Асадов, М.Павлова, А.Зарубина.

2006 — 2009 / 2008 — 2011

Заказчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Генподрядчик: ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник»
Поставщики:
Компания СМК – AluWALL System
(фасадные системы AluWALL® system, проектирование под объект, производство, СМР)

18 Февраля 2009

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.